Задания для учащихся по формированию читательской грамотности.
Оценка 4.8

Задания для учащихся по формированию читательской грамотности.

Оценка 4.8
Документация +3
docx
история +1
6 кл—11 кл
13.11.2021
Задания для учащихся по формированию читательской грамотности.
Задания могут быть использованы на уроках истории и обществознания для формирования у учащихся читательской грамотности (функциональной грамотности).
читательская грамотность.docx

1.     УМЕНИЕ находить и извлекать информацию

1.Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» и выполните задания.

В год 987. Созвал Владимир бояр своих и старцев городских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, говоря: “Прими закон наш”. Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира. И удивительное рассказывают, будто бы и другой свет есть — и чудно слушать их, — если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то по смерти снова востанет, и не умереть ему вовеки; если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы посоветуете? что ответите?» И сказали бояре и старцы: «Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь поистине все разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, какая у кого служба и кто как служит Богу». И понравилась речь их князю и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом десять, и сказали им: «Идите сперва к болгарам и испытайте веру их и службу». Они же отправились и, придя к ним, видели их скверные дела и поклонение в мечети, и вернулись в землю свою. И сказал им Владимир: «Идите еще к немцам, высмотрите и у них все, а оттуда идите в Греческую землю». Они же пришли к немцам, увидели службу их церковную, а затем пришли в Царьград и явились к цесарю. Цесарь же спросил их: «Зачем пришли?» Они же рассказали ему все. Услышав это, цесарь обрадовался и в тот же день оказал им почести великие. На следующий же день послал к патриарху, так говоря ему: «Пришли русские, разузнать о вере нашей, приготовь церковь и клир и сам оденься в святительские ризы, чтобы видели они славу Бога нашего». Услышав об этом, патриарх повелел созвать клир, сотворил по обычаю праздничную службу, и кадила зажгли, и устроили пение и хоры. И пошел с русскими в церковь, и поставили их на лучшем месте, показав им церковную красоту, пение и службу архиерейскую, предстояние дьяконов и рассказав им о служении Богу своему. Они же были в восхищении, дивились и хвалили их службу. И призвали их цесари Василий и Константин, и сказали им: «Идите в землю вашу», и отпустили их с дарами великими и с честью. Они же вернулись в землю свою.

Повесть временных лет

ИСКЛЮЧИТЕ НЕПРАВИЛЬНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ

  1. В 987 году Владимир на собрании о выборе веры принял «христианство»
  2. Владимир принял решение отправить послов в страны с разными религиями
  3. Византийские обряды и богослужение более всего понравились послам
  4. Болгары в отрывке – мусульмане.
  5. С византийскими церковными обрядами знакомил сам император
  6. Религия евреев показалась послам слишком простой

 

2.

Для России, как самой большой по площади страны мира, проблема развития локальных территорий стоит особенно остро. Наличие межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации оказывает негативное влияние как на социально-экономическое, так и на пространственное развитие государства. Рыночные реформы 1990-х гг. изменили административные и экономические основы развития большинства населенных пунктов, особенно сильно затронув малые и средние города. Подавляющее большинство последних было создано планово в период проведения масштабной индустриализации, в условиях, когда каждый город играл определенную роль в экономическом пространстве страны и был связан производственными цепочками с другими территориями. С переходом к рынку произошел разрыв устоявшихся связей, и большая часть малых и средних городов так и не смогла полностью адаптироваться к новым экономическим условиям. Урбанизация – вполне закономерный и неотъемлемый этап развития страны, а центростремительные процессы расселения не являются исключительно российской особенностью. Вместе с тем многие ученые акцентируют внимание на возможных угрозах, которые несут в себе указанные тенденции развития экономического пространства. Миграционный отток населения из малых и средних городов во многом обусловлен стремлением людей к более высокому уровню и качеству жизни, которые может обеспечить крупный город. Однако не все так однозначно. В пореформенный период повсеместно в малых и средних городах, а также в крупных сельских населённых пунктах шел процесс ликвидации значительной части социальных, производственно-экономических и градостроительных объектов: закрывались филиалы банков, отделения налоговых служб, малокомплектные школы, филиалы вузов, было сокращено количество районных учреждений культуры и здравоохранения. Такая «оптимизация» самым негативным образом сказалась на качестве жизни населения и повлияла непосредственно и на экономическую жизнь российской провинции.

Ускова Т.В., Секушина И.А. Стратегические приоритеты средних и малых городов

 

ВЫБЕРИТЕ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ

1.      Миграционный отток из малых и средних городов сыграл для них положительную роль

2.      Малые и средние города обеспечивали индустриализацию в СССР

3.      Урбанизация – это преимущественно российское явление.

4.      Внутрирегиональные различия оказывают отрицательное влияние на развитие государства как в целом, так и на его отдельные части

5.      Проблема локальных территорий – закономерная проблема всех больших по территории стран

6.      Проводимые в стране реформы, как правило, не оказывают существенного влияния на малые города, они устойчиво развиваются из-за своих размеров.

7.      Приспособление к новым экономическим условиям, в следствие развития экономики, происходит сложнее в малых и средних городах

 

3.

Вопрос о том, где искать информацию, действительно очень важен. И в первую очередь, по той причине, что XXI век – это век информационный. А это, в свою очередь, значит, что информационный поиск на настоящее время имеет свою специфику.

Давайте вспомним: в конце прошлого века и даже начале настоящего столетия с целью поиска информации люди обращались в специализированные заведения. К таким можно отнести библиотеки, архивы, картотеки и другие подобные органы информации. Но если в то время, чтобы отыскать информацию о том, что интересует, человеку нужно было собраться, выйти из дома, добраться до нужного места, заполнить заявку, отстоять очередь, чтобы её отдать, некоторое время подождать, пока нужная литература будет найдена, а затем провести несколько часов в поиске конкретной информации и её записи на бумагу, то сегодня все эти пункты можно обойти стороной, т.к. практически у каждого дома имеется компьютер и доступ в Интернет.

Исходя из этого, актуальные ещё в не таком далёком прошлом информационные базы (архивы, библиотеки и прочее) сегодня, если и не потеряли своей актуальности, то во всяком случае имеют гораздо меньшее количество клиентов.

Чтобы найти то, что нужно в Интернете, требуется просто ввести запрос в строке поискового сервиса (вспоминаем первый этап), нажать кнопку «Найти» и выбрать наиболее подходящий из предложенных вариантов – интернет-страниц. О поиске информации в Интернете мы продолжим говорить чуть позже, а пока заметим, что пренебрегать традиционными способами поиска информации всё же не стоит, и время от времени можно наведываться в библиотеку, картотеку или архив. Ко всем прочему, это позволит вам разнообразить свою деятельность, развеяться и провести время необычно, с пользой и интересом.

Говоря о подборе источников для поиска информации, нельзя не затронуть вопрос о достоверности, что говорит о необходимости уметь анализировать источники данных и определять те, которым можно доверять.

 

https://4brain.ru/samoobrazovanie/poisk.php

 

ЗАДАНИЯ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ (возможные варианты)

  1. Какие изменения произошли в вопросе поиска информации с развитием технологий (сформулируйте предложения развернуто)
  2. Какие положительные изменения при поиске информации появились с развитием технологий (сформулируйте не менее трех изменений)
  3. Какие отрицательные последствия могут наступить при поиске информации только через электронные системы (сформулируйте не менее трех последствий)
  4. Какой общественный процесс отражается в отрывке и связан с культурной интеграцией и возможностью получения информации в широком охвате.
  5. Какой тип общества отражен в документе. Приведите аргумент(ы), подтверждающие ваш вывод

 

2.     УМЕНИЕ интегрировать и интерпретировать информацию

1.

ЗАДАНИЯ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ (возможные варианты заданий)

- Прочитайте отрывки об общественном прогрессе. Сравните точки зрения авторов, кто из авторов – сторонник общественного прогресса, а кто противник (если таковые есть).

- Прочитайте отрывки об общественном прогрессе, сравните, кто из авторов оптимистичнее смотрит на развитие общества (аргументируйте тремя положениями)

- Прочитайте отрывки об общественном прогрессе, как каждый из авторов понимает данное общественное явление (приведите пояснение из текста)

 

2.

Глобализация – это возможность чувствовать себя везде как дома и вместе с тем как бы за границей. Хорошо путешествовать под крылом глобализации, при условии, само собой, что у вас много евро и вы не отличаетесь особой глубиной восприятия. Я езжу по миру, но ничего не вижу, потому что нечего видеть. Все страны похожи на мою. Что в лоб, что по лбу. Все одеты одинаково, как из инкубатора, и ходят в одни и те же магазины. Единственный положительный результат подобной уравниловки: весь мир у меня дома, а раз уезжать – это все равно что оставаться, то почему бы не уехать?

Фредерик Бегбедер, из книги «Романтический эгоист»

 

„Глобализация – это процесс создания общего экономического пространства, ведущий к интеграции мировой экономики благодаря все более свободному перемещению товаров, капитала и труда… рассматривая как чисто экономический процесс, глобализация является ценностно-нейтральной.“  

Дипак Лал


ЗАДАНИЯ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ (возможные варианты заданий)

- Прочитайте отрывки о глобализации. Сравните точки зрения авторов, кто из авторов – сторонник глобализации, а кто противник (если таковые есть).

- Прочитайте отрывки о глобализации, сравните, кто из авторов оптимистичнее смотрит на данный процесс (аргументируйте тремя положениями)

- Прочитайте отрывки о глобализации, как каждый из авторов понимает данное общественное явление (приведите пояснение из текста)

- В чем с точки зрения обоих авторов отрицательная сторона глобализации (приведите обоснование из текста)

 

3.

Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и … расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, – создание правового поля в предпринимательской сфере… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль – сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.

А.Прохоровский

СООТНЕСИТЕ ПОЛОЖЕНИЯ (подберите позиции, на основе почитанного текста)

А. Борьба с монополиями                                               1. Функции государства в рыночной экономике

Б. Установление государством цен                          2. Функции государства в нерыночных экономиках

В. Распределение госзаказа крупным предприятиям

Г. Традиционный способ распределения доходов

Д. Поддержание и развитие конкуренции

Е. Установление контроля над прибыльными предприятиями государством

Ж. Поддержка стабильности рыночной системы

З. Приоритетное государственное финансирование сельского хозяйства

И. Создание общественных благ

К. Создание правового поля в предпринимательстве

 

УМЕНИЕ осмыслять и оценивать содержание и форму текста

1.

Поздней осенью 1253 года Великий князь Александр Ярославич Невский возвращался из Саркела, столицы Золотой Орды. Дорога была долгой, князь погрузился в воспоминания о делах давно минувших дней.

Припомнил он, как в 1236 году новгородское вече избрало его князем. Хорошо княжить в Новгороде. Всеми делами руководит архиепископ, войском командует тысяцкий, а дело князя – на охоту ездить да пиры устраивать. Но не таков был Александр Ярославич, понимал он, что давно зарятся на богатые новгородские земли западные соседи – франки и немцы. И вот, летом 1240 года гонец принёс тревожную весть – плывут по Неве боевые корабли, числом более полусотни, по виду, вроде шведские. Собрал быстро князь свою дружину и поскакали они навстречу неприятелю. Вечером 15 июля шведы причалили к берегу, чтобы ночевать на берегу, а на следующий день продолжить плавание. В это время из ближайшего леса набросились на них силы Александра Невского. Битва была недолгой, остатки разбитой шведской дружины во главе с ярлом Биргером кое-как сумели спастись.

Тем временем, в новгородскую землю вторглись рыцари-крестоносцы из Тевтонского ордена. Собрав свою дружину и новгородских ополченцев, князь Александр двинулся навстречу врагу. Весенним утром 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера состоялось знаменитое Ледовое побоище. Рыцари построились «свиньей». Александр поступил наоборот, разместив по центру ополченцев, а конную дружину расположил на флангах. Ему удалось окружить и уничтожить противника.

 

ЗАДАНИЯ НА СОПОСТАВЛЕНИЕ информации (возможные варианты)

1.       Оцените правдоподобность описанных событий (аргументируйте свой ответ развернуто)

2.       Оцените полноту и ясность представленной в тексте информации (аргументируйте свою точку зрения)

3.       Определите отношение автора к описываемым событиям (аргументируйте свою точку зрения)

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

УМЕНИЕ находить и извлекать информацию 1

УМЕНИЕ находить и извлекать информацию 1

Миграционный отток населения из малых и средних городов во многом обусловлен стремлением людей к более высокому уровню и качеству жизни, которые может обеспечить крупный город

Миграционный отток населения из малых и средних городов во многом обусловлен стремлением людей к более высокому уровню и качеству жизни, которые может обеспечить крупный город

ЗАДАНИЯ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ (возможные варианты)

ЗАДАНИЯ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ (возможные варианты)

Единственный положительный результат подобной уравниловки: весь мир у меня дома, а раз уезжать – это все равно что оставаться, то почему бы не уехать?

Единственный положительный результат подобной уравниловки: весь мир у меня дома, а раз уезжать – это все равно что оставаться, то почему бы не уехать?

УМЕНИЕ осмыслять и оценивать содержание и форму текста 1

УМЕНИЕ осмыслять и оценивать содержание и форму текста 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2021