Т.Н. Сулименко
МКОУ Тамтачетская СОШ,
п. Тамтачет, Тайшетский район
Задания на развитие математической речи учащихся.
Математика – сложный предмет, который требует умственного
напряжения, развития мышления. Для сознательного усвоения знаний по математике
необходимо умение логически мыслить, грамотно рассуждать, анализировать. Не
последнее место в обучении занимает и то, что ученик должен точно, кратко
излагать свои мысли, правильно строить предложения.
Не секрет, что сейчас дети мало
читают. Внимание к важности грамотной математической речи формирует у учащихся
и более внимательное отношение к тексту учебника. Понимать смысл читаемого -
этому должен научиться ребенок, а учитель обязан помочь ему.
Неаккуратность в речи учителя может породить ответную неаккуратность в речи учащихся. Учитель должен с высокой требовательностью относиться к речи учащихся. Слушая их ответы на уроках, он должен быть внимательным, реагировать на все неточности. Тогда и сами учащиеся привыкают критически относиться к своей речи и речи других. Надо
следить, чтобы ответы учащихся были полными и связными. Добиваясь логической стройности речи учащихся, учитель математики способствует формированию у них умения чётко и логически мыслить.
Развитию математической речи учащихся способствуют задания следующего характера:
- заполнение пропусков.
Например, произведение двух или нескольких множителей равно нулю тогда и только тогда, когда…. (один из множителей равен нулю);
- составление математических утверждений.
Например, дать определение квадрата через понятие «параллелограмм» (параллелограмм все стороны и углы которого равны является квадратом);
- задания на нахождение лишних слов в утверждениях.
Например, треугольник две стороны и два угла которого равны, называют равнобедренным (и два угла);
- задания на нахождение и исправление ошибок.
Например, углы равнобедренного треугольника равны. (Необходимо добавить: при основании треугольника);
- упражнения на составление задач.
Например, давать учащимся задания на составление задач, по заданному уравнению;
- задания с комментированием решения;
- задания типа «понял сам- объясни другому».
Не секрет, что некоторый материал ученики друг другу могут объяснить лучше, чем учитель. Учителю достаточно дать первичное объяснение материала, который не изучается в школьном курсе, но вполне востребованный учащимися на экзамене, консультантам. Например, формулу Пика о нахождении площади многоугольника, изображенного на клетчатой бумаге;
- исследовательские работы и проекты.
Особую роль в формировании математической речи занимают задания подобного вида. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно добывать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в современном обществе, к меняющимся условиям жизни, правильно будет ориентироваться в выборе профессии и будет жить творческой жизнью. Защита проекта- яркое событие, где непосредственно будет показано развитие речи ученика.
Развитие математической речи у учащихся- процесс управляемый, но у учителя в работе должна быть определенная система. Развитие математической речи – работа трудная и кропотливая, так как приходится много заниматься с каждым учеником индивидуально.
Библиографический список
1. Аминова, М. К. Развитие устной и письменной математической речи учащихся 4-5 классов при изучении геометрического материала: канд. пед. наук / Аминова М. К.. – Ашхабад, 1982, - 176 c.
2. Болотов, В. А. Математика – наш второй язык, который нельзя не учить! (интервью) / В. А. Болотов // Математика в школе. – 2012. - №8. – С. 3-7.
3. Гибш, И. А. Развитие речи в процессе изучения школьного курса математики / И. А. Гибш// Математика в школе. – 1995. - №6. – С. 27-33.
4. Гнеденко, Б. В. Развитие мышления и речи при изучении математики / Б. В. Гнеденко // Математика в школе. – 1991
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.