Задания на развитие математической речи учащихся
Оценка 4.9

Задания на развитие математической речи учащихся

Оценка 4.9
docx
математика
02.05.2020
Задания на развитие математической речи учащихся
2.docx

    Т.Н. Сулименко

МКОУ Тамтачетская СОШ,

п. Тамтачет, Тайшетский район

 

Задания на развитие математической речи учащихся.

 

    Математика  – сложный предмет, который требует умственного напряжения, развития мышления. Для сознательного усвоения знаний по математике необходимо умение логически мыслить, грамотно рассуждать, анализировать. Не последнее место в обучении занимает и то, что ученик должен точно, кратко излагать свои мысли, правильно строить предложения.
       Не секрет, что сейчас дети мало читают. Внимание к важности грамотной математической речи формирует у учащихся и более внимательное отношение к тексту учебника. Понимать смысл читаемого - этому должен научиться ребенок, а учитель обязан помочь ему.

   Неаккуратность в речи учителя может   породить ответную неаккуратность в речи учащихся. Учитель должен с высокой требовательностью относиться к речи учащихся. Слушая их ответы на уроках, он должен быть внимательным, реагировать на все неточности. Тогда и сами учащиеся привыкают критически относиться к своей речи и речи других. Надо

следить, чтобы ответы учащихся были полными и связными. Добиваясь логической стройности речи учащихся, учитель математики способствует формированию у них умения чётко и логически мыслить.

     Развитию математической речи учащихся способствуют задания следующего характера:

- заполнение пропусков.

Например, произведение двух или нескольких множителей равно нулю тогда и только тогда, когда…. (один из множителей равен нулю);

- составление математических утверждений.

Например, дать определение квадрата через понятие «параллелограмм» (параллелограмм все стороны и углы которого равны является квадратом);

- задания на нахождение лишних слов в утверждениях.

Например, треугольник две стороны и два угла которого равны, называют равнобедренным (и два угла);

- задания на нахождение и исправление ошибок.

Например, углы равнобедренного треугольника равны. (Необходимо добавить: при основании треугольника);

- упражнения на составление задач.

Например, давать учащимся задания на составление задач, по заданному уравнению;

- задания с комментированием решения;

- задания типа «понял сам- объясни другому».

 Не секрет, что некоторый материал ученики друг другу могут объяснить лучше, чем учитель. Учителю достаточно дать первичное объяснение материала, который не изучается в школьном курсе, но вполне востребованный учащимися на экзамене, консультантам. Например, формулу Пика о нахождении площади многоугольника, изображенного на клетчатой бумаге;

- исследовательские работы и проекты.

Особую роль в формировании математической речи занимают задания подобного вида. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно добывать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в современном обществе, к меняющимся условиям жизни, правильно будет ориентироваться в выборе профессии и будет жить творческой жизнью. Защита проекта- яркое событие, где непосредственно будет показано развитие речи ученика.

    Развитие математической речи у учащихся- процесс управляемый, но у учителя в работе должна быть определенная система. Развитие математической речи – работа трудная и кропотливая, так как приходится много заниматься с каждым учеником индивидуально.

 

Библиографический список

 

1. Аминова, М. К. Развитие устной и письменной математической речи учащихся 4-5 классов при изучении геометрического материала: канд. пед. наук / Аминова М. К.. – Ашхабад, 1982, - 176 c.

2. Болотов, В. А. Математика – наш второй язык, который нельзя не учить! (интервью) / В. А. Болотов // Математика в школе. – 2012. - №8. – С. 3-7.

3. Гибш, И. А. Развитие речи в процессе изучения школьного курса математики / И. А. Гибш// Математика в школе. – 1995. - №6. – С. 27-33.

4. Гнеденко, Б. В. Развитие мышления и речи при изучении математики / Б. В. Гнеденко // Математика в школе. – 1991


 

Т.Н. Сулименко МКОУ Тамтачетская

Т.Н. Сулименко МКОУ Тамтачетская

Например, формулу Пика о нахождении площади многоугольника, изображенного на клетчатой бумаге; - исследовательские работы и проекты

Например, формулу Пика о нахождении площади многоугольника, изображенного на клетчатой бумаге; - исследовательские работы и проекты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2020