Задания на развитие математической речи учащихся

  • docx
  • 02.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 2.docx

    Т.Н. Сулименко

МКОУ Тамтачетская СОШ,

п. Тамтачет, Тайшетский район

 

Задания на развитие математической речи учащихся.

 

    Математика  – сложный предмет, который требует умственного напряжения, развития мышления. Для сознательного усвоения знаний по математике необходимо умение логически мыслить, грамотно рассуждать, анализировать. Не последнее место в обучении занимает и то, что ученик должен точно, кратко излагать свои мысли, правильно строить предложения.
       Не секрет, что сейчас дети мало читают. Внимание к важности грамотной математической речи формирует у учащихся и более внимательное отношение к тексту учебника. Понимать смысл читаемого - этому должен научиться ребенок, а учитель обязан помочь ему.

   Неаккуратность в речи учителя может   породить ответную неаккуратность в речи учащихся. Учитель должен с высокой требовательностью относиться к речи учащихся. Слушая их ответы на уроках, он должен быть внимательным, реагировать на все неточности. Тогда и сами учащиеся привыкают критически относиться к своей речи и речи других. Надо

следить, чтобы ответы учащихся были полными и связными. Добиваясь логической стройности речи учащихся, учитель математики способствует формированию у них умения чётко и логически мыслить.

     Развитию математической речи учащихся способствуют задания следующего характера:

- заполнение пропусков.

Например, произведение двух или нескольких множителей равно нулю тогда и только тогда, когда…. (один из множителей равен нулю);

- составление математических утверждений.

Например, дать определение квадрата через понятие «параллелограмм» (параллелограмм все стороны и углы которого равны является квадратом);

- задания на нахождение лишних слов в утверждениях.

Например, треугольник две стороны и два угла которого равны, называют равнобедренным (и два угла);

- задания на нахождение и исправление ошибок.

Например, углы равнобедренного треугольника равны. (Необходимо добавить: при основании треугольника);

- упражнения на составление задач.

Например, давать учащимся задания на составление задач, по заданному уравнению;

- задания с комментированием решения;

- задания типа «понял сам- объясни другому».

 Не секрет, что некоторый материал ученики друг другу могут объяснить лучше, чем учитель. Учителю достаточно дать первичное объяснение материала, который не изучается в школьном курсе, но вполне востребованный учащимися на экзамене, консультантам. Например, формулу Пика о нахождении площади многоугольника, изображенного на клетчатой бумаге;

- исследовательские работы и проекты.

Особую роль в формировании математической речи занимают задания подобного вида. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно добывать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в современном обществе, к меняющимся условиям жизни, правильно будет ориентироваться в выборе профессии и будет жить творческой жизнью. Защита проекта- яркое событие, где непосредственно будет показано развитие речи ученика.

    Развитие математической речи у учащихся- процесс управляемый, но у учителя в работе должна быть определенная система. Развитие математической речи – работа трудная и кропотливая, так как приходится много заниматься с каждым учеником индивидуально.

 

Библиографический список

 

1. Аминова, М. К. Развитие устной и письменной математической речи учащихся 4-5 классов при изучении геометрического материала: канд. пед. наук / Аминова М. К.. – Ашхабад, 1982, - 176 c.

2. Болотов, В. А. Математика – наш второй язык, который нельзя не учить! (интервью) / В. А. Болотов // Математика в школе. – 2012. - №8. – С. 3-7.

3. Гибш, И. А. Развитие речи в процессе изучения школьного курса математики / И. А. Гибш// Математика в школе. – 1995. - №6. – С. 27-33.

4. Гнеденко, Б. В. Развитие мышления и речи при изучении математики / Б. В. Гнеденко // Математика в школе. – 1991