СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА
1. Составьте словосочетания с данными словами. Обратите внимание на особенности управления этих слов.
Беспокоиться (о ком-нибудь); тревожиться (за кого-нибудь); примириться (с чем-нибудь); превосходство (над кем-нибудь); преимущество (перед кем-нибудь); удивляюсь (чему-нибудь); удивлен (чем-нибудь); отчитаться (в чем-нибудь); сделать отчёт (о чем-нибудь), но: отдавать себе отчёт (в чём-нибудь); обращать внимание (на что); уделять внимание (чему); полон (чего); наполнен (чем); удивляться (чему); поражаться (чем); предупреждать (о чем); предостерегать (от чего).
2. Перепишите данные словосочетания, ставя заключённые в скобки слова в нужном падеже.
Скучать по (родной город), Бродить по (парк и роща), взбираться по (лестница), приехать по (окончание института), возвратиться по (завершение строительства), справиться по (прибытие в столицу), рассказать по (возвращение из командировки), отчитаться по (окончание экспедиции), заплатить по (триста восемь рублей), купить по (двадцать три) тетради, поступить наперекор (желание), действовать вопреки (совет), уезжать согласно (предписание), добиться хорошего урожая благодаря (правильная обработка полей), выйти навстречу (участники пробега), петь подобно (соловей).
3. Исправьте ошибки в предложениях.
1.Ответ по его заявлению отправлен своевременно. 2. Статья написана по той же теме. 3. Сомнительны показатели по использованию электроэнергии. 4. Потребности Голландии по ржи, ячменю удовлетворяются импортом. 5. Мать беспокоится за своего сына, воюющего в Чечне. 6. Равнодушие руководителей за судьбу подчиненных вызывает возмущение. 7. Необходимо точно определить потребность кирпича и других материалов. 8.Аспирант должен представить отчет в проделанной им работе. 9. Факты, о которых изложил автор письма, полностью подтвердились. 10. Преступник не раскаялся за содеянное. 11. Ввиду прошедших дождей урожай обещает быть хорошим.
4. Составьте 5 предложений, используя конструкцию ТЕ, КТО…, и 5 предложений с конструкцией ВСЕ, КТО…, употребляя глаголы-сказуемые в прошедшем времени.
5. Решите языковую задачу:
Профессор Иванов с дочерью пришли в воскресенье на каток. Доцент Петров с сыном тоже пришел туда. Кто старше: дочь профессора или сын доцента?
6. Исправьте ошибки в употреблении несогласованных приложений.
1. В журнале «Светской жизни» опубликованы результаты голосования. 2. Ребенок всерьез заинтересовался оперой «Щелкунчиком». 3. О гуслях любовно говорится в былинах, в замечательном памятнике «Слове о полку Игореве». 4. В магазине тканей «Золушке» работают лучшие специалисты в области швейного искусства. 5. В «Послание в Сибирь» Пушкин призывает ссыльных декабристов не падать духом.
7.В каком предложении нет грамматической ошибки?
1) Похолодало, и мы надели тёплые пальто.
2) Я за тобой очень скучал.
3) Комиссия установила о причинах аварии.
4) Шли дождь и два студента.
8. В каком предложении нет грамматической ошибки?
1) Не обращай внимания на такие пустяки.
2) Это был характерный ему почерк.
3) Иваси был свежий.
4) Кто бы ни приезжали в наш город, восхищались его провинциальной стариной.
9.Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) До сих пор нет рецензий на премьерный показ модной коллекции.
2) Мать тревожилась за него и за Нину.
3) Зимой мы скучали по морю.
4) Люди почитают и преклоняются перед заслугами этого знаменитого доктора.
10. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) На предсказания метеорологов ориентируются как хозяйственная, так и медицинская службы.
2) Большинство книг, рассказывающих о жизни рептилий, издано в нашей стране.
3) Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы».
4) Те, кто не изучает иностранный язык, лишены возможности читать в подлиннике шедевры мировой литературы.
11. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Благодаря статьи в газете мы узнали о возобновлении туристского теплоходного маршрута к «Северным островам».
2) Кемь является одним из самых старых городов России, расположенных на Белом море.
3) Все, кто написал рецензию на «отлично», дали глубокий анализ произведения и обосновали свою точку зрения.
4) В рассказе Паустовского «Скрипучие половицы» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора Чайковского.
12. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) За короткий срок в городе-спутнике построена не только новая школа, больница, а также драматический театр и библиотека.
2) И.С. Тургенев говорил, что Россия без любого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не проживёт.
3) Благодаря особенностям почвы на этом горном склоне можно найти чуть ли не половину всех известных дикорастущих цветов.
4) В основу стихотворения В.А. Жуковского «Певец» положены известные образы-символы – лира и венец.
13. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки.
1) Родители спросили меня, что не хочу ли я поступать в вуз.
2) Все, кто знают творчество Чехова, восхищаются им.
3) В журнале «Современник» печатаются современные публицистические произведения.
4) По окончанию школы я буду поступать в институт.
14. Прочитайте предложения. Укажите, какие ошибки допущены в построении деепричастных оборотов. Перепишите предложения, исправляя их.
1) Меня не раз охватывал смех, глядя комедию «Ревизор». 2) Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей. 3) Посмотрев такую постановку, сразу напрашивается вывод о жизни за стенами костылёвской ночлежки. 4) Приехав из города, перед Давыдовым возникает ряд трудностей. 5) Множество городов и деревень было уничтожено фашистами, лишив население крова. 6) Войдя в кочегарку, нас обдало жаром. 7) Услышав о разведке, Пете стало весело.
15.Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Пользуясь фразеологическим словарём,
1) меня поразило богатство языка.
2) сначала читается вступительная статья
3) объясните значение этого выражения.
4) некоторые примеры вам покажутся знакомыми.
16. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Исследуя творчество Пушкина,
1) удивляешься разносторонности таланта художника.
2) обнаруживаются черты разных литературных направлений.
3) многогранность его таланта вызывает восхищение.
4) литературоведа ждёт ещё много открытий.
17. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Возвращаясь с работы,
1) я заглянул по пути к приятелю.
2) на дорогах были пробки.
3) внезапно погода испортилась и полил дождь.
4) магазины уже не работали.
18. Какое предложение с деепричастным оборотом содержит ошибку?
1)Создавая экологический прогноз, требуются специальные знания.
2) Работая со словарём, обращайте внимание на специальные пометы.
3) Приехав домой, я сразу же встретился с друзьями.
4) Сидя за партой, следите за своей осанкой.
19.В каком предложении нет грамматической ошибки?
1) Похолодало, и мы надели тёплые пальто.
2) Я за тобой очень скучал.
3) Комиссия установила о причинах аварии.
4) Шли дождь и два студента.
20. В каком предложении нет грамматической ошибки?
1) Не обращай внимания на такие пустяки.
2) Это был характерный ему почерк.
3) Иваси был свежий.
4) Кто бы ни приезжали в наш город, восхищались его провинциальной стариной.
21.Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) До сих пор нет рецензий на премьерный показ модной коллекции.
2) Мать тревожилась за него и за Нину.
3) Зимой мы скучали по морю.
4) Люди почитают и преклоняются перед заслугами этого знаменитого доктора.
22. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки?
1) Родители спросили меня, что не хочу ли я поступать в вуз.
2) Все, кто знают творчество Чехова, восхищаются им.
3) В журнале «Современник» печатаются современные публицистические произведения.
4) По окончанию школы я буду поступать в институт.
24.Укажите предложение, в котором нарушены синтаксические нормы.
1) Ещё в глубокой древности янтарь использовали как украшение, о чём упоминает даже Гомер в поэме «Одиссея».
2) Один из функциональных стилей, имеющий особую форму применения – искусство, называют художественным.
3)Благодаря разнообразным стилевым вкраплениям в художественной речи создаётся иронический или юмористический характер повествования.
4) Все, кто приезжали в Волгоград, приходили на мамаев курган.
25. Проанализируйте выполненные задания, на их основе классифицируйте типы грамматических ошибок.
Выполните задания на нахождение соответствия.
1). Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. |
|
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
2). Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
3). Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. |
|
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
4). Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. |
|
|
26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Ни одна фотография не передавала особого отблеска, какой лежал на нём.
2) Когда телега, что привезла Леонтьева на кордон, скрылась, он посмотрел и вздохнул.
3) Землю, с которой вдвоём голодал, вовек разлюбить нельзя.
4) Звук, который привлёк его внимание, казался очень странным.
27. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
1) Орешник – широколистный кустарник, который выгоняет свои стебли до высоких деревьев.
2) Многие читатели хорошо знакомы с очерками К.Г. Паустовского, в которых человек неразрывно связан с родной природой.
3)Уникальность произведений Васнецова заключается в его индивидуальности, которая выражает исконный дух великорусского народа.
4)Есть люди, которые как-то по-особенному чувствуют природу.
28. Напишите сочинение-рассуждение, опираясь на высказывание
Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Вернейший способ узнать человека –
его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к
тому, как он говорит».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.