ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЁТА по программе «Введение в педагогическую деятельность» Модуль 2 «Теоретическая педагогика» разработаны в соответствии программы для слушателей школы молодого специалиста. Задания структурированы по разделам: педагогика, методика преподавания. Задания предназначены для контроля и оценки образовательных достижений слушателями школы молодого специалиста, освоивших программу "Современный урок".
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
«Школа молодого мастера»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
_______________Л.С. Панькова
«______»_______________2017г.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЁТА
по программе «Введение в педагогическую деятельность»
Модуль 2 «Теоретическая педагогика»
РАССМОТРЕНО:
На заседании МС
Протокол №___
от «______»________________ 2017 г.
Председатель ____________________Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
«Школа молодого мастера»
2017г.
Структура вопросов:
1. Педагогика
общие вопросы педагогики
теория обучения
2. Психология
3. Нормативноправовые акты
4. Педагогика среднего профессионального образования
5. Методика обучения
6. Решение педагогических ситуаций
Критерии оценки
ответа на вопросы теста
1группа заданий:
1. Общие вопросы педагогики, нормативноправовые аспекты
образовательной деятельности, дидактики
Всего: 20 вопросов
Оценка:
1. Даны верные ответы на 1920 вопросов – « отлично»
2.
1619 вопросов «хорошо»
1510 вопросов – «удовлетворительно»
3.
2 группа заданий
2 Методика и сущность процесса обучения
Всего – 10 вопросов практикоориентированного характера
1. Даны верные ответы на 910 вопросов – « отлично»
2. 69 вопросов «хорошо»
3.
5 7 вопросов – «удовлетворительно»
3 группа заданий
3 Решение педагогических ситуаций и педагогических задачГосударственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
«Школа молодого мастера»
Всего – 3 задания практического характера
Критерии оценки: необходимо проанализировать предложенную
педагогическую ситуацию, предложить несколько вариантов ее решения с
педагогической и психологической сторон, дать собственное решение
ситуации, а также показать знание психолого – педагогической литературы.
Тест
1. Выбрать правильный ответ
Стратегическая цель государственной политики в области образования – это
a) повышение доступности качественного образования соответствующего
современным
требованиям инновационного развития экономики,
потребностям общества и каждого гражданина;
b) гармоничное развитие всех сущностных физических и духовных сил,
способностей и дарований детской личности;
c) усвоение обучающимися общих для всех знаний, умений и навыков,
обеспечивающих одновременно умственное развитие и формирующих у
них способность активного самостоятельного мышления и творчества в
общественной и производственной деятельности;
d) высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России
2. Выбрать правильный ответ
Определите сущность процесса обучения: Процесс обучения это
a) передача знаний, умений и навыков обучающимся;
b) усвоение знаний, умений и навыков обучающимися;
c) это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс
взаимодействия педагога и обучающихся, направленный на овладение
общими и профессиональными компетенциями, усвоение знаний,
приобретение умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие
умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление
навыков самообразования в соответствии с поставленными целями
3. Выбрать правильные ответы:
К основным категориям дидактики относятся:
a) преподавание и учение;
b) развитие;
c) методы обучения;
d) воспитание;Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
«Школа молодого мастера»
e) цель и результаты обучения;
f) знания, умения и навыки
4. Выбрать правильный ответ:
Дидактика – это:
a) наука о закономерностях развития и формирования личности ребенка
b) отрасль педагогики, которая изучает и исследует проблемы образования и
обучения;
c) наука о воспитании личности
5. Выбрать правильный ответ:
Основными компонентами педагогического процесса являются:
a) преподавание и учение;
b) цели, содержание, методы, формы, средства и достигнутые результаты;
c) обучение, воспитание и развитие;
d) цели, содержание, преподавание, воспитание, учение, анализ, результаты
6. Выбрать правильный ответ:
Основная форма организации обучения при классноурочной системе:
a) факультатив;
b) домашняя самостоятельная работа;
c) урок;
d) предметные кружки;
e) учебная экскурсия
7. Выбрать правильный ответ
Традиционные составные части воспитания:
a)умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое;
эмоциональное,
b)
политехническое,
интеллектуальное,
идейно
нравственное, физкультурнооздоровительное;
c)воспитание, обучение и развитие;
d)
разъяснение сущности нравственных понятий, организация упражнений
в хороших делах и поступках, формирование привычек поведения
8. Выбрать правильный ответ
Воспитание – этоГосударственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
«Школа молодого мастера»
a)результат обучения;
b)
c)процесс становления человека как социального существа под воздействием
целенаправленные и организованный процесс формирования личности;
всех без исключения факторов;
d)
трудоёмкий процесс выявления отрицательных качеств личности и их
замена на положительные
9. Выбрать правильный ответ:
Мотивация – это:
a) побуждение учащихся к активной учебной деятельности, продуктивному
познанию содержания обучения;
b) конкретная побудительная причина, вызывающая определенное действие
обучаемого;
c) мотив для достижения целей урока;
d) причина, по которой обучающиеся приходят в ОУ
10. Выбрать правильный ответ:
Внутренняя мотивация обучаемого предполагает:
a) самоприказ;
b) самооценку;
c) самоубеждение;
d) самооценку, самоубеждение, самоприказ
11. Выбрать правильный ответ:
Элемент, не являющийся операцией мышления – это:
a) понятие;
b) анализ;
c) синтез;
d) обобщение;
e) сравнение
12. Выбрать правильные ответы:
Результаты обучения в соответствии с ФГОС НПО/СПО – это:
a) способность действовать;
b) освоенные общие и профессиональные компетенции;
c) усвоенные знания, приобретенные умения и практический опыт;Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
«Школа молодого мастера»
d) готовность к выполнению профессиональных задач
13. Выбрать правильный ответ:
В соответствии с ФГОС библиотечный фонд должен быть укомплектован
печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной
учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной:
a) за последние 2 года;
b) за последние 10 лет;
c) за последние 5 лет
14. Выбрать правильные ответы:
Выпускник, освоивший ОПОП НПО (СПО) должен обладать следующими
компетенциями:
a) общими компетенциями;
b) профессиональными компетенциями;
c) специальными компетенциями;
d) универсальными компетенциями;
e) личностными компетенциями
сообщение темы, цели и задач урока
15. Установить последовательность этапов урока усвоения новых знаний:
a) мотивация учебной деятельности
b) актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся
c) задание на дом
d) подведение итогов урока
e) восприятие нового учебного материала
f) осмысление учебного материала
16. Выбрать правильный ответ:
Правила: от легкого к трудному; от известного к неизвестному; от простого к
сложному относится к принципу обучения:
a) наглядности;
b) научности;
c) прочности;
d) доступности;
e) связи теории с практикой;Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
«Школа молодого мастера»
f) последовательности;
g) систематичности
17. Выбрать правильный ответ:
Какой уровень самостоятельной деятельности обучающегося считается
самым низким:
a) копирующие действия;
b) репродуктивная деятельность;
c) продуктивная деятельность;
d) самостоятельная деятельность
18. Выбрать правильные ответы
Современными педагогическими технологиями являются:
a) развитие критического мышления через чтение и письмо;
b) программированное обучение;
c) «дебаты»;
d) дискуссия;
e) информационнокоммуникационные;
f) личностноориентированное обучение;
g) проектная деятельность в обучении;
h) индивидуальный образовательный маршрут;
i) разноуровневое обучение
19. Выбрать правильный ответ
Цели занятия направлены на сообщение новых знаний – это
a)практическое занятие;
b)
c)семинар;
d)
e)самостоятельная работа
интегрированный урок;
лекция;
20. Выбрать правильные ответы
Способы снижения утомления обучающихся:
a)смена видов деятельности;
b)
c)проведение производственной гимнастики;
сокращение учебных занятий;Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
«Школа молодого мастера»
уменьшение объема учебного материала;
d)
e)выполнение гигиенических требований;
f) организация дополнительных занятий (консультаций);
g)
свободное посещение учебных занятий
2 Методика и сущность процесса обучения
1. Запишите определение понятий:
«Преподавание»
___________________________________________________
_________________________________________________________
.2. (?) Какая из приведенных ниже схем правильно отражает структуру
процесса обучения? Дайте пояснения.
А Б
«Учение»
это
это
Деятельность
преподавателя
Деятельность
студента
Деятельность
преподавателя
Деятельность
студента
3. (?) Какая из приведенных ниже схем правильно отражает взаимосвязь
понятий «метод обучения» и «методологический прием»? Дайте пояснения.
Методический приём
Метод обучения
Метод
обучения
Методический
приёмГосударственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
«Школа молодого мастера»
4. (?) Для какого типа урока характерна следующая структура:
1. Урок усвоения новых знаний
2.Урок формирования умений и
навыков
3. Урок применения знаний на
практике
4.Урок обобщения и
систематизации
5. Контрольно – проверочный
урок
6. Комбинированный урок
1. Актуализация чувственного опыта,
опорных знаний учащихся
2. Мотивация учебной деятельности
школьников.
3. Сообщение темы, цели и задачи
урока
4.
материала
5. Осмысление учебного материала
6. Обобщение и систематизация
знаний
7. Подведение итогов урока
8. Сообщение домашнего задания
Восприятие нового учебного
5. (?) Для какого типа урока характерна следующая структура:
1. Урок усвоения новых знаний
2.Урок формирования умений и
навыков
3. Урок применения знаний на
практике
4.Урок обобщения и
систематизации
5. Контрольно – проверочный
урок
6. Комбинированный урок
Проверка
1. Проверка знаний учащихся
2.
теоретических знаний учащимися
3.
нестандартных ситуациях
4. Итоги урока
5. Задание на дом
Применение
осмысления
знаний
в
6. (?) Для какого типа урока характерна следующая структура:
1. Урок усвоения новых знаний
1. Проверка выполнения учащимисяГосударственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
«Школа молодого мастера»
2.Урок формирования умений и
навыков
3. Урок применения знаний на
практике
4.Урок обобщения и
систематизации
5. Контрольно – проверочный
урок
6. Комбинированный урок
домашнего задания
2. Проверка ранее усвоенных знаний
3. Мотивация учения школьников и
сообщение темы, цели, задачи урока
4 Восприятие и осознание учащимися
нового учебного материала
5. Осмысление, обобщение и
систематизация знаний
6. Подведение итогов урока и
сообщение домашнего задания
7. (?) Для какого типа урока характерна следующая структура:
1. Урок усвоения новых знаний
2.Урок формирования умений и
навыков
3. Урок применения знаний на
практике
4.Урок обобщения и
систематизации
5. Контрольно – проверочный
урок
6. Комбинированный урок
1. Актуализация опорных знаний и
действий
2. Усвоение новых знаний
3. Формирование умений на основе
применения их в стандартных
условиях
4. Формирование навыков
5.
обобщенных знаний,
навыков в новых условиях
применение
умений и
Творческое
8. (?) Для какого типа урока характерна следующая структура:
1. Урок усвоения новых знаний
2.Урок формирования умений и
навыков
3. Урок применения знаний на
практике
4.Урок обобщения и систематизации
5. Контрольно – проверочный урок
6. Комбинированный урок
1. Мотивация учебной деятельности
студентов
2. Сообщение темы, цели и задачи
урока
3. Обобщение отдельных фактов,
событий, явлений
4. Повторение и обобщение понятий иГосударственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
«Школа молодого мастера»
усвоенной системы знаний
5. Повторение и систематизация
основных теоретических положений и
ведущих идей урока
6. Итоги урока
7. Домашнее задание
9.(?) Оценка – это:
1) количественное выражение уровня обученности студентов;
2) суждения типа «хорошо», «неплохо» и др.;
3) средство стимулирования учебы;
4) средство влияния на личность подростка;
5) средство создания дисциплины и порядка в аудитории.
10. (!) Охарактеризуйте педагогические возможности следующих средств
преодоления неуспеваемости
Педагогическая
профилактика
Педагогическая
диагностика
Педагогическая
терапия
Воспитательное
воздействие
Задание 1
3. Педагогические ситуации
1.Обучающийся учится плохо, на уроках не работает, на замечания и призывы
учиться, слушать педагога на уроках отвечает: «Я все равно поступлю в
университет и стану юристом, у моего дяди в городе большие связи». Как ВыГосударственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
«Школа молодого мастера»
отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной
ситуации и почему?
2. Педагог, уставший от постоянного шума на занятиях: «Зачем вы приходите
в техникум? Разве не для того, чтобы чемуто научиться?» Студенты почти
хором: «Мы приходим общаться с друзьями!»
Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в
данной ситуации и почему?
3.К четвертому уроку учащиеся устали, шумят, громко разговаривают.
Педагог объявляет физкультминутку. Большинство радуются смене
деятельности, выполняют упражнения с удовольствием. Однако несколько
человек остаются сидеть, отказываясь участвовать. Педагог спрашивает:
«Почему вы сидите?». Они отвечают: «А мы не хотим ничего делать». Как Вы
отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной
ситуации и почему?
4.На первом уроке студент лежит на парте, глаза сонные, он почти спит.
Педагог спрашивает: «Что с тобой происходит? Во сколько ты сегодня лег?».
Студент отвечает: «Я поздно лег спать в три или в четыре утра, я не помню».
Педагог: «А чем же ты занимался?» Обучающийся: «На компьютере в он
лайне играл». Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что
скажете и др.) в данной ситуации и почему?
5. Педагог: «Откройте тетради, записывайте…» Видя, что один из
обучающихся не пишет, педагог спрашивает: «А ты почему ничего не
пишешь?». Обучающийся отвечает: «А зачем мне писать. Я буду лучше
внимательно слушать и запоминать». Как Вы отреагируете (как поступите,
что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?
6. Педагог обращается к студенту, который крутит в руках телефон: «Убери,
пожалуйста, телефон или выключи его!» Обучающийся: «Я не могу. Я в
«аське» сижу. Я вообще никогда с ним не расстаюсь и не выключаю, я и сплю
с ним…». Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что
скажете и др.) в данной ситуации и почему?Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
«Школа молодого мастера»
7. Несколько студентов опоздали на урок на 15 минут. Педагог спрашивает:
«Почему вы опаздываете?» Обучающиеся (дожевывая на ходу булочки): «А
мы в столовой были». Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете,
что скажете и др.) в данной ситуации и почему?
8. Несколько учеников играют на уроке в «Морской бой». В ответ на
замечание педагога говорят: «Ваш предмет нам вообще не нужен. Он в жизни
не пригодится». Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что
скажете и др.) в данной ситуации и почему?
9. Ученица, узнав, что ее подруга получила за контрольную работу на балл
выше, чем она, сочла оценку несправедливой. От обиды на учителя она
нахмурила брови, скрестила руки на груди, отодвинула тетрадь и учебник,
положила ручку, на глазах появились слезы. На вопрос педагога: «Что
случилось, почему ты не работаешь?» она не ответила и продолжала молча
сидеть и ничего не делать. Как Вы отреагируете (как поступите, что
сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?
10. В Вашем присутствии один из обучающихся дал негативную оценку
деятельности Вашего коллеги другого учителя. Как Вы отреагируете (как
поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и
почему?
11. В Вашем классе два лидера – положительный и отрицательный.
Большинство обучающихся являются ведомыми в группе отрицательного
лидера. Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете
и др.) в данной ситуации и почему?
12. Одна из учениц класса пришла в школу вызывающе одетой, с ярким
макияжем, большим количеством бижутерии. Как Вы отреагируете (как
поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и
почему?
13. Вы ведете урок по новой теме. Внезапно одна из произнесенных фраз
вызывает у учеников нездоровый смех.
Как Вы отреагируете (какГосударственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
«Школа молодого мастера»
поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и
почему?
14. Вы ведете урок, класс вовлечен в работу. В середине урока один из
учеников неожиданно встал и вышел из аудитории, хлопнув дверью. Как Вы
отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной
ситуации и почему?
Задание 2
Решите педагогические задачи, обоснуйте принятое Вами решение.
а) Преподаватель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при
этом заявляет: «Я не хочу это делать!» — Какой должна быть реакция
преподавателя?
1. «Не хочешь — заставим!»
2. «Для чего же ты тогда пришел учиться?»
3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение похоже на
поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос».
4. «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окончиться?»
5. «Не мог бы ты объяснить, почему?»
6. «Давай сядем и обсудим — может быть, ты и прав».
7. Свой вариант ответа
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________
б) Студент говорит преподавателю: «На два ближайших урока, которые вы
проводите, я не пойду, так как в это время хочу побывать на спортивных
соревнованиях в качестве зрителя, просто отдохнуть от техникума (можно и
другие варианты)». — Как нужно ответить ему?Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
«Школа молодого мастера»
1. «Попробуй только!»
2. «В следующий раз тебе придется прийти в техникум с родителями».
3. «Это — твое дело, тебе же сдавать экзамен (зачет). Придется все равно
отчитываться за пропущенные занятия, я потом тебя обязательно спрошу».
4. «Ты, мне кажется, очень несерьезно относишься к занятиям».
5. «Может быть, тебе вообще лучше оставить техникум?»
6. «А что ты собираешься делать дальше?»
7. «Мне интересно знать, почему прогулка с друзьями, посещение
соревнования для тебя интереснее, чем занятия в техникуме».
8. «Я тебя понимаю: отдыхать, бывать на соревнованиях, общаться с
друзьями действительно интереснее, чем учиться в техникуме. Но я, тем не
менее, хотел (а) бы знать, почему это так именно для тебя».
9. Свой вариант ответа
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
______________________________
Задание 3 Трудности при проведении уроков и пути их преодоления
Трудности
Обеспечение полного соответствия
содержания урока образовательным,
воспитательным и развивающим
задачам
Пути преодоления
Межпредметная
содержания урока
ориентация
• выделение ведущей цели урока
• определение содержания каждого
логически завершённого этапа урока
• уяснение их основных задач
•
•
• выбор необходимого и достаточного
объёма информации
• отбор реального количества
используемых средств, адекватныхГосударственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
«Школа молодого мастера»
методов и видов деятельности
Дифференциация
содержания
образования для учеников с разным
уровнем подготовленности
Литература:Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
«Школа молодого мастера»
1. Подласый И.П. Педагогика: в 3х кн.: учеб для студ. вузов / И.П.
Подласый. – 2е изд., испр. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,
2007.
2. Педагогика под ред. П.И.Пидкасистого. М.: Педагогическое общество
России, 2008.576с
3. Педагогика среднего профессионального образования: учебник для
студентов высших учебных заведений: в 2 т./ Н.А.Морева.М.:
Издательский центр «Академия», 208.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования (по одной из специальностей СПО)Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
«Школа молодого мастера»
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ
Задание 1
Тест
1а
2с
3а
4 – б
5 – б
6 с
7 – а
8 – в
9 – а
10 – д
11 – а
12 – б
13 – с
14 – а,б
15 – а,б,с,f,g,d
16 – с,д
17 а
18 – а,б, f
19 д
20 – а, с