ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД ДИЗОНТОГЕНЕЗА. Консультация для педагогов
Под ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ в современной литературе описываются довольно разные категории детей, для которых характерно временное, нестойкое и обратимое психическое недоразвитие, замедление его темпа, выражающееся в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления и малой интеллектуальной направленности, часто осложненное рядом расстройств в эмоциональной и личностной сферах, связанных с постоянным ощущением неуспеха и неадекватного родительского отношения.ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД ДИЗОНТОГЕНЕЗА. Консультация для педагогов
ЗАДЕРЖКА
ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ КАК
СПЕЦИФИЧЕСКИЙ
ВИД ДИЗОНТОГЕНЕЗА
Учительлогопед: Супрун Е.И.
МБДОУ №10
ПЛАН :
1. Понятие задержки психического развития (ЗПР).
Исследование задержки психического развития
отечественными и зарубежными специалистами
2. Причины и факторы возникновения задержек
психического развития
ИЗУЧЕНИЕ ЗАДЕРЖКИ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Первоначально проблему задержки психического
развития в отечественных исследованиях обосновали
клиницисты.
Термин «задержка психического развития»
предложен Г.Е. Сухаревой.
темпом
Исследуемый феномен характеризуется прежде всего
замедленным
развития,
личностной незрелостью, негрубыми нарушениями
познавательной деятельности, по
структуре и
количественным показателям отличающимися от
олигофрении, с тенденцией к компенсации и
обратному развитию.
психического
Исследуемый феномен характеризуется прежде всего замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой.Первоначально проблему задержки психического развития в отечественных исследованиях обосновали клиницисты.
СОСТОЯНИЯ, КОТОРЫЕ
НЕОБХОДИМО ОТДЕЛИТЬ ОТ
ПОНЯТИЯ «ОЛИГОФРЕНИЯ» (ПО
Г.Е. СУХАРЕВОЙ)
при
расстройства
• Интеллектуальные нарушения, наблюдающиеся у детей с
замедленным (или задержанным) темпом развития в связи
с неблагоприятными условиями среды и воспитания
• Интеллектуальные
длительных
астенических состояниях, обусловленных соматическими
заболеваниями
• Нарушения интеллектуальной деятельности при различных
формах инфантилизма
• Вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с
поражением слуха, зрения, дефектами речи, чтения и
письма
• Интеллектуальные нарушения, наблюдаемые у детей в
резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекций и
травм центральной нервной системы
• Интеллектуальные нарушения при прогредиентных нервно-
психических заболеваниях
1.
2.
3.
4.
5.
6.
ИЗУЧЕНИЕ ЗАДЕРЖКИ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
промежуточное
положение
Дети с ЗПР занимают по уровню психического
между
развития
умственно отсталыми и нормально развивающимися
сверстниками
По
развития,
диагностируемого с помощью теста Векслера, дети с
ЗПР часто оказываются в зоне так называемой
пограничной умственной отсталости (IQ от 70 до 90
условных единиц)
интеллектуального
уровню
По Международной классификации болезней 10-ого
пересмотра (МКБ-10) ЗПР определяется как «общее
расстройство психологического развития» (F 84)
Дети с ЗПР занимают по уровню психического развития промежуточное положение между умственно отсталыми и нормально развивающимися сверстникамиПо уровню интеллектуального развития, диагностируемого с помощью теста Векслера, дети с ЗПР часто оказываются в зоне так называемой пограничной умственной отсталости (IQ от 70 до 90 условных единиц)По Международной классификации болезней 10-ого пересмотра (МКБ-10) ЗПР определяется как «общее расстройство психологического развития» (F 84)
ИЗУЧЕНИЕ ЗАДЕРЖКИ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЗАРУБЕЖОМ
Стойкие таких детей характерны трудности в
обучении в обычной школе и не совсем адекватное
поведение. По результатам тестирования эти дети
часто давали относительно хорошие показатели,
лежащие в пределах нормы.
Трактовке отставания в развитии, вызванного
минимальной мозговой дисфункцией.
Не только органические, но и функциональные
нарушения могут приводить к задержке психического
развития.
Не только органические, но и функциональные нарушения могут приводить к задержке психического развития.Трактовке отставания в развитии, вызванного минимальной мозговой дисфункцией. Стойкие таких детей характерны трудности в обучении в обычной школе и не совсем адекватное поведение. По результатам тестирования эти дети часто давали относительно хорошие показатели, лежащие в пределах нормы.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДЕРЖКИ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
Не имеют выраженных отклонений в развитии (умственной
отсталости, тяжелого речевого недоразвития, выраженных
первичных
отдельных
анализаторных систем – слуха, зрения, двигательной системы).
в функционировании
недостатков
Испытывают трудности адаптации, в том числе школьной,
вследствие различных биосоциальных причин
(остаточных
явлений легких повреждений центральной нервной системы или
ее функциональной незрелости, соматической ослабленности,
незрелости
также
педагогической запущенности в результате неблагоприятных
социально-педагогических условий на ранних этапах онтогенеза
ребенка)
эмоционально-волевой
сферы,
а
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДЕРЖКИ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Под ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ в
современной литературе описываются довольно разные
категории детей, для которых характерно временное,
нестойкое и обратимое психическое недоразвитие,
замедление его темпа, выражающееся в недостаточности
общего запаса знаний, ограниченности представлений,
незрелости мышления и малой интеллектуальной
направленности, часто осложненное рядом расстройств в
эмоциональной и личностной сферах, связанных с
постоянным ощущением неуспеха и неадекватного
родительского отношения.
ПРИЧИНЫ ЗАДЕРЖКИ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
АЯ
АЯ
НАТАЛЬНАЯ
ПАТОЛОГИЯ
ПОСТНАТАЛЬН
ПРЕНАТАЛЬН
ПАТОЛОГИЯ
ПАТОЛОГИЯ
воздействие в
период
внутриутробного
развития
повреждения при
родах
неблагоприятные
воздействия после
рождения
ПРИЧИНЫ ЗАДЕРЖКИ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ