ЗПР – это временное, обратимое к норме замедление темпа созревания отдельных психический функций (познавательной или эмоционально-волевой сферы) в результате действия биологических и социальных факторов.
ЗПР – одна из наиболее распространенных форм психических нарушений.
Существенные признаки ЗПР:
- происхождение ЗПР бывает биологическое и социальное
- обратимость дефектов к норме
- порциональность нарушений или единичность нарушений.
В этиологии ЗПР играют роль конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, длительные неблогаприятные условия и, главным образом органическая недостаточность нервной системы.
3.doc
1б 6в.Задержка психологического развития. Понятие, этиология, систематика
ЗПР – это временное, обратимое к норме замедление темпа созревания отдельных
психический функций (познавательной или эмоциональноволевой сферы) в результате
действия биологических и социальных факторов.
ЗПР – одна из наиболее распространенных форм психических нарушений.
Существенные признаки ЗПР:
происхождение ЗПР бывает биологическое и социальное
обратимость дефектов к норме
порциональность нарушений или единичность нарушений.
В этиологии ЗПР
играют роль конституциональные факторы, хронические
соматические заболевания, длительные неблогаприятные условия и, главным образом
органическая недостаточность нервной системы.
Стойкая задержка развития имеет органическую природу. Многие исследователи в
качестве причин выделяют:
хронические соматические заболевания матери, начавшиеся еще до беременности
(порок сердца, диабет, заболевания щетовидной железы)
патология беременности(травмы беременной плода, тяжелые интоксикации
организма вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и
лекарственных препаратов, гормонов; токсикозы; токсоплазмоз; инфекции(краснуха,
паротит, грипп), несовместимость плода и матери по резусфактору)
болезни плода
асфиксию и родовые травы
ранние (а первые 12 года жизни) поснатальные заболевания( дистрофирующие
инфекционные заболевания 0 в первую очередь, желудочнокишечные, мозговые травмы, и
тд).
Впервые изучением феномена ЗПР начали заниматься клиницисты. Термин
«Задержка психического развития» был предложен Г.Е.Сухаревой. Она отмечала у данной
категории замедленный темп психического развития, личностную незрелость, негрубые
нарушения познавательной деятельности, по структуре и количественным признакам
отличающиеся от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.
Считается, что ЗПР может быть первичной и вторичной и что она имеет различную
динамику. Возникая в результате временно действующих вредностей, ЗПР может иметь
временный обратимый характер и полностью ликвидируется через ускоренную фазу
созревания и запоздалую фазу развития. В структуре резидуальноорганической мозговой
недостаточности ЗПР проявляется в недоразвитии отдельных функций или в ее
компенсации другими, иногда аскелерированными функциями.
Классификация с выделением нескольких групп задержи темпа психического
развития на основании соотношения эндогенных и экзогенных факторов формирующих это
состояние, предложена М.В. Коркиной, Н.Д.Лакосиной, А,Е. Личко:
дизонтогенные формы, обусловленные задержанным или искаженным психическим
развитием;
формы, обусловленные органическим поражением мозга на ранних стадиях
онтогенеза
интеллектуальная недостаточность, зависящая от дефицита информации в раннем
возрасте
интеллектуальная недостаточность связанная с нарушением анализаторов.
М.С. Повзнер опубликовала классификацию ЗПР, включающая следующие
клинические варианты:
психофизический инфантилизм с недоразвитием у детей эмоциональноволевой
сферы при сохранном интеллекте психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной сферы
психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности,
осложненный нейродинамическими нарушениями
психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности,
осложненный недоразвитием речевой функции.
Важным этапом в изучении детей с ЗПР стали исследования К.С. Лебединской и
сотрудников ее лаборатории в 7080с годы. Исходя из этиологического принципа К.С.
Лебединская выделила 4 основных вариантов ЗПР: ЗПР церебральноорганического генеза
(Церебральноорганическая недостаточность прежде всего накладывает типичный
отпечаток на структуру самой ЗПР – как на особенности эмоциональноволевой
незрелости, так и на характер нарушений познавательной деятельности.Эмоционально
волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом. При этом инфантилизме у
детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций. Больные
дети характеризуются слабой заинтересованностью в оценке, низким уровнем притязаний.
Внушаемость у них имеет более грубый оттенок и нередко отражает органический дефект
критики.), ЗПР конституционального происхождения(котором эмоциональноволевая
сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая
нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста.
Характерны преобладание игровой мотивации поведения, повышенный фон настроения,
непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая
внушаемость.), ЗПР соматогенного происхождения(котором эмоциональноволевая сфера
находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную
структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Характерны
преобладание игровой мотивации поведения,
повышенный фон настроения,
непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая
внушаемость.),
ЗПР психогенного происхождения(Этот тип ЗПР связан с
неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию
личности ребенка.)
. В клиникопсихологической структуре каждого из перечисленных вариантов ЗПР
имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.
II блок 4 вопрос
Эксперимент (латин.
experimentum проба, опыт) единственный метод
исследования и проверки гипотезы, позволяющий достоверно установить, что наличие
какоголибо одного фактора влечет за собой обязательное проявление другого. Хотя все
прочие методы также могут выявить взаимосвязь явлений, они, тем не менее, не дают
никакой информации о причинах такой взаимосвязи. Условия психологического
эксперимента контролируются таким образом, чтобы можно было обнаружить эти
причины.
С.Л. Рубинштейн выделяет четыре основные особенности эксперимента как метода
исследования:
1. в эксперименте в отличие от наблюдения исследователь сам вызывает изучаемое
им явление;
2. экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления
изучаемого процесса;
3. в эксперименте возможно последовательное исключение отдельных условий
(переменных), с тем чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый
процесс;
4. эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение
условий, допускает математическую обработку полученных данных (табл.2). Варианты психологического эксперимента
ЛабораторныйИскусственная ситуация с использованием специальной аппаратуры.
ЕстественныйОбычные жизненные условия, вмешательство психолога не нарушает
их естественности для испытуемого.
Полевой Использование минимума оборудования в ситуации, близкой к
естественной
Констатирующий Выявляет определенные психические особенности и уровень
развития соответствующего свойства или качества на данный момент.
Формирующий (обучающий, воспитывающий) Направленное воздействие на
испытуемого в целях формирования у него определенных качеств
КОНТРОЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ — Повторный эксперимент, разработанный для
того, чтобы повторить и подтвердить результаты предыдущего исследования
Экспериментальная выботра и способы ее создания: формирование выборки
испытуемых должно отвечать следующим критериям: содержательному критерию, который
заключается в том, что подбор группы испытуемых должен соответствовать предмету и
гипотезе исследования; критерию эквивалентности испытуемых, который заключается в
том, что результаты, полученные в ходе исследования, должны распространяться на всех
без исключения членов выборки, для чего при формировании группы испытуемых следует
учесть все значимые характеристики объекта исследования; критерию репрезентативности,
который заключается в наличии в группе лиц, участвующих в эксперименте,
представителей всей генеральной совокупности, на которую будут распространяться
результаты эксперимента.
Экспериментальная группа – это группа, непосредственно подвергающаяся
экспериментальному воздействию в процессе исследования, то есть группа, с которой
непосредственно работает экспериментатор.
Контрольная группа помещается в те же условия, что и экспериментальная, за
исключением того, что испытуемые в ней не подвергаются экспериментальному
воздействию.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ: 1) План для двух рандомизированных
групп с тестированием после воздействия. 2) План для двух рандомизированных
групп с предварительным и итоговым тестированием. 3) План Соломона
используется при проведении эксперимента на четырех группах.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.