Заимствованная лексика в наименованиях морских видов транспорта

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Гипотеза: Все наименования морских видов транспорта пришли в русский язык из других языков, то есть являются заимствованными. Цель исследования: Установление происхождения наименований видов морского транспорта. Задачи: 1. Собрать литературный и исторический материал о кораблях. 2.Составить словарь наименований морского транспорта. Изучить «Толковый словарь иноязычных слов» Л.П. Крысина 4.Подобрать иллюстрации кораблей.
Иконка файла материала знанио.docx
Заимствованная лексика в наименованиях морских видов транспорта. История кораблей в эпоху Петра I Гипотеза: Все наименования морских видов транспорта  пришли в русский язык из других   языков, то есть являются заимствованными. Цель исследования:  Установление     происхождения  наименований видов морского транспорта. Задачи:  1. Собрать литературный и исторический материал о кораблях.           2.Составить словарь наименований морского транспорта.   3.   Изучить «Толковый словарь иноязычных слов» Л.П. Крысина               4.Подобрать иллюстрации кораблей. Историческая справка История корабля насчитывает столетия, её начало теряется в глубине веков. Своё слово в  кораблестроении сказали многие народы: египтяне, римляне, викинги, славяне, греки,  финикийцы, индусы, китайцы. Пётр Первый­ создатель      российского флота.                 Настоящим создателем Российского флота по праву считается Пётр Первый. Только при  нём началось регулярное строительство большого количества военных кораблей: парусно­ гребных галер, фрегатов, и, самое главное, линейных кораблей­ основы морского  могущества. Весной 1695 года Петр I начал войну с Турцией за выход России к Черному  морю. С непостижимой быстротой был в течение одной лишь зимы построен в Воронеже  целый флот в составе двух галеасов, двадцати двух галер и четырех брандеров.  Для транспортных целей изготовили тысячу стругов, триста лодок и сто плотов.                       В Петровскую эпоху из английского, голландского языков были взяты слова,  относящиеся к морскому делу: гавань, рейд, шлюпка, катер, шхуна, бриг.  Бомбардирский корабль (иногда бомбический) — парусный двух­трёхмачтовый корабль  конца XVII — начала XIX веков. Предназначался для обстрела береговых укреплений и  приморских крепостей, и в меньшей степени для артиллерийского боя с кораблями  противника. • Бомбардирский корабль был вооружён гладкоствольными орудиями крупного  калибра (мортирами, единорогами) для ведения навесного огня, а также малыми  пушками для самообороны. Вооружение — одна­две тяжелые мортиры.  Брандер (нем. Brander) — корабль, нагруженный легковоспламеняющимися либо  взрывчатыми веществами, используемый для поджога и уничтожения вражеских судов.  Мог управляться экипажем, покидавшим судно в середине пути, либо сплавляться по  течению или по ветру в сторону вражеского флота. • Брандеры — суда, употреблявшиеся для сожжения неприятельских кораблей,  наполнялись горючим материалом. Брандеры должны были подходить к вражеским  кораблям с наветренной стороны, чтобы ветер с них перекидывал огонь на  неприятельское судно. На ноках реев у брандеров закрепляли крючья, которые шли  в дело, когда требовалось намертво прикрепить брандер к корпусу атакуемого  судна. Под брандеры оборудовали обыкновенно старые суда.   (нидерл. boeier) — судно (ранее), позже лёгкая лодка или платформа, установленная  Б еруу на особых металлических коньках, предназначенная для скольжения по льду и  оснащённая мачтой с парусами. Характерной особенностью буеров являлись большие шверцы по бортам. Суда имели  малую осадку, в результате чего могли использоваться на мелководье. В составе  российского флота суда данного класса появились в начале XVIII века, использовались  преимущественно для грузовых перевозок.• Гале сау  (итал. Galeazza) — тип парусно­гребных военных кораблей. Название  означает «большая галера».  Первые упоминания термина «галеас» относятся к XII  веку, однако это были, очевидно, просто галеры крупнее обычного. Галеас как  самостоятельный тип корабля находился в составе европейских флотов в XVI— XVII веках. Он по сути являлся промежуточным типом между галерой и парусным  кораблём. От галеры отличался, в первую очередь, большими размерами и  улучшенной мореходностью, в частности — возможностью плавать в зимнее время  года. Кроме того, галеасы, в отличие от галер, несли орудийную палубу,  расположенную над или под банками гребцов.  Галера – ы,ж (ит Galera ) старинное гребное многовёсельное военное судно, на котором в западной Европе гребцами обычно бывали каторжники. Галерный -относящийся к галере.  Первый отряд галер оставил  Воронеж 3 мая 1696 года. Отрядом командовал сам Петр. Царь держал свой флаг на  галере «Принципиум». Началась осада Азова. еу ау • Лин йный кор бль  (англ. ship­of­the­line, фр. navire de ligne) — класс парусных  боевых кораблей. Парусные линейные корабли характеризовались следующими  особенностями: полным водоизмещением от 500 до 5500 тонн, вооружением,  включающим от 30—50 до 135 орудий в бортовых портах (в 2­4 деках), численность экипажа составляла от 300 до 800 человек при полном укомплектовании. Парусные  линейные корабли строились и применялись с XVII века и до начала 1860­х годов  для морских боёв с использованием линейной тактики.  «Гото Предестинация»­ название со значением «Божье предвидение»,  от нем. Gott и лат. praedestinatio) — русский 58­пушечный парусный линейный  корабль, спущенный на воду 27 апреля (8 мая) 1700 года на воронежской  верфи Воронежского адмиралтейства. Строился по проекту русского царя Петра  I под руководством известного в будущем корабельного мастера Федосея  Моисеевича Скляева. Пётр I принимал участие и в кораблестроительных работах;  он же руководил церемонией закладки корпуса «Гото Предестинации» и участвовал  в спуске корабля на воду.  •    Прам (нидерл. praam — плоскодонное судно и дат. pram — баржа) — крупное  •         плоскодонное артиллерийское парусно­гребное судно, применявшееся в  качестве плавучей батареи. плоскодонные 16­18­пушечные батареи 18­фунтового  калибра — строились для защиты Кронштадта .  Тартана       tartana     небольшое     средиземноморское     вооружением.   несколькими небольшими орудиями.     — легкие суда, имели две мачты с косыми парусами и      tardante  ;     исп.       XVI­XIX веков     судно         Тартаны       парусным   ,     тартан     с     косым     (итал.    )     —      •      Фрегат-а,м (нидерл Fregat фр Fregate ит Fregata ) 1. Военный парусный трёхмачтовый корабль. 2. Во флоте некоторых стран военный корабль для крейсерской сторожевой службы. Фрегатный-относящийся к фрегату.  Фрегаты вооружались 28­44 орудиями и предназначались для разведки, помощи  поврежденным линейным кораблям. Они же должны были отбивать неприятельские  брандеры. Фрегаты также несли посыльную службу, конвоировали торговые суда.  Шн ваяу     — небольшое парусное торговое        XIX  или военное   века     России.  Они имели две мачты, 12­18 пушек и      Европы     предназначались для разведки.      судно, распространённое со второй половины       в северных странах       петровской эпохи      Schnau  ) или         XVII века       до конца       (нидерл.       шнава       и в      Snauw    ,     нем. •             •