Гипотеза: Все наименования морских видов транспорта пришли в русский язык из других языков, то есть являются заимствованными.
Цель исследования:
Установление происхождения наименований видов морского транспорта.
Задачи: 1. Собрать литературный и исторический материал о кораблях.
2.Составить словарь наименований морского транспорта.
Изучить «Толковый словарь иноязычных слов» Л.П. Крысина
4.Подобрать иллюстрации кораблей.
Заимствованная лексика в наименованиях морских видов
транспорта. История кораблей в эпоху Петра I
Гипотеза: Все наименования морских видов транспорта пришли в русский язык из других
языков, то есть являются заимствованными.
Цель исследования:
Установление происхождения наименований видов морского транспорта.
Задачи: 1. Собрать литературный и исторический материал о кораблях.
2.Составить словарь наименований морского транспорта.
3. Изучить «Толковый словарь иноязычных слов» Л.П. Крысина
4.Подобрать иллюстрации кораблей.
Историческая справка
История корабля насчитывает столетия, её начало теряется в глубине веков. Своё слово в
кораблестроении сказали многие народы: египтяне, римляне, викинги, славяне, греки,
финикийцы, индусы, китайцы.
Пётр Первый создатель российского флота.
Настоящим создателем Российского флота по праву считается Пётр Первый. Только при
нём началось регулярное строительство большого количества военных кораблей: парусно
гребных галер, фрегатов, и, самое главное, линейных кораблей основы морского
могущества. Весной 1695 года Петр I начал войну с Турцией за выход России к Черному
морю. С непостижимой быстротой был в течение одной лишь зимы построен в Воронеже
целый флот в составе двух галеасов, двадцати двух галер и четырех брандеров.
Для транспортных целей изготовили тысячу стругов, триста лодок и сто плотов.
В Петровскую эпоху из английского, голландского языков были взяты слова,
относящиеся к морскому делу: гавань, рейд, шлюпка, катер, шхуна, бриг.
Бомбардирский корабль (иногда бомбический) — парусный двухтрёхмачтовый корабль
конца XVII — начала XIX веков. Предназначался для обстрела береговых укреплений и
приморских крепостей, и в меньшей степени для артиллерийского боя с кораблями
противника.
• Бомбардирский корабль был вооружён гладкоствольными орудиями крупного
калибра (мортирами, единорогами) для ведения навесного огня, а также малыми
пушками для самообороны. Вооружение — однадве тяжелые мортиры.
Брандер (нем. Brander) — корабль, нагруженный легковоспламеняющимися либо
взрывчатыми веществами, используемый для поджога и уничтожения вражеских судов.
Мог управляться экипажем, покидавшим судно в середине пути, либо сплавляться по
течению или по ветру в сторону вражеского флота.
• Брандеры — суда, употреблявшиеся для сожжения неприятельских кораблей,
наполнялись горючим материалом. Брандеры должны были подходить к вражеским
кораблям с наветренной стороны, чтобы ветер с них перекидывал огонь на
неприятельское судно. На ноках реев у брандеров закрепляли крючья, которые шли
в дело, когда требовалось намертво прикрепить брандер к корпусу атакуемого
судна. Под брандеры оборудовали обыкновенно старые суда.
(нидерл. boeier) — судно (ранее), позже лёгкая лодка или платформа, установленная
Б еруу
на особых металлических коньках, предназначенная для скольжения по льду и
оснащённая мачтой с парусами.
Характерной особенностью буеров являлись большие шверцы по бортам. Суда имели
малую осадку, в результате чего могли использоваться на мелководье. В составе
российского флота суда данного класса появились в начале XVIII века, использовались
преимущественно для грузовых перевозок.• Гале сау
(итал. Galeazza) — тип парусногребных военных кораблей. Название
означает «большая галера». Первые упоминания термина «галеас» относятся к XII
веку, однако это были, очевидно, просто галеры крупнее обычного. Галеас как
самостоятельный тип корабля находился в составе европейских флотов в XVI—
XVII веках. Он по сути являлся промежуточным типом между галерой и парусным
кораблём. От галеры отличался, в первую очередь, большими размерами и
улучшенной мореходностью, в частности — возможностью плавать в зимнее время
года. Кроме того, галеасы, в отличие от галер, несли орудийную палубу,
расположенную над или под банками гребцов.
Галера – ы,ж (ит Galera ) старинное гребное многовёсельное военное
судно, на котором в западной Европе гребцами обычно бывали
каторжники. Галерный -относящийся к галере. Первый отряд галер оставил
Воронеж 3 мая 1696 года. Отрядом командовал сам Петр. Царь держал свой флаг на
галере «Принципиум». Началась осада Азова.
еу
ау
• Лин йный кор бль
(англ. shipoftheline, фр. navire de ligne) — класс парусных
боевых кораблей. Парусные линейные корабли характеризовались следующими
особенностями: полным водоизмещением от 500 до 5500 тонн, вооружением,
включающим от 30—50 до 135 орудий в бортовых портах (в 24 деках), численность
экипажа составляла от 300 до 800 человек при полном укомплектовании. Парусные
линейные корабли строились и применялись с XVII века и до начала 1860х годов
для морских боёв с использованием линейной тактики. «Гото Предестинация»
название со значением «Божье предвидение»,
от нем. Gott и лат. praedestinatio) — русский 58пушечный парусный линейный
корабль, спущенный на воду 27 апреля (8 мая) 1700 года на воронежской
верфи Воронежского адмиралтейства. Строился по проекту русского царя Петра
I под руководством известного в будущем корабельного мастера Федосея
Моисеевича Скляева. Пётр I принимал участие и в кораблестроительных работах;
он же руководил церемонией закладки корпуса «Гото Предестинации» и участвовал
в спуске корабля на воду.
• Прам (нидерл. praam — плоскодонное судно и дат. pram — баржа) — крупное
•
плоскодонное артиллерийское парусногребное судно, применявшееся в
качестве плавучей батареи. плоскодонные 1618пушечные батареи 18фунтового
калибра — строились для защиты Кронштадта .
Тартана
tartana
небольшое
средиземноморское
вооружением.
несколькими небольшими орудиями.
— легкие суда, имели две мачты с косыми парусами и
tardante
; исп.
XVIXIX веков
судно
Тартаны
парусным
, тартан
с косым
(итал.
) —
• Фрегат-а,м (нидерл Fregat фр Fregate ит Fregata ) 1. Военный
парусный трёхмачтовый корабль. 2. Во флоте некоторых стран
военный корабль для крейсерской сторожевой службы.
Фрегатный-относящийся к фрегату. Фрегаты
вооружались 2844 орудиями и предназначались для разведки, помощи
поврежденным линейным кораблям. Они же должны были отбивать неприятельские
брандеры. Фрегаты также несли посыльную службу, конвоировали торговые суда.
Шн ваяу
— небольшое парусное торговое
XIX
или военное
века
России. Они имели две мачты, 1218 пушек и
Европы
предназначались для разведки.
судно, распространённое со второй половины
в северных странах
петровской эпохи
Schnau
) или
XVII века
до конца
(нидерл.
шнава
и в
Snauw
, нем.
•
•