УДК 37.035.22
Г. В. Зайцева, Е. Р. Айчувакова
Аннотация. В статье рассматриваются цели и задачи ораторских технологий в школе в системе применения современных технологий. Рассматриваются вопросы современной ораторской компетенции в школьном образовании для учителей и учеников, для наставников и наставляемых. Дается разъяснение о взаимодействии наставника и наставляемого в деятельности по подготовке и представлению собственных идей, проектов. Представлены методы подготовки и способы участия в видео конференциях с использованием ТЭД-технологии.
Ключевые слова: риторика, ораторское искусство, речевая коммуникация, речевая компетенция, функциональная грамотность, читательская грамотность, ТЭД-технологии, программа наставничества, учительнаставник, ученик-наставляемый.
G. V. Zaitseva, E. R. Aichuvakova
Abstract. The article discusses the goals and objectives of public speaking technologies at school in the system of application of modern technologies. The issues of modern oratorical competence in school education for teachers and students, for mentors and mentees are considered. An explanation is given about the interaction of the mentor and the mentee in the preparation and presentation of their own ideas and projects. Methods of preparation and methods of participation in video conferences using TED technology are presented.
Keywords: rhetoric, oratory, speech communication, speech competence, functional literacy, reader literacy, TED technologies, mentoring program, teacher-mentor, student-mentored.
Ораторское искусство было востребовано с тех пор, когда человек сформировал свою речь в целом. Уже в Древней Греции славились ораторы, выступления которых дошли до наших дней. Востребовано было искусство слова и в Древнем Риме. Люди, умеющие красиво говорит, ценились всегда. Появилась специальная наука об умении выступать — риторика, которая отражает теорию ораторского искусства и является одной из древнейших наук в истории человечества.
Вековое развитие изменили риторику — в современном понимании риторика — не столько наука о том, как говорить хорошо, как нужно в данном случае, не столько «наука убеждать», сколько «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета», что в значительной части роднит риторику с современной речевой компетентностью, обладать которой обязаны профессионалы разных направлений деятельности.
Каждый человек, который готовится выступить по какому-либо вопросу, должен быть, прежде всего, убедителен в своем познании. Его речь должна быть ясной, понятной и убедительной. Понятной и убедительной речь делает ясность, поскольку именно в ясной речи форма идеально соответствует содержанию. Именно убедительной речью должна быть представлена любая область человеческих знаний.
Человеческая деятельность отражается в докладе, в выступлении, и поэтому для любого человека, представляющего свою деятельность, нечеткая, запутанная, многословная, излишне насыщенная профессиональными терминам, бытовой риторикой речь, может быть не услышана аудиторией.
Современный специалист любого направления должен уметь точно, кратко и одновременно полноценно представить любой материал. Особенно, умение говорить логично и кратко, присуще учителю или преподавателю. Современный обучающий должен взять на себя роль наставника. Учитель, который несет дополнительную нагрузку наставника обязан уметь в кратком изложении доступным и понятным языком донести до обучаемого необходимые знания, донести свои знания, мысли наиболее выразительными речевыми приемами. Обучающему необходимо в совершенстве владеть риторикой на уровне речевой компетенции.
Современная теория речевой коммуникации раскрывает риторику как:
1) наука об ораторском искусстве;
2) свод правил ораторского искусства, или учебной дисциплины; 3) злоупотребление ораторским искусством.
Задачей риторики как теории является всестороннее изучение красоты и значения человеческого слова, соотнесение этих свойств слова с чувствами, волей и разумом человека и выявление всех возможных проявлений в слове должного и неразумного, прекрасного и безобразного [3].
Риторика включает понятия «красноречие», «мастерство публичного выступления» и «ораторское искусство». Если красноречие означает умение говорить увлекательно, красиво, убедительно, то мастерство публичного выступления — это более высокий уровень, предполагающий, наряду с умением говорить красиво и убедительно, умение владеть ситуацией общения, наличие знаний по психологии и социологии аудитории [4].
Для обучающихся обладание ораторскими способностями является отражением наличия значимой части функциональной грамотности — читательской грамотности как способности читать и составлять тексты, излагая собственные мысли на публике.
Оратор, выходя на публичное выступление, ставит перед собой определенные цели, на основании целеполагания выделяют три вида основных, наиболее распространенных в ораторской практике публичных выступлений:
1. Информационная — связаня с передачей информации, применяется в публичном научном докладе, тематическом сообщении, лекционном занятии, в объяснении материала в форме монолога учителем, в представляемом рассказе, отражающем какой-либо случай, описание некоторого явления, в ответе обучающегося на экзамене;
2. Протокольно-этикетная — приветствие, поздравление, открытие мероприятия, похвальное выступление, оценивающее заслуги человека и организации.
3. Убеждающая — информация или приветствие передается с учетом поставленной оратором цели — убеждения аудитории, при этом виды выступлений приобретают комплексный характер.
4. Развлекательная — часто эстрадное, сценическое выступление с элементами юмора [2].
Однако риторика современности приобретает новые черты, которые связаны прежде всего с наличием современных технологических средств. Новым направлением публичного изложения материала является выступление в стиле TED-технологии.
Название TED произошло от первых букв слов Technology, Entertainment and Design (Технологии, Развлечение и Дизайн), так как именно этим трем темам была посвящена первая конференция.
Мероприятия TED отличаются от остальных подобных событий некоторыми составляющими:
Во-первых, выступления TED — это краткие лекции, которые длятся от 11 до 18 минут, не дольше, что объясняется психологической природой человека. Считается, что только в течение первых 20 минут можно полностью удержать внимание людей, дальше внимание слушателей будет рассеиваться.
Во-вторых, основная идея TED-выступлений — изменение мира к лучшему. Все участники объединены именно такой идеей, и они не просто говорят, а именно делают. Спикеры на своем примере показывают, как можно объединить слова и дела. Каждое выступление становится событием, его обсуждают, оно на слуху у миллионов зрителей по всему миру.
Идеальный оратор для TED — это человек, который обладает многими качествами, он и ученый, и бизнесмен, и даже кинозвезда. Он должен таким образом построить свое выступление, чтобы удерживать внимание зрителей до последней минуты. Выступающий должен обладать харизмой, благодаря которой он представит свои достижения публике в выгодном свете.
В-третьих, участие в конференции доступно каждому. Каждый может посмотреть выступления бесплатно на официальном сайте или на сайте YouTube и также стать частью движения и присоединиться к нему.
Выступление в стиле ТЭД включает в себя такие компоненты, как
1) эмоциональность — они затрагивают сердца аудитории;
2) новизна — они учат слушателей меня новому;
3) незабываемость — прослушав, их содержание трудно забыть.
Указанные выше особенности ТЭД-выступления могут помочь учителю, во-первых, в формировании новейших навыков в современных направлениях ораторского искусства.
А во-вторых, немаловажным фактором является самопрезентация участием в конференции, отражающая в том числе саморазвитие каждого педагога.
В-третьих, принимая участие ТЭД-конференции, учитель учится краткому и точному изложению материала. Длительность урока коротка, и каждая минута из 45 минут урока должна быть использована соответствующим образом. Краткие, наполненные смыслом, понятные детям выступления, которые к тому же можно записать в форме видео выступления, станут подспорьем для учеников, которые смогут повторить материал, представленный учителем, сформировать вопросы по материалу.
Тем, не менее основной идеей ТЭД-выступления является распространение собственных идей — а каждый учитель в распространении собственных знаний — это и постоянный ученик, и новатор, и идейный вдохновитель, который готов бесконечно делиться своими знаниями, и ему есть что сказать в ТЭД-выступлении
Несмотря на то, что каждый учитель наделен умением ораторского искусства, необходимо помнить о том, что ТЭД-выступление строится на нескольких компонентах, включаемых в подготовку любого выступления, и в ТЭД-выступлении сочетаются классические и современные приемы.
1. Отражая содержание выступления. В начале спича выступающий должен быть решителен и краток, произнести идею выступления нужно четко и доходчиво. Необходимо наличие искренности, но не демонстрация напоказ собственного эго. Нельзя хвастаться, а если есть необходимость сообщить о своих достижениях, то сделать это надо всего лишь для мотивации аудитории.
Необходимо демонстрировать собственные мечты о великом. Показывать те потаенное, что никто никогда не видел, нужно сделать нечто, что аудитория запомнит навсегда. В выступлении должна прозвучать идея, которая может изменить мир.
В процессе выступления нужно рассказывать истории, интересные людям обычным, одновременно содержащие новые идеи, видение в новом свете. Несведущих в излагаемом предмете людей, не нужно пытаться ослепить интеллектом, нежелательно говорить на языке абстракций. В выступлении оратору необходимо представить свою идею понятным, доступным языком, давать пояснения, приводить примеры, одновременно раскрывать предлагаемый материале конкретно и точно.
Выступающий должен помнить о юморе, он может вовремя и к месту шутить: юмор помогает удерживать внимание во время выступления.
2. Непосредственно в подаче материала, надо создать эмоциональную связь со слушателями, которые могут смеяться или плакать, поскольку прониклись излагаемой идеей, прочувствовали ее.
Можно свободно комментировать другие выступления, хвалить или критиковать, выявляя противоречия, которые придают выступлению энергии, рождают энтузиазм в зале. А поддержка новой идеи выступающего с энтузиазмом — это не только заряжает энергией аудиторию, но и дает отклик в сердцах слушателей и привлечения внимания к идее и применяется как способ принятия идеи слушателями и продвижения идеи в жизнь
Выступающий должен показать себя настоящего, живого и живущего: поделиться своими увлечениями, своими мечтами — и, возможно, даже своими страхами, рассказывая, как о провалах, так и об успехах. Речь выступающего должна быть пронизана драматическими нотками, вызывающими сопереживание слушателей.
Нельзя зачитывать выступление, но можно иметь небольшие заметки, если же речь выступающего не является четкой и понятной, нужно читать.
Расчет времени, вне затягивания выступления — демонстрация уважения к слушателям, к ученикам, к восприятию ими новых знаний.
3. Выбирая тему для выступления, нужно взять единственную идею, которая будет понятной, доступной и способной изменить отношение к предмету, о которым рассказывается, а, возможно, мировоззрение слушающих или приумножить их интерес, побудить их к действию.
Слушатели должны услышать в выступлении живой интерес к раскрываемой идее самого вступающего. Для усиления интереса слушателей необходимо наполнить свой рассказ историями и фактами, что дает возможность установления с аудиторией эмоциональной связи, апеллируя к глубоким потребностям, свойственным всем людям: в любви, общении, взаимопонимании, личностном росте.
4. В определении и создании ключевой фразы нужно представить суть своей идеи яркой запоминающейся фразой длиной от трех до двенадцати слов. Фразу нужно найти, сделать ее ритмичной, изменяемой, вложить в нее побуждение к действию, а во время выступления повторить ее, измененной, как минимум три раза в течение выступления.
5. Правильно представиться аудитории — значит привлечь ее внимание. Краткий текст представления, связанный с темой выступления, необходимо прописать и заучить. Представление аудитории может сделать либо ведущий, либо сам выступающий. Для представления выступающего самостоятельно или ведущим, необходимо написать краткий текст, с указанием в нем причины, по которой именно этот человек — автор идеи, ее вдохновитель может говорить на предлагаемую в выступлении тему.
Доверие — это главное, с чего начинается общение с аудиторией. Начиная разговор с аудиторией, нужно представиться, как простому человеку, заслуживающему доверия, вне создания ореола гениальности.
6. Начинать выступление, нужно с личной истории во введении, шокирующего заявления или обескураживающего вопроса. В завершении введения, выступающему необходимо показать аудитории, чего ей стоит ожидать от выступления и когда это можно получить. Необходимо применять сдержанную эмоциональность, которая нужна для восприятия слушателей, отражая эмоциональное отношение автора к тому, о чем он говорит, поэтому выступление ни в коем случае не может быть монотонным. Слушатели должны ощущать, что докладчик говорит эмоционально, взволнованно, сопереживая представляемому материалу. Аудитория должна чувствовать, что выступающему небезразлично то, что он представляет. Но поскольку эмоциональность ожидается именно сдержанной, выступающему предпочтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмоции, нежели самому говорить слишком эмоционально.
7. Построение основной части выступления основано на том, что текст основной части выступления разделен на три составляющие в соответствие с моделью «ситуация — усложнение — развязка». Каждая часть выступления сопровождается переходом, в котором необходимо подвести итог только что сказанному и оживить внимание слушателей к проблеме, одновременно совмещая изложение фактов с эмоциональными историями.
Одновременно докладчик должен помнить о кратком изложении материала. Именно краткие выступления дают возможность восприятия материала, поэтому тематические краткие выступления рассматриваются, как наиболее зрелые, соответствующие тематике выступления, более правильные, содержащие выборку истинной информации. Сложность краткого выступления состоит в необходимости соблюдения отведенного регламента. Краткость выступления с одновременной полнотой отражения вопроса в отведенное время, говорит о владении представляемым вопросом и повышает доверие и уважение аудитории к докладчику.
8. Рассказывая истории, автор привлекает внимание аудитории к своему опыту, своим к собственным наблюдениям. Используя красочные описания правдоподобных персонажей и развернутые диалоги, автор показывает, а не рассказывает. Так история превращается в эмоциональное путешествие, в котором герои успешно преодолевают препятствия на пути к великой цели. Любая история, представленная правильно, обретает новые краски. Если автор шутит над собой, над собственными ошибками, представляет иных персонажей в лицах, диалогах, с юмором, соответствующим образом подбирая шутки, примерно одну в минуту, аудитория увлекается рассказом и наилучшим образом понимает докладчика.
9. Совершенствуя навыки вербальной подачи материала, докладчик говорит так, словно ведет оживленную беседу один на один, он находится в диалоге со слушателем, добавляя в речь разнообразия, модулируя ее громкость и темп. Необходимо постоянно привлекать к диалогу аудиторию, свободно распоряжаясь словом «Вы», обращаясь к аудитории, как к одному человеку.
Одновременно необходимо широко применять жестикуляцию и телодвижения от непринужденного начала выступления, держа руки по сторонам; жестикулируйте на уровне выше талии и ниже шеи. Мимика должна соответствовать тому, что говорит докладчик. Зрительный контакт со слушателями на протяжении трех-пяти секунд весьма важен, даже выступая перед большой аудиторией, необходимо обращаться к отдельным секциям зала в течение одной-трех минут.
Выступление должно быть свободным, докладчик не может чувствовать страх, для этого нужно проводить репетиции выступлений по меньшей мере три раза, чтобы обрести уверенность на сцене, обследовать сцену заранее, чтобы освоиться и в последний раз все перепроверить.
10. Визуальное сопровождение может быть представлено слайдами, которые должны быть простыми, яркими, но не перенасыщайте их текстом. Слайды должны отражать основные моменты при помощи выбора цветов, шрифтов и местоположения объекта на слайде.
Слайды являются визуальной иллюстрацией вступления, одновременно представляя главную мысль выступления, определяя основные блоки выступления. Главная мысль формируется понятными слушателям фразами, которые по-разному, но в едином контексте будут повторены не только в процессе доклада, не менее двух—трех раз в ходе выступления, как и весь текст выступления должен быть понятным и воспринимаемым слушателями.
А для привлечения к проблеме оратору необходимо определить главную мысль по-разному и представить ее в понятном изложении для слушателя любого уровня блоками, фиксирующими переход от одной части выступления к другой.
В основном аудитория любит выводы и ждет выводов от оратора в четко сформулированном виде, поэтому и выводы должны быть читаемы на слайдах в разном визуальном восприятии.
11. Завершая выступление, докладчик дает ясно понять, что близится конец выступления, снова поясняя важность идеи. Автор подталкивает аудиторию к действию, напоминая, почему она так важна, создавая ощущение значимости момента и подсказав простой первый шаг.
Окончание выступления, как и его начало, должно быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным, привлекающим внимание слушателей, содержащим основную мысль выступления в том числе. Окончательная фраза выступления должна быть заранее продумана, отрепетирована и сформулирована орфографически и интонационно. Как и начальная, заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально и многозначительно, в замедленном темпе, чтобы аудитория хорошо поняла ее смысл, и одновременно поняла, что это — завершение выступления. Именно конечная фраза часто раскрывает основной смысл представленного доклада, поэтому является существенным актом завершенного доклада [6].
Основной метод публичного выступления — это монолог — официальное выступление оратора на первичном этапе, выступление перед непосредственно присутствующей в зале достаточно большой и организованной аудиторией, изложение какой-либо информации, возможно, с демонстрацией наглядного материала, с определенной целью.
Современные методики публичного выступления сочетают монолог и диалог со слушателями в режиме постоянной фиксации внимания слушателей на раскрываемом вопросе.
Метод выступления ТЭД — это продукт современной педагогической и психологической практики, который направлен на прикладное использование в процессе формирования и социализации конкурентоспособной личности в условиях современной образовательной парадигмы и в соответствии с запросами современного общества.
Применение ТЭД-выступлений учителями, записанными на видео в современной действительности широкого применения дистанционного обучения, поможет ученикам в освоении предметного материала.
Наиболее талантливые ученики получают продвижение в движении наставничества, работают совместно с учителями-наставниками. Одаренные дети сегодня участвуют в различных развивающих проектах, получают опыт, фокусируют свое внимание на новых идеях, становятся изобретателями. В совместной деятельности с учителями-наставниками именно для них интересно применение ТЭД-технологии для продвижения собственных идей.
Для современного учителя очень важно, чтобы подавая пример детям, не быть чем-то застывшим. Необходимо, чтобы учителя расширяли кругозор, участвовали во всех аспектах жизни школы, много читали, приобретали новейшие познания в новых технологиях, были внимательны к каждому ребенку и показывали детям, как много можно достичь, живя согласно духовным ценностям, следуя моральным принципам [5].
ТЭД-выступления могут определить и показать и кругозор учителя, и его учительские навыки, жизненную позицию учителя.
Необходимы ТЭД-выступления и в случаях, когда нескольким наставляемым необходимо разъяснить материалы, донести понятным языком некоторую информацию. Наличие видеозаписи краткого, четкого, единого, понятного пояснения наставника, поможет наставляемому понять направления пожелания наставника, дать разъяснение своему наставляемому в паре ученик-ученик.
Таким образом, в осуществлении помощи в программе наставничества и освоении опыта и новейших достижений человечества сложится тандем, в котором жизненный опыт и знания наставников, объединятся со свежестью мышления наставляемых.
В целом для учителя, подготовка и создание видеобиблиотеки собственных выступлений ТЭД, даст возможность наиболее близкого взаимодействия с учениками, возможность рефлексии, улучшения видео материалов со временем.
1. Бердник, Л. Ф. Практическая риторика : учеб. пособие. Ростов н/Д.:
Изд-во ЮФУ, 2011. 206 с. URL:
http://sterninia.ru/files/757/4_Izbrannye_nauchnye_publikacii/Rechevoe_vozd ejstvie/Prakticheskaja%20_ritorika.pdf (дата обращения: 03.09.2022).
2. Виды публичных выступлений по цели // lektsii.org. URL: https://lektsii.org/14-11364.html (дата обращения: 03.09.2022).
3. Ильина О. В., Каблуков Е. В., Автохутдинова О. Ф. Риторика: краткий курс для журналистов : [учеб.-метод, пособие] / [науч. ред. Э. В. Чепкина]. — Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2012. 68 с. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/45618/1/978-5-7996-0740-1_2012.pdf // (дата обращения: 03.09.2022).
4. Костромина, Е. А. Риторика : учеб. пособие. М. : Директ-Медиа. 194 с. URL: URL:https://search.rsl.ru/ru/record/02000013967 (дата обращения: 03.09.2022).
5. Кравцов C. C. «Нашей школе есть чем гордиться» : интервью // edu.gov.ru. URL: https://edu.gov.ru/press/2685/sergey-kravcov-nasheyshkole-est-chem-gorditsya/ (дата обращения: 03.09.2022).
6. Донован Д. Чек-лист для выступления в стиле TED // habr.com. URL: https://habr.com/ru/post/286112/ (дата обращения: 03.09.2022).
1. Berdnik, L. F. Practical rhetoric: a textbook / L. F. Berdnik. — Rostov n/A: Publishing House of SFU, 2011. 206 p. // sterninia.ru URL: http://sterninia.ru/files/757/4_Izbrannye_nauchnye_publikacii/Rechevoe_vozdejstvie/Prakticheskaja%20_ritorika.pdf (date of application: 03.09.2022).
2. Types of public speeches on the purpose // lektsii.org URL: https://lektsii.org/14-11364.html (date of address: 03.09.2022).
3. Ilyina, O. V. Rhetoric: a short course for journalists : [study.-method, manual] / O. V. Ilyina, E. V. Kablukov, O. F. Avtokhutdinova; [scientific ed. by E. V. Chepkin]. — Yekaterinburg : Ural Publishing House, un-ta, 2012. 68 p // elar.urfu.ru URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/45618/1/978-5-79960740-1_2012.pdf // (date of reference: 03.09.2022).
4. Kostromina, E.A. Rhetoric : a textbook. — Direct Media. 194 p. // search.rsl.ru. URL: URL:https://search.rsl.ru/ru/record/02000013967 (date of address: 03.09.2022).
5. Kravtsov, C.C.: "Our school has something to be proud of." Interview // edu.gov.ru URL: https://edu.gov.ru/press/2685/sergey-kravcov-nasheyshkole-est-chem-gorditsya / (accessed: 03.09.2022).
6. Donovan, D. Checklist for a TED talk // habr.com/ru URL:
https://habr.com/ru/post/286112 / (accessed: 03.09.2022).
О. В. Сонина, В. П. Деева
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ:
Аннотация. Статья посвящена вопросам становления и развития системы среднего профессионального образования, стимулированию государством этого процесса. Представлена нормативно-правовая база СПО. Выявлены преимущества СПО и тенденции его развития.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, перспективы развития СПО, государственная политика в сфере среднего профессионального образования.
O. V. Sonina, V. P. Deeva
SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN RUSSIA:
Abstract. The article is devoted to the formation and development of the system of secondary vocational education, the stimulation of this process by the state. The authors described the legal framework of secondary vocational education, identified its advantages and trends in its development.
Keywords: secondary vocational education, prospects for the development of secondary vocational education, state policy in the field of secondary vocational education.
Профессиональное образование среди славянских народов берет свое начало во времена Киевской Руси, принимая форму ремесленного ученичества. Система образовательного процесса начала формироваться приблизительно с середины XVII века — с появлением первых типографских школ.
Значительный же толчок развития был дан этой сфере только в XVIII веке, в рамках петровских реформ, и по понятным причинам системность и организацию получили в первую очередь такие направления образования, как инженерное и военное, а также медицинское. Последовавший за этим период характеризуется тенденциями:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.