ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА
Обострение социальных конфликтов на региональном и международном уровне (революции, две мировые войны, системные кризисы 30-е, 70-е гг.)
Ускорение темпов мирового развития и жизни человека (историческое время)
Процессы глобализации – ведущий тренд мирового развития
Возрастание системных рисков (атомная энергетика, опасность ядерной войны, терроризм и др.)
Появление новых пространств человека (виртуализация жизни)
Постмодернизм – расколотое сознание человека
Переход к массовой культуре
Особенности развития культуры
Меняется типологическая картина культуры
По-прежнему присутствует переплетение современной (индустриальной) и предшествующих типов культуры (первобытной, традиционной), а также появление диффузных (переходных) типов: первобытно-традиционных и традиционно-индустриальных.
Однако господствующей является индустриальная культура в силу своего экономического превосходства и технических и технологических возможностей проникновения в общество.
Социальные катаклизмы современности приводит к нарастанию алармистских тенденций в культуре (особенно заметно в литературе: О. Шпенглер, Э. Ремарк, Э. Хемингуэй)
Происходят изменения в базовых чертах культуры индустриальной цивилизации: рационализм, гуманизм и ориентация на безграничный прогресс.
Рационализм заменяется личной выгодой и стремлением к получению прибыли любой ценой.
Гуманизм вытесняется массовостью и тиражированием, приводящих к потере индивидуальности.
Главенствует стандарт и стереотипность, приводящих к иллюзорности самой культуры жизни человека (симулякр – Ж. Бодрийярд).
2. Переход к становлению систем массового образования
В начале 20 века главная задача – массовое обязательное начальное образование.
После 2-й мировой войны с 50-60-х гг. начинается переход к обязательному среднему образованию.
Становление контуров информационного общества в конце 20-го века приводит к оформлению идеологии общества знания, где на первый план выходит уровень высшего образования для восприятия и жизни в условиях глобализации и возможностей виртуального пространства.
Постепенный переход к обществу знаний.
3. Развитие средств массовой информации
Радио, кино, массовая пресса, телевидение (с 60-х гг.) до цифровых технологий (в том числе мобильных приложений) в начале 21 в.
Перемены со второй половине 20-го в. Газеты стали ориентироваться на запросы читателей, а не на мнение авторов. Кино не требовало для восприятия даже элементарной грамотности.
Дополняется «лёгкой» музыкой, «модой для всех», рекламой, системой шоу-бизнеса и др. формы.
Ситуация информационной перегрузки общественного сознания («информационный шум»
4. Коммерциализация культуры
Товарно-денежные отношения, характерные для экономической системы капитализма, активно проникают и в сферу культуры, создавая экономические условия для превращения культуры в услугу, что переводит её в экономическую категорию пространства, и она становится объектом купли-продажи.
Создается ситуация упрощения массовой культуры, при доминировании потребительских вкусов и запросов.
5. Положение и статус интеллигенции
Положение интеллигенции в социальной структуре общества претерпевает важные изменения. Оставаясь главной интеллектуальной силой любого государства, выступая инициатором многих социальных инициатив (особенно в области экологии человека), она все больше погружается в область товарно-денежных отношений. Становится посредником между публикой и владельцами средств СМИ и шоу-бизнеса.
Усиливается элитарность интеллигенции особенно в условиях постмодерна.
Интеллигентность подменяется интеллектуальностью. Выступают в качестве идеологов государства.
6. Виртуализация культуры
Создание нового виртуального информационного пространства сопровождается появлением новой техники и технологий, приводящих к переводу многих традиционных каналов в это пространство.
Усиливается общедоступность достижений культуры, возможность ее тиражирования
На первый план выходит мобильность.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 20-начала 21 вв.
Она заключает в себе два периода: формирование советской цивилизации и современную отечественную культуру.
Что было основным содержанием первого периода?
Совершён «прыжок» из традиционной (аграрной) в индустриальную цивилизацию. В чём особенность?
Основная сложность: чрезвычайно тонкий слой интеллигенции, переживший трудности 1 мировой войны, революции 1917 г. и гражданскую войну.
Повсеместная элементарная неграмотность абсолютного большинства населения страны (80%).
85% населения представляли жителей деревни с преимущественным развитием традиционной культуры
Поэтому основанием и главным содержанием формирования культуры советского общества становятся количественные характеристики, количественный рост всех составляющих массовой культуры.
Каковы были основные направления становления и развития советской цивилизации?
Образование советской системы образования. К середине 20 в. она становится образцовой для всего мирового сообщества. Три уровня: начальное, среднее и высшее. (Эксперименты, ошибки).
Формирование советской интеллигенции из представителей основных классов общества: рабочих (как ведущего элемента) и крестьянства.
3. Развитие отечественной науки отражало процессы индустриального переворота в стране. Отраслевая наука переживает процессы дифференциации. Отличительная особенность – опора на университетские центры, как ведущий элемент развития науки, сменяется переходом к созданию специализированных институтов и академических центров в основных отраслях научного знания (1930 г. – реформа университетов, как пример образование самостоятельных медицинских ВУЗов). Ведущая роль – военные разработки, создание новых видов техники (авиация, танкостроение, флот, автоматическое оружие и др.), отражающие новое понимание характера войны («война моторов» Фрунзе). Доминировал прагматический подход к науке. Снижалась ценность объективного гуманитарного знания (догматизм).
4. Художественная культура была представлена всеми ее отраслями, характерными для остальных государств мира. Отличительная особенность: высочайший уровень гуманизма, отражающийся во всех произведениях, возвышение творческой роли трудовой деятельности, центральная фигура – человек труда. Основная тема – отражение социальных процессов в советском обществе и побуждающая роль в выполнении экономических задач в определённых исторических периодах. На советскую культуру возлагалась ведущая роль в идеологии государства, где основной темой становится советский патриотизм и героизм (особенно ярко в период Великой Отечественной войны). Отсюда в культуре явно проектировалась её идеологизированность и регулирующая роль государства.
5. В силу идеологизации культуры в советский период формируется её особенность – огосударствление всех её направлений при руководящей роли партии. Это объективный процесс. Он имеет место в любом государстве любого типа (даже самого демократичного), но формы проявления являются латентными (скрытыми). Однако в СССР этот процесс был представлен открыто и даже демонстративно. Отсюда определённое упрощение культуры, её прагматизм, направленный на поддержку государственных планов развития страны. Господство лозунга «Культура должна быть понятна народу». Его содержание приписывалось В.И. Ленину. Однако ленинская мысль была иной «Культура должна быть понята народом».
Итоги культурной революции в СССР
Параметры измерения | Количество |
Число радиостанций | 77 |
Массовые библиотеки | 86 215 |
Клубы, Дома культуры, избы-читальни | 111 065 |
Парки культуры и отдыха | 382 |
Театры | 787 |
Цирки | 90 |
Киноустановки | 31 000 |
Газеты и журналы (шт.) / тираж (млн. экз.) | 10 312 / 295 |
Книги (названий) / тираж (млн. экз.) | 43 758 / 781 |
Победа в Великой Отечественной войне, массовый героизм советского народа становится главной темой в советской культуре 40-50-х гг.
Новым импульсом развития культуры становится «хрущёвская оттепель» 50-60-х. Появляется целая генерация, новое поколение получившие название «шестидесятники». Основная тема – критика культа личности Сталина и идеи гуманизма. Разрушение «железного занавеса» между Западом и Востоком приводит на мировую арену феномен советской культуры (кино, литература, музыка, живопись).
К 70-м гг. по основным параметрам массовой культуры советская культура выходит на ведущее место в мире (как реакция – самый изучаемый язык в мире – русский).
К концу 70-х гг. с новой силой обостряется противостояние двух общественно-политических систем: социализма и капитализма, СССР и США. Приняло форму острой идеологической борьбы. Это накладывало свой отпечаток на все стороны культурной жизни. Подчас она принимала достаточно насильственные и грубые формы: начинается ещё раньше (ликвидация выставки авангардистов в Москве в 1963 г., борьба со «стилягами», «низкопоклонничество перед Западом» и др.). Такие открытые формы вызывают протестные настроения (особенно среди советской интеллигенции) и оформление движения, получившее название «диссиденты» (наиболее яркие фигуры А.И. Солженицын, А.Д. Сахаров).
Начинается период кризиса советской культуры, завершившийся с ликвидацией СССР в декабре 1991 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.