УРОК ПО ТЕМЕ: «ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ МАССЫ ВЕЩЕСТВ. ХИМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ »
Цели урока:
Тип урока: комбинированный
Оборудование: весы, химические стаканы, ступка с пестиком, фарфоровая чашка, спиртовка, спички, магнит.
Реактивы: парафин, растворы CuSO4, NaOH, HCl, фенолфталеин, порошки железа и серы.
Ход урока.
I. Организационный этап.
II. Постановка цели. Сообщение темы и цели урока.
III. Проверка домашнего задания.
Вопросы для повторения:
1. Чем отличаются физические явления от химических?
2. Какие области применения физических явлений вы знаете?
3. По каким признакам можно судить о том, что прошла химическая реакция?
4. Что такое экзо- и эндотермические реакции? Какие условия необходимы для их протекания?
5. Учащиеся сообщают результаты домашнего эксперимента (№ 1,2 после §26)
Задание . Найди соответствие
1 вариант - химические явления, 2 вариант – физические:
1. Плавление парафина
2. Гниение растительных остатков
3. Ковка металла
4. Горение спирта
5. Прокисание фруктового сока
6. Растворение сахара в воде
7. Почернение медной проволоки при прокаливании
8. Замерзание воды
9. Прокисание молока
10. Образование инея
IV. Введение знаний.
1. Закон сохранения массы веществ.
Проблемный вопрос: изменится ли масса реагирующих веществ по сравнению с массой продуктов реакции.
Демонстрационные опыты:
Учитель ставит на чашу весов два стаканчика:
а) один со свежеосаждённым Cu(OH)2, другой с раствором HCl; взвешивает их, сливает растворы в один стаканчик, другой ставит рядом, и ребята отмечают, что равновесие весов не нарушилось, хотя реакция прошла, о чём свидетельствует растворение осадка;
б) аналогично и проводится и реакция нейтрализации – к окрашенной фенолфталеином щёлочи приливается избыток кислоты из другого стаканчика.
Видеоэксперимент: Нагревание меди.
Описание эксперимента: В коническую колбу помесите 2 грамма измельченной меди. Плотно закройте колбу пробкой и взвесьте. Запомните массу колбы. Осторожно нагревайте колбу в течение 5 минут и наблюдайте за происходящими изменениями. Прекратите нагревание, и когда колба охладится, взвесьте её. Сравните массу колбы до нагревания с массой колбы после нагревания.
Вывод: Масса колбы после нагревания не изменилась.
Формулировка закона сохранения массы: масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе образовавшихся веществ (учащиеся записывают формулировку в тетрадь).
Закон сохранения массы был теоретически открыт в 1748 году и экспериментально подтверждён в 1756 году русским ученым М.В. Ломоносовым.
Французский учёный Антуан Лавуазье в 1789 году окончательно убедил учёный мир в универсальности этого закона. Как Ломоносов, так и Лавуазье пользовались в своих экспериментах очень точными весами. Они нагревали металлы (свинец, олово, и ртуть) в запаянных сосудах и взвешивали исходные вещества и продукты реакции.
2. Химические уравнения.
Демонстрационный эксперимент: Нагревание смеси железа и серы.
Описание эксперимента: В ступке приготовьте смесь из 3,5 граммов Fe и 2 граммов S. Перенесите эту смесь в фарфоровую чашку и сильно нагрейте на пламени горелки, наблюдая за происходящими изменениями. Поднесите магнит к образовавшемуся веществу.
Полученное вещество – сульфид железа (II) – отличное от исходной смеси. Ни железо, ни сера не могут быть визуально обнаружены в нем. Невозможно их разделить и с помощью магнита. Произошло химическое превращение.
Исходные вещества, принимающие участие в химических реакциях называются реагентами.
Новые вещества, образующиеся в результате химической реакции называются продуктами.
Запишем протекающую реакцию в виде схемы:
железо + сера → сульфид железа (II)
Химическое уравнение – это условная запись химической реакции посредством химических формул.
Запишем протекающую реакцию в виде химического уравнения:
Fe + S → FeS
Правила составления химических уравнений
(презентация на экране).
1. В левой части уравнения записать формулы веществ, вступающих в реакцию (реагентов). Затем поставить стрелку.
а) N2 + H2 →
б) Al(OH)3 →
в) Mg + HCl →
г) СaO + HNO3→
2. В правой части (после стрелки) записать формулы веществ, образующихся в результате реакции (продуктов). Все формулы составляются в соответствии со степенью окисления.
а) N2 + H2 → NH3
б) Al(OH)3 → Al2O3 + H2O
в) Mg + HCl → MgCl2 + H2
г) СaO + HNO3→ Ca(NO3)2 + H2O
3. Уравнение реакции составляется на основе закона сохранения массы веществ, т. е. слева и справа должно быть одинаковое число атомов. Это достигается расстановкой коэффициентов перед формулами веществ.
Алгоритм расстановки коэффициентов в уравнении химической реакции.
1. Подсчитать количество атомов каждого элемента в правой и левой части.
2. Определить, у какого элемента количество атомов меняется, найти Н.О.К.
3. Разделить Н.О.К. на индексы – получить коэффициенты. Поставить коэффициенты перед формулами.
4. Пересчитать количество атомов, при необходимости действия повторить.
5. Начинать лучше с атомов О или любого другого неметалла (если только О не находится в составе нескольких веществ).
а) N2 + 3H2 → 2NH3 б) 2Al(OH)3 → Al2O3 + 3H2O
в) Mg + 2HCl → MgCl2 + H2 г) СaO + 2HNO3→ Ca(NO3)2 + H2O
V. Домашнее задание.
VI. Итог урока. Учащиеся формулируют выводы по уроку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.