Урок по физике в 8 классе.
«Закон Ома для участка цепи»
Базовый учебник А. В. Пёрышкин Физика 8 класс.
Тип урока: урок формирования новых знаний с элементами исследовательской
деятельности.
Цель урока: организация продуктивной деятельности учащихся для достижения
результатов, отражённых в задачах урока.
Задачи урока:
Предметные
Создать условия для исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения
зависимости силы тока от напряжения и сопротивления;
Сформировать практические навыки по применению закона Ома, через речение задач.
Метапредметные
Способствовать овладению учащимися навыками самостоятельного приобретения новых
знаний;
Создавать условия для развития у учащихся мышления, внимания, умения вступать в
речевое общение, понимать точку зрения своего собеседника, признавать право на иное
мнение, аргументировано обосновывать свою точку зрения, отражать в устной или
письменной речи результаты своей деятельности;
Личностные
Воспитывать активность, организованность, ответственность за свои решения, стремление
учиться самостоятельно, иметь собственное мнение;
Формировать ценности уважения к творцам науки.
Оборудование:
Портреты учёных: А.Вольта, А.Ампера, Г.Ома;
Амперметр, ключ, 3резистора, источник тока, соединительные провода;
компьютерная презентация «Закон Ома для участка цепи»;
Дидактический материал: бланк дидактической карты (по числу учащихся в классе),
тест по теме «Закон Ома» (2 варианта, число экземпляров – по числу учащихся в классе),
Карточки с дифференцированными количественными задачами по теме «законы
постоянного тока».
Этап
урока
Дидактическая карта
Деятельность учителя
Деятельность
учащихсяв
н
а
ч
а
л
е
у
р
о
к
а
.
1
м
и
н
.
ип
о
л
о
ж
и
т
е
л
ь
н
ы
й
н
а
с
т
р
о
й
у
ч
а
щ
и
х
с
я
I
.
О
р
г
а
н
и
з
а
ц
и
о
н
н
ы
й
э
т
а
п
.
М
о
б
и
л
и
з
а
ц
и
я
Цель:
настроится на
продуктивную
деятельность на
уроке.
I.Организационный этап. (Самоопределение к деятельности).
Цели этапа:
включить учащихся в учебную деятельность;
определить содержательные рамки урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня на уроке мы с
вами будем покорять вершины огромного мира электрических
явлений. Нас ждут новые открытия и новые тайны самой
замечательной науки физики.
Ну а теперь всё по порядку. Давайте ещё раз обратимся к схеме
физического познания. Первым шагом на этом пути являются
исходные данные. Нам сегодня в качестве исходных данных
понадобятся основные характеристики электрического тока.II. Этап постановки целей и задач урока (проблема –
формулировка задачи)
Цели этапа:
организовать деятельность учащихся, в ходе которой
возникает конфликтная ситуация, вызывающая
затруднение в учебной деятельности.
обозначить тему урока и цель.
Учитель: Мне нужны 3 помощника, которые на доске заполнят
таблицу. Остальные заполняют эту таблицу в своих
дидактических листах.
Физические величины
Сопротивление
Напряжение
Сила
тока
Обозначение
Формула
Единица измерения
Прибор для измерения
).Ω
Условное обозначение
прибора
(Учащиеся не могут заполнить ячейки, в которых нужно указать
название прибора, измеряющего сопротивление, и изобразить его
условное обозначение)
Учитель: Похоже у вас возникли проблемы? Мы, действительно,
ничего не знаем о приборе, измеряющем сопротивление. Давайте
попробуем включить логику и попытаемся догадаться, как
называется этот прибор и как он обозначается в схемах
электрических цепей. (Омметр,
Дело в том, что неслучайно мы ни слова не сказали об этом
приборе на уроках. В школьном курсе физики его не изучают. Но
это не значит, что измерять сопротивление на уроках нам не
придётся. Откройте стр.174 учебника. Прочтите название
лабораторной работы №6. Эту работу мы будем выполнять на
следующем уроке.
Как можно измерить сопротивление
проводника с помощью амперметра и вольтметра?
На самом деле нам нужно знать, как связаны между собой I, U, R.
В этом случае, зная силу тока и сопротивление, мы всегда
сможем найти сопротивление проводника.
Перед выполнением следующего задания,
попробуйте
сформулировать цель вашей дальнейшей деятельности на уроке.
Запишите каждый свою цель в дидактических листах.
I
I
.
П
о
с
т
а
н
о
в
к
а
и
ц
е
л
е
й
и
з
а
д
а
ч
у
р
о
к
а
.
7
м
и
н
Цель:
сформулировать
цель своей
деятельности на
уроке.
Деятельность:
Заполняют
таблицу.
Высказывают
свое гипотеза о
названии
прибора для
измерения
сопротивления и
его условного
обозначения.
Высказывают
гипотезы.
Формулируют и
записывают цель
своей
деятельности на
уроке.Э
т
а
п
и
з
у
ч
е
н
и
я
н
о
в
ы
х
з
н
а
н
и
й
и
с
п
о
с
о
б
о
в
д
е
я
т
е
л
ь
н
о
с
т
и
.
2
0
м
и
н
I
I
I
.
О
с
н
о
в
н
о
й
э
т
а
п
.
III. Основной этап. Этап изучения новых знаний и способов
деятельности.
Цель этапа:
Организовать коммуникативное взаимодействие для
выполнения практической работы, позволяющей найти
необходимую зависимость.
Учитель:
В 1826 году немецкий физик Георг Ом
экспериментально установил взаимосвязь между уже известными
нам характеристиками электрического тока: силой тока,
напряжением и сопротивлением.
Как зависит сила тока от напряжения, мы уже знаем. Заполните
соответствующий блок в дидактической карте.
Теперь мы попробуем выяснить зависимость силы тока от
сопротивления. Опять включаем логику. А как может зависеть
сила тока от сопротивления?
Давайте их всех гипотез выберем самую реальную и попробуем её
проверить. Поможет нам в этом дидактическая карта.
Цель с помощью
эксперимента
выяснить как
зависит сила
тока от
сопротивления.
Деятельность:
Заполняют
дидактическую
карту.
Высказывают
гипотезы.
Выполняют
исследовательск
ую работу по
инструкции в
дидактической
карте.I
V
.
Э
т
а
п
а
н
а
л
и
з
а
п
о
л
у
ч
е
н
н
ы
х
р
е
з
у
л
ь
т
а
т
о
в
.
5
м
и
н
Цель:
Сформулировать
закон Ома для
участка цепи.
Деятельность:
Зачитывают
выводы.
Записывают
формулу.
Зачитывают
формулировку
закона Ома для
участка цепи.
IV. Этап анализа полученных результатов. 5 мин
Цель этапа:
Помочь учащимся зафиксировать полученные в результате
эксперимента результаты в словесной (вербальной) и
знаковой форме.
Учитель:
Давайте проанализируем полученные
результаты. Зачитайте ваши выводы о том, как зависит
сила тока от напряжения и сопротивления.
Запишите формулу, выражающую зависимость между
силой тока, напряжением и сопротивлением.
Сравните ваши результаты с информацией в учебнике.
Мы сегодня с вами на уроке смогли сами
экспериментально открыть закон Ома для участка цепи.
Этот закон является одним из фундаментальных в
электродинамике. И если вам придется самостоятельно
ремонтировать электробытовые приборы или проводку, то
без закона Ома вы не обойдетесь.
Георг Ом (17871854) немецкий физикэкспериментатор. Он
родился 16 марта 1787 года в семье слесаря. Отец придавал
большое значение образованию детей. Хотя семья постоянно
нуждалась, Георг учился сначала в гимназии, а потом в
университете. Сначала он преподавал математику в одной из
частных школ Швейцарии. Физикой Георг Ом стал
интересоваться позже. Свою научную деятельность начал с
ремонта приборов и изучения научной литературы. Создание
первого гальванического элемента открыло перед физиками
новую область исследований, и Ом сделал важнейший шаг на
пути создания теории электрических цепей. В 1825 году он
представил научному миру плоды своего труда в виде статьи,
которую озаглавил “Предварительное сообщение о законе, по
которому металлы проводят электричество”. Сейчас это
сообщение мы называем законом его имени. В честь этого
ученого также названа единица сопротивления.
Для запоминания формулы закона Ома и последующего
его применения для решения задач лучше пользоваться
треугольником.V. Этап первичной проверки понимания изученного.
Цель этапа: зафиксировать изученный материал во
внешней речи и письменно.
Учитель: Прежде чем мы будем применять полученные знания
при решении задач, давайте все вместе попробуем использовать
формулу закона Ома в разных ситуациях.
Решим задачу №1из листа задач.
V
.
Э
т
а
п
п
е
р
в
и
ч
н
о
й
п
р
о
в
е
р
к
и
V
I
.
Р
е
ф
л
е
к
с
и
я
.
5
м
и
н
VI. Рефлексия.
Цель этапа: оценить собственную деятельность на уроке;
поблагодарить друг друга за урок;
зафиксировать неразрешённые затруднения как
направления будущей учебной деятельности;
обсудить и записать домашнее задание.
Учитель: Наш урок подходит к завершению.
Подведем итоги урока.
Что нового вы узнали, поняли?
Что научились делать?
Что понравилось более всего на уроке? Что вызвало
затруднение? И почему?
Достигнута ли ваша личная цель?
Заполните соответствующие строки в дидактической
карте.
Домашнее задание: § 44, выучить формулировку Закона
Ома Для участка цепи, 3 задачи из карточки с задачами,
согласно их дифференциации.
Цель:
Закрепить
изученный
материал.
Деятельность:
Решают задачу.
Цель:
Оценить
собственную
деятельность на
уроке.
Деятельность:
Отвечают на
вопросы
учителя.
Заполняют
дидактическую
карту.
п
о
н
и
м
а
н
и
я
и
з
у
ч
е
н
н
о
г
о
.
5
м
и
н