Закономерности формирования мировоззрения личности
Оценка 4.6

Закономерности формирования мировоззрения личности

Оценка 4.6
Лекции
pptx
воспитательная работа
Взрослым
01.06.2018
Закономерности формирования мировоззрения личности
Научное мировоззрение учащихся начинает формироваться в процессе организованного обучения и воспитания учащихся в школе, то есть в целостном педагогическом процессе. Одной из важнейших педагогических проблем, связанных с формированием мировоззрения учащихся, является раскрытие закономерностей процесса становления личных взглядов и убеждений учащихся. Установление межпредметных связей при объяснении природных и социальных явлений способствует формированию у школьников обобщенных знаний о законах развития объективного мира, выработке единого, целостного научного мировоззрения. Исследования педагогов и психологов показывают, что знания приобретают характер убеждений при установлении их связи с переживанием их истинности, когда они усвоены путем самостоятельных, практических действий учащихся.Установление межпредметных связей при объяснении природных и социальных явлений способствует формированию у школьников обобщенных знаний о законах развития объективного мира, выработке единого, целостного научного мировоззрения. Исследования педагогов и психологов показывают, что знания приобретают характер убеждений при установлении их связи с переживанием их истинности, когда они усвоены путем самостоятельных, практических действий учащихся.
Закономерности формирования мировоззрения личности. Содержание воспитания в современной школе.pptx

Закономерности формирования мировоззрения личности

Закономерности формирования мировоззрения личности
Закономерности формирования мировоззрения личности. Содержание воспитания в современной школе

Закономерности формирования мировоззрения личности

Закономерности формирования мировоззрения личности
• Научное мировоззрение учащихся начинает формироваться в процессе организованного обучения и воспитания учащихся в школе, то есть в целостном педагогическом процессе. Одной из важнейших педагогических проблем, связанных с формированием мировоззрения учащихся, является раскрытие закономерностей процесса становления личных взглядов и убеждений учащихся.

Закономерности формирования мировоззрения личности

Закономерности формирования мировоззрения личности
• Перевод знаний в стойкие убеждения, которые становятся принципами, мотивами поведения, является определяющим условием формирования мировоззрения личности.

Закономерности формирования мировоззрения личности

Закономерности формирования мировоззрения личности
• Установление межпредметных связей при объяснении природных и социальных явлений способствует формированию у школьников обобщенных знаний о законах развития объективного мира, выработке единого, целостного научного мировоззрения. • Исследования педагогов и психологов показывают, что знания приобретают характер убеждений при установлении их связи с переживанием их истинности, когда они усвоены путем самостоятельных, практических действий учащихся.

Закономерности формирования мировоззрения личности

Закономерности формирования мировоззрения личности
• Большое значение в этом отношении имеет изучение процесса формирования научных убеждений в условиях проблемного обучения. Так, И.Я. Лернер, исследуя роль познавательных задач, показал, что осуществляемая с их помощью ориентация учащихся на самостоятельное добывание и применение знаний открывает пути для осознания школьниками личной значимости усваиваемых мировоззрен ческих идей (понятий, оценок, норм).

Закономерности формирования мировоззрения личности

Закономерности формирования мировоззрения личности

Закономерности формирования мировоззрения личности

Закономерности формирования мировоззрения личности
• Большую роль в формировании мировоззрения школьника играет его наблюдение за жизнью и деятельностью окружающих, их поведением, поступками. Возникающие на основе личного опыта непосредственные чувства, взгляды, убеждения школьника постоянно соотносятся со взглядами, моральными нормами и требованиями, принятыми в обществе и в той или иной форме предъявляемыми к нему самому.

Закономерности формирования мировоззрения личности

Закономерности формирования мировоззрения личности
• Весь режим школьной и внешкольной жизни, весь воспитательный процесс целесообразно организовать так, чтобы отношения, складывающиеся в детских коллективах, приобретали личностный характер. • Убеждения, формируемые на базе личностных отношений, - это не просто осознание той или иной мировоззренческой идеи, а внутреннее принятие этой идеи как своей, ставшей побудителем к определенной деятельности, поведения.

Закономерности формирования мировоззрения личности

Закономерности формирования мировоззрения личности
• Сущность деятельностно-личностного подхода к формированию мировоззрения школьников состоит в: • - признании деятельности основой духовно- практического освоения личностью объективного мира него адекватного отражения в сознании человека; • - осуществлении целостности воздействия на интеллектуальную, эмоционально-волевую и действенно- практическую сферы жизнедеятельности личности; • - индивидуализации воспитательного процесса в системе формиро вания мировоззрения личности, органическом сочетании взаимодействия личности и коллектива в труде и обучении (Г.Н.Филонов).

Закономерности формирования мировоззрения личности

Закономерности формирования мировоззрения личности

Закономерности формирования мировоззрения личности

Закономерности формирования мировоззрения личности
Содержание воспитания в современной школе • Искусство воспитания есть не что иное, как знание средств для образования более крепких и сильных тел, более просвещенных умов и более добродетельных душ. • К.А. Гельвеции • В современной педагогике содержание педагогического процесса определяется как «объем и характер знаний, умений, навыков, привычек, качеств и свойств личности, которые необходимы индивиду для выполнения общих (универсальных для всех граждан) социальных функций, детерминированных определенной системой ценностей общества» (Стефаповская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998. С. 162.). Считается, что у содержания воспитания есть своя специфика: предметом его является создание условий для духовного развития (Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2000. С. 71).

Закономерности формирования мировоззрения личности

Закономерности формирования мировоззрения личности
Выделяется 4 подхода к построению содержания воспитания: • 1) Нравственность в разных направлениях • формирование нравственности и нравственного поведения по определенным воспитательным программам, предусматривающим осуществление таких видов воспитания, как патриотическое, умственное, нравственное, эстетическое, физическое, гражданское, экономическое, экологическое, правовое. (И. С. Марьенко).

Закономерности формирования мировоззрения личности

Закономерности формирования мировоззрения личности
• 2) Базовые культуры личности • Второй подход связан с пониманием воспитания как формирования следующих базовых культур личности: • жизненного самоопределения; • культуры семейных отношений; • экономической культуры и культуры труда; • политической, демократической и правовой культуры; • интеллектуальной, нравственной культуры и коммуникативной культуры; • экологической, художественной и физической культуры (О. С. Газман, А. В. Иванов).

Закономерности формирования мировоззрения личности

Закономерности формирования мировоззрения личности
• 3)Социализация и отработка социальных ролей • Третий подход связан с пониманием воспитания как компонента социализации • Целью воспитания является подготовка подрастающего поколения к участию в сложной системе социальных отношений в экономической, политической и духовной сферах. Содержание воспитания составляют социальные роли, которые должен освоить человек, (семьянин; член детского, подросткового, молодежного сообщества; ученик; патриот своего города; россиянин; человек мира; человек- творец) (И. А. Колесникова, Л. С. Нагавкина, Е. Н. Барышников). • 4) Ценностное отношение к миру • Четвертый подход связан с пониманием воспитания как формирования ценностного отношения личности к миру, познания мира и взаимодействия с ним (Н. Е. Щуркова).

Закономерности формирования мировоззрения личности

Закономерности формирования мировоззрения личности
• В.А. Караковский считает, что содержание воспитания определяют 8 общечеловеческих ценностей: Земля — общий дом человечества (людей и природы), Отечество (Родина), семья, труд, знания, культура, мир (согласие между людьми), Человек (Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993). • Интересной представляется программа воспитания, созданная А.Ф. Лазурским и С.Л. Франком ( См.: Альманах «Мир человека». Калуга, 1996. Вып. 2. С. 64). В основание ее положены «отношения личности со средой». Порядок программы: • I. Отношение к вещам. • II. Отношение к природе и животным. • III. Отношение к отдельным людям. • IV. Половая любовь. • V. Отношение к социальной группе. • VI. Отношение к семье. • VII. Отношение к государству. • VIII. Отношение к труду. • IX. Отношение к материальному обеспечению и собственности. • X. Отношение к внешним нормам жизни (к праву, к • правилам вежливости и приличий). ХТ. Отношение к нравственности. • XII. Отношение к миросозерцанию и религии. • XIII. Отношение к науке и знанию. • XIV. Отношение к искусству. • XV. Отношение к себе самому (к своей физической и психической жизни, к своей личности).

Закономерности формирования мировоззрения личности

Закономерности формирования мировоззрения личности

Закономерности формирования мировоззрения личности

Закономерности формирования мировоззрения личности
• Так, по мнению Е.В. Бондаревской, основными компонентами воспитания являются (: Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство, М., 1998. С. 165 —166.): • 1.        воспитание свободной личности (высокий уровень самосознания, гражданственность; чувство собственного достоинства, самоуважения, самодисциплины, честность, ориентирование в духовных ценностях жизни, самостоятельность в принятии решений и ответственность, свободный выбор содержания жизнедеятельности); • 2.        воспитание гуманной личности (милосердие, доброта, способность к состраданию, сопереживанию, альтруизм, терпимость, доброжелательность, скромность, готовность оказывать помощь близким и дальним, стремление к миру, добрососедству, понимание целей человеческой жизни); • 3.        воспитание духовной личности (потребность в познании и самопознании, в красоте, рефлексии, общении, поиске смысла жизни, автономия внутреннего мира, цельность); • 4.        воспитание творческой личности (развитые способности, потребность в преобразующей деятельности, знания, умения, навыки, развитый интеллект, интуиция, жизнетворчертво); • 5.        воспитание практической личности (знание основ экономики, трудолюбие, хозяйственность, компьютерная грамотность, владение языками мира, знание народных, религиозных обычаев, здоровый образ жизни, физическая закалка, эстетический вкус, хорошие манеры, обустройство дома, обеспечение благосостояния семьи).

Закономерности формирования мировоззрения личности

Закономерности формирования мировоззрения личности
• Традиционная программа воспитания действует в отечественных школах с 1970-х гг. В ее основе лежит программа «Примерное содержание воспитания школьников», разработанная творческим коллективом под руководством И. С. Марьенко.  • Программа формирования базовых культур личности Данная программа разработана на основе подхода, предложенного О. С. Газманом и А. В. Ивановым и направленного на формирование базовых культур личности. • Программа освоения социальных ролей Данная программа воспитания разработана на основе подхода, с позиций которого целью воспитания является подготовка подрастающего поколения к освоению социальных ролей и отношений. • Программа воспитания ценностного отношения к миру Данная программа основывается на представлении о воспитании как приобщении и приучении формирующейся личности к самостоятельному выбору жизненного пути и образа жизни и ответственности за свой свободный выбор.

Закономерности формирования мировоззрения личности

Закономерности формирования мировоззрения личности

Закономерности формирования мировоззрения личности

Закономерности формирования мировоззрения личности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2018