• закрепить у учащихся навыки решения задач: расчётных, качественных, экспериментальных;
• проверить и закрепить знания формул и теории по теме, научить применять эти знания при решении задач;
• формирование познавательной активности на уроке.• воспитывать ответственное отношение к учебному труду;
• развивать чувство взаимопомощи при работе в группе.И так, повторим:
Урок решения задач по физике в 10 классе
«Законы постоянного тока»
(методическая разработка урока с использо
«Законы постоянного тока»
Цели урока:
Образовательные:
закрепить у учащихся навыки решения
задач: расчётных, качественных,
экспериментальных;
проверить и закрепить знания формул и
теории по теме, научить применять эти знания при
решении задач;
формирование познавательной активности
на уроке.
Развивающие:
развивать навыки самостоятельной работы,
навыков работы в группах;
развивать умение применять знания в
новой ситуации;
развивать логическое мышление учащихся;
развивать умение сравнивать, обобщать,
делать выводы.
Воспитательные:
воспитывать ответственное отношение к
учебному труду;
развивать чувство взаимопомощи при
работе в группе.
Оборудование:
персональный компьютер,
мультимедиапроектор,
интерактивная доска,
источник питания,
резисторы,
Тип урока: комбинированный.
Формы
обучения: фронтальная,
групповая, индивидуальная.
Методы
поисковый
обучения: частично
–электрические лампочки,
ключи,
амперметры,
вольтметры,
карточки с заданием.
1. Организационный момент.
Постановка целей урока. Сообщение плана работы на уроке.
2.Систематизация знаний учащихся.
Для того чтобы начать решать задачи, нам необходимо повторить пройденный материал.
И так, повторим:
Двое учащихся выходят к доске и записывают: первый – законы последовательного соединения
проводников.
проводников,
В это время работаем устно по слайдам презентации. Ответ должен быть полным, законы читаются
полностью.
параллельного
соединения
законы
второй
–
Проверяем записи на доске, исправляем
ошибки.
Вопрос:
где применяются каждое в
отдельности соединения? (Ответ: параллельное –
осветительная сеть,
уличное освещение;
последовательное – ёлочная гирлянда).
8. Видео вопрос (видеоролик на 40 секунд)
(Ответ:
обратно
Возьмём
неизменное
напряжение для всех трёх графиков. Сила
тока
пропорциональна
сопротивлению: чем больше сопротивление
участка цепи, тем меньше сила тока в
нем.Следовательно, большим сопротивление
обладает 3 проводник)Делимся на два варианта.
опять
На слайде представлена
цепочка электрических схем.
Знаком вопроса помечена
неизвестная
величина,
вычислив которую, переходите
по стрелке к следующей схеме
и
вычисляете
неизвестную величину.
На
слайде дано задание–рисунок.
После выполнения один из
учащихся с каждого варианта
выходит к доске и наносит с
помощью маркера
на
интерактивной доске ответы.
В это время учащиеся
меняются
тетрадями и
проходит взаимопроверка.
Критерии оценки: "5" – верны
все задания, "4" – одна
ошибка, "3" – две ошибки, "2" –
3 и более ошибок.Практическое
задание.
На столах учеников
два набора приборов.
Работа выполняется в
группах по два ученика.
Первый
вариант:
источник
тока,
электрическая лампочка,
ключ,
секундомер,
соединительные провода.
Второй
вариант:
источник
тока,
электрическая резистор,
ключ,
секундомер,
соединительные провода,
таблица
удельных
сопротивлений
проводников.
Задание на слайде.
Учащиеся
определяют
величины, записывают в
тетрадь. По итогам работы
выставляется оценка.
Решение расчётной задачи:
Какой длины нужно взять никелиновую проволоку площадью поперечного сечения 0,84 мм2,
чтобы изготовить нагреватель на 220 В, при помощи которого можно было бы нагреть 2 литра воды от
20C° до кипения за 10 минут при КПД 80%? (Ответ 72,6 м).
Данная задача решается у доски, идёт обсуждение, запись в тетрадь.
Исправим ошибки
На следующем слайде представлены две
схемы с ошибками в соединениях приборов.
Нужно найти ошибку.
Данная задача
используется для устного решения, чтобы
учащиеся немного отдохнули перед
самостоятельной
работой.
(Ответ: ошибки в соединении измерительных
приборов – вольтметра и амперметра).
Ошибки исправляют ученики с помощью
маркера на интерактивной доске.
Самостоятельная работа.
Учащиеся сами выбирают уровень работы: карточка или тест на два варианта, с критерием
оценки. После выполнения теста проходит самопроверка. Верные ответы на слайде. Учащиеся
выставляют себе оценку. Карточку с заданием выбирают сильные ученики, а тест выполняют слабые,
но у них есть шанс получить хорошую оценку.
Карточка №1: Определите длину
нихромовой проволоки диаметром D = 0.36 мм
из которой изготовлен резистор, включенный
последовательно с лампой накаливания.
Определите количество теплоты, которую
выделяет резистор при прохождении по нему
тока
в
минут.
Фотография
схемы
представлена ниже.
20
электрической
течение
Карточка №2: К источнику постоянного
напряжения 4В подключено три резистора,
значение сопротивлений которых Вы можете
видеть на фотографии. Пренебрегая внутренним
сопротивлением источника тока и считая
соединительные
идеальными,
определите: 1) сопротивление резистора R2, 2)
напряжение на резисторе R3, 3) общее
сопротивление цепи, 4) общее напряжение
падающее на три резистора.
проводаТест для самопроверки:
Ответы на тест:
3. Итоги урока.
Ребята! Мы с вами сегодня плодотворно
поработали, продолжаем готовится к сдаче
ЕГЭ.
Вы получили несколько оценок, которые
выставлены на полях тетради. Оценка за урок
выставляется как среднее арифметическое.
Поставьте оценку в тетрадь. Тетради сдайте на
проверку.
4. Домашнее задание
Домашняя контрольная работа. Раздаются
карточки с заданием.Карточки домашнего задания:
Вариант 1.
1. Определите мощность, потребляемую
лампой Л4 (рис.), если сопротивление лампы Л1
равно 10 Ом, Л2 - 5 Ом, а Л3 - 2 Ом, Л4 - 5 Ом.
Вариант 2.
1. Найдите эквивалентное сопротивление
2. После включения внешней цепи разность
потенциалов на зажимах батареи оказалась
равной 18 В.
Чему равно внутреннее
сопротивление батареи, если ЭДС батареи 30 В, а
сопротивление внешней цепи 6 Ом?
3. Внутреннее сопротивление батареи от
карманного фонаря равно 0,5 Ом Вольтметр в
отсутствии нагрузки показывает на ней
напряжение 1,5 В. Каково напряжение на полюсах
батареи,
если её замкнуть на нагрузку
сопротивлением 1 Ом?
2.
Имеется электрическая лампа,
рассчитанная на ток мощностью 150 Ватт.
Ежедневно лампа горит в течение 6 часов.
Найдите работу тока за 30 дней и стоимость
израсходованной за это время электроэнергии
при тарифе 1,8 рублей за 1 кВт ч
3. Даны три резистора сопротивлением по
2 Ом каждый. Сколько разных значений
сопротивления можно получить, соединяя
резисторы по–разному?
5.
источники:
1. Физика: учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни /
Г.Я.Мякишев,
2009.
2. Берков А.В., Грибов В.А. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ 2011. Физика, 2011.
3
Б.Б.Буховцев.–М.:Просвещение,
Используемые
22.04 16