Закрепление произнесения звуков С — Ш

  • docx
  • 28.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Закрепление произнесения звуков.docx

Закрепление произнесения звуков

С — Ш

 

Соня и Шура играют в шашки. Славе купили новую машину.

 

3 — Ж Жора видел на поляне зайца. Женя чинил Зоин зонт.

 

БЕРЕЗА

 

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

/С. Есенин/

 

Ц - Ч

 

Девочка поливает цветы. Солнце скрылось за тучи.

 

С(СЬ) - Щ

 

В ящике уснул щенок. Саша поймал щуку и леща.

 

ДОЗОР

 

Мой щенок веселый

За лето подрос.

Стал красивый, умный,

Стал ученый пес.

/3. Александрова/

 

8. Предложите ребенку рассмотреть картинки и назвать среди предметов и игрушек такие, в названии которых есть звуки с, з, ц, затем перечислить игрушки и предметы, в названии которых есть звуки ш, ж, ч, щ

«В магазине»,

«На прогулке»,

«На даче»,

«Елка»,

«Елка в «Детском мире».

 

- Звуки Л (ЛЬ) и Р (РЬ) -

 

1. Покажите ребенку рисунки

«В комнате»,

«Кто что делал?»,

«Мы лепим»,

«Овощи и фрукты»

 

и предложите назвать изображенные на них игрушки и предметы.

 

2. Проверьте, как ребенок различает звуки л(лъ) и р(ръ), правильно ли подбирает слова на эти звуки.

 

ПОСЛУШАЙ СЛОВА

 

Взрослый произносит группу слов, ребенок должен выделить сначала те слова, в которых есть звук л (когда ребенок услышит слово, в котором есть звук л, он поднимает руку), потом слова со звуком р (когда ребенок услышит этот звук в слове, он хлопает в ладоши): лампа, кошка, рыба, ландыш, ручка, вагон, слон, шкаф, корова, стол, сумка, сыр, потолок, чайник, кран.

 

ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ИМЕНА?

 

Предложите ребенку назвать 3—5 женских или мужских имен. Сначала таких, в названии которых есть звук л(ль): Володя, Леша, Клава, Лена, Лиза; потом таких, в названии которых есть звук р(ръ): Роза, Рая, Сережа, Гриша, Андрей. При их назывании предложите ребенку выделять отрабатываемые звуки голосом (произносить протяжно). Обратите внимание, что в одних именах звуки л и р звучат твердо (Володя, Рая), в других — мягко (Рита, Лена). Если ребенок затрудняется подобрать нужные имена, взрослый сам их называет и спрашивает: «В имени Рая, какой звук есть?»

 

НАЗОВИ ПРОДУКТЫ

 

Предложите ребенку сначала назвать такие продукты питания, в названии которых есть звук л(ль): лапша, хлеб, молоко, сало, колбаса, потом такие, в названии которых есть звук р(рь): рыба, морковь, редис, горох, макароны. Спросите ребенка, какой звук есть в слове макароны, и предложите повторить его протяжно: макаррроны.

 

3. Поупражняйтесь с ребенком в произнесении скороговорок в разном темпе, с разной громкостью.

 

По утрам

У Айболита

До обеденной

Поры

Лечат зубы:

Зебры,

Зубры,

Тигры,

Выдры

И бобры.

/Н. Тополева/

 

Краб забрался на трап,

И заснул крепко краб,

А кальмар

Не дремал,

Краба в лапы поймал.

/Н. Егоров/

 

4. Попросите ребенка отгадать загадки и определить, какой из звуков — л(лъ) или р(рь) — есть в слове-отгадке. Выучите с ним загадки, отмеченные звездочкой. Проследите, чтобы ребенок голосом выделял эти звуки.

 

Три глаза —

Три приказа.

Красный -

Самый опасный,

(Светoфор) /В. Мусатов./ *

 

Я, сознаюсь, виновата: я хитра и плутовата, я в курятник вечерком часто бегаю тайком. (Лиса.)

Мчится дом по мостовой — две руки над головой. (Троллейбус.) *

 

5. После заучивания пословиц и поговорок предложите ребенку произнести их на одном выдохе.

 

Кто много говорит, тот мало делает.

Рыбка мелка, да уха сладка.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

 

 

6. Заучивая помещенные ниже стихотворения, следите за тем, чтобы ребенок четко и ясно произносил слова и звуки л и р (ль и рь).

 

ПРОСТОЕ СЛОВО

 

На свете

Добрых слов

Живет немало,

Но всех добрее

И важней одно:

Из двух слогов

Простое слово: «ма-ма»,

И нету слов Нужнее, чем оно!..

/И. Мазнин/

 

СПАТЬ ПОРА

 

Наступает ночка,

Ты устала, дочка.

Ножки бегали с утра,

Глазкам спать давно пора.

Ждет тебя кроватка.

Спи, дочурка, сладко!

/П. Воронько, перевод с украинского С. Маршака/

 

Я СЕГОДНЯ МЕДСЕСТРА

 

Я сегодня медсестра,

Кукол я лечу с утра.

Я пою их чаем с медом,

Раны смазываю йодом,

Витамины дам но штучке:

Курам, уткам, кошке, Жучке,

А колючему ежу

Ножку я перевяжу.

Медвежонку Тяпке срочно

Нужно вырвать зуб молочный.

Кукол я лечу с утра,

Я сегодня медсестра.

/Ю. Шигаев/

 

7. Предложите ребенку выделить в тексте сначала слова, в которых есть звук л(ль), затем слова, в которых есть звук р (рь); после того как ребенок научится выполнять это задание четко, ему можно предложить выделить слова, в которых есть оба этих звука.

 

 

Мама купила Володе красный карандаш.

Рая укладывает куклу спать в кроватку.

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал, как от огня.

/К. Чуковский/

Лара видела в зоопарке маленького крокодила.

Руслан целый день работал на огороде.

 

8. Рассмотрите с ребенком иллюстрации

«В комнате»,

«Отгадай, что купили».

Предложите ему рассказать, что на них изображено, а затем перечислить предметы, в названии которых есть только звук л (ль) или только звук р (рь). Проследите, чтобы ребенок эти звуки произносил отчетливо.