Закрепление произнесения звуков
С — Ш
Соня и Шура играют в шашки. Славе купили новую машину.
3 — Ж Жора видел на поляне зайца. Женя чинил Зоин зонт.
БЕРЕЗА
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
/С. Есенин/
Ц - Ч
Девочка поливает цветы. Солнце скрылось за тучи.
С(СЬ) - Щ
В ящике уснул щенок. Саша поймал щуку и леща.
ДОЗОР
Мой щенок веселый
За лето подрос.
Стал красивый, умный,
Стал ученый пес.
/3. Александрова/
8. Предложите ребенку рассмотреть картинки и назвать среди предметов и игрушек такие, в названии которых есть звуки с, з, ц, затем перечислить игрушки и предметы, в названии которых есть звуки ш, ж, ч, щ
«В магазине»,
«На прогулке»,
«На даче»,
«Елка»,
«Елка в «Детском мире».
- Звуки Л (ЛЬ) и Р (РЬ) -
1. Покажите ребенку рисунки
«В комнате»,
«Кто что делал?»,
«Мы лепим»,
«Овощи и фрукты»
и предложите назвать изображенные на них игрушки и предметы.
2. Проверьте, как ребенок различает звуки л(лъ) и р(ръ), правильно ли подбирает слова на эти звуки.
ПОСЛУШАЙ СЛОВА
Взрослый произносит группу слов, ребенок должен выделить сначала те слова, в которых есть звук л (когда ребенок услышит слово, в котором есть звук л, он поднимает руку), потом слова со звуком р (когда ребенок услышит этот звук в слове, он хлопает в ладоши): лампа, кошка, рыба, ландыш, ручка, вагон, слон, шкаф, корова, стол, сумка, сыр, потолок, чайник, кран.
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ИМЕНА?
Предложите ребенку назвать 3—5 женских или мужских имен. Сначала таких, в названии которых есть звук л(ль): Володя, Леша, Клава, Лена, Лиза; потом таких, в названии которых есть звук р(ръ): Роза, Рая, Сережа, Гриша, Андрей. При их назывании предложите ребенку выделять отрабатываемые звуки голосом (произносить протяжно). Обратите внимание, что в одних именах звуки л и р звучат твердо (Володя, Рая), в других — мягко (Рита, Лена). Если ребенок затрудняется подобрать нужные имена, взрослый сам их называет и спрашивает: «В имени Рая, какой звук есть?»
НАЗОВИ ПРОДУКТЫ
Предложите ребенку сначала назвать такие продукты питания, в названии которых есть звук л(ль): лапша, хлеб, молоко, сало, колбаса, потом такие, в названии которых есть звук р(рь): рыба, морковь, редис, горох, макароны. Спросите ребенка, какой звук есть в слове макароны, и предложите повторить его протяжно: макаррроны.
3. Поупражняйтесь с ребенком в произнесении скороговорок в разном темпе, с разной громкостью.
По утрам
У Айболита
До обеденной
Поры
Лечат зубы:
Зебры,
Зубры,
Тигры,
Выдры
И бобры.
/Н. Тополева/
Краб забрался на трап,
И заснул крепко краб,
А кальмар
Не дремал,
Краба в лапы поймал.
/Н. Егоров/
4. Попросите ребенка отгадать загадки и определить, какой из звуков — л(лъ) или р(рь) — есть в слове-отгадке. Выучите с ним загадки, отмеченные звездочкой. Проследите, чтобы ребенок голосом выделял эти звуки.
Три глаза —
Три приказа.
Красный -
Самый опасный,
(Светoфор) /В. Мусатов./ *
Я, сознаюсь, виновата: я хитра и плутовата, я в курятник вечерком часто бегаю тайком. (Лиса.)
Мчится дом по мостовой — две руки над головой. (Троллейбус.) *
5. После заучивания пословиц и поговорок предложите ребенку произнести их на одном выдохе.
Кто много говорит, тот мало делает.
Рыбка мелка, да уха сладка.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
6. Заучивая помещенные ниже стихотворения, следите за тем, чтобы ребенок четко и ясно произносил слова и звуки л и р (ль и рь).
ПРОСТОЕ СЛОВО
На свете
Добрых слов
Живет немало,
Но всех добрее
И важней одно:
Из двух слогов
Простое слово: «ма-ма»,
И нету слов Нужнее, чем оно!..
/И. Мазнин/
СПАТЬ ПОРА
Наступает ночка,
Ты устала, дочка.
Ножки бегали с утра,
Глазкам спать давно пора.
Ждет тебя кроватка.
Спи, дочурка, сладко!
/П. Воронько, перевод с украинского С. Маршака/
Я СЕГОДНЯ МЕДСЕСТРА
Я сегодня медсестра,
Кукол я лечу с утра.
Я пою их чаем с медом,
Раны смазываю йодом,
Витамины дам но штучке:
Курам, уткам, кошке, Жучке,
А колючему ежу
Ножку я перевяжу.
Медвежонку Тяпке срочно
Нужно вырвать зуб молочный.
Кукол я лечу с утра,
Я сегодня медсестра.
/Ю. Шигаев/
7. Предложите ребенку выделить в тексте сначала слова, в которых есть звук л(ль), затем слова, в которых есть звук р (рь); после того как ребенок научится выполнять это задание четко, ему можно предложить выделить слова, в которых есть оба этих звука.
Мама купила Володе красный карандаш.
Рая укладывает куклу спать в кроватку.
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.
/К. Чуковский/
Лара видела в зоопарке маленького крокодила.
Руслан целый день работал на огороде.
8. Рассмотрите с ребенком иллюстрации
«В комнате»,
«Отгадай, что купили».
Предложите ему рассказать, что на них изображено, а затем перечислить предметы, в названии которых есть только звук л (ль) или только звук р (рь). Проследите, чтобы ребенок эти звуки произносил отчетливо.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.