"Закрепление решения задач на пропорциональное деление"

  • doc
  • 21.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала задачи на пропорциональное деление.doc

Технологическая карта

 пробного урока математики

 

ТЕМА «Закрепление решения задач на пропорциональное деление»

(стр. учебника31)

Цели урока: закрепить решение задач на пропорциональное деление.

 

 

УМК «Школа России»

 

Технология обучения – проблемно-диалогическая

 

Тип урока – урок закрепления и повторения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила студентка 331  группы

Драпиковская Яна Сергеевна

МОУ СОШ № 12, класс 4а,  каб. № 29

Дата проведения урока 18.02.2020г.

Смена2 Номер урока 4

Начало урока …..  час ….  мин.

ФИО учителя школы:

Оксана Викторовна

ФИО преподавателя-консультанта:

Кузьчуткомова Ольга Витальевна

Допущена к проведению урока:

____________________, дата ________

(подпись преподавателя)

 

____________________, дата ________

(подпись учителя)

 

 

___________

 

 

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1)       Формировать навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;

2)       Формировать умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за её результат;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Регулятивные:

1)      Учится принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;

2)      Учится планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

3)      Учится воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

  1. Познавательные:

1)      Учится использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

2)      Учится представлять информацию в знаково-символической или графической форме: самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и практических задач; выделять существенные характеристики объекта с целью выявления общих признаков для объектов рассматриваемого вида;

3)      Учится владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;

  1. Коммуникативные:

1)      Учится строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;

2)      Учится принимать участие в определении общей цели и путей её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

3)      Учится сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

1)    связанные с актуализацией:

a)           учить соотносить объекты, представленные в задаче, и величины, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

b)          учить решать задачи в 3—4 действия;

2)    связанные с повторением материала, изученного ранее:

a)           учить выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1)

b)          учить решать задачи на пропорциональное деление.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ:

I.                учить соотносить объекты, представленные в задаче, и величины, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

II.                учить решать задачи в 3—4 действия;

III.                учить выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1)

РАЗВИВАЮЩИЕ:

1)      Учится принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;

2)      Учится планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

3)      Учится воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

4)      Учится использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

5)      Учится представлять информацию в знаково-символической или графической форме: самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и практических задач; выделять существенные характеристики объекта с целью выявления общих признаков для объектов рассматриваемого вида;

6)      Учится владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;

7)      Учится строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;

8)      Учится принимать участие в определении общей цели и путей её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

9)      Учится сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

 

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

1)            Формировать навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;

2)            Формировать умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за её результат;


 

Оборудование.

ü  у учителя:

 

 

 

ü  у учащихся: карточки

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  • https://vk.com/doc147751865_519705902?hash=f899a8eb75914b5b65&dl=146fc5a74fe071f38c

 

Оформление доски

 

 

 

 

 

 

Оформление работы в тетрадях учащихся

(образец-вставка на клетчатой разлиновке)

 

 

ХОД  УРОКА

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель. Создать условия для мотивации обучающихся  к учебной деятельности посредством решения логических задач.

-  Здравствуйте, ребята. Меня зовут Яна Сергеевна и сегодня я проведу урок математики. Думаю мы с вами хорошо поработаем и пополним нашу копилку знаний.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

1)      Учится принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;(Р)

2)     Учится строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию (К)

 

-  Для того, чтобы настроиться на урок решим с вами парочку необычных задач.

 

-  Послушайте первую задачу.

 

-        Тетрадь дешевле ручки, но дороже карандаша. Что дешевле?

Дешевле карандаш.

-  Слушаем следующую.  У фермера было 17 овец. Все кроме 9 убежали. Сколько овец осталось у фермера?

9, как сказано в условии.

-  Решим последнюю задачу. У пуговицы 4 дырочки, а у свистка 1. Во сколько раз громче свистит пуговица?

Ни во сколько, пуговицы не свистят.

-  Отлично, вы справились со всем необычными задачами. Были внимательны и активны. Надеюсь на урок пройдет в  такой же обстановке.

 

2.                  Актуализация и фиксирование индивидуальных  затруднений

Цель. Повторить изученные способы действий, понятия, алгоритмы (правила), свойства и т. п. и выявить типичные и индивидуальные затруднения учащихся.

Задание 1.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1)         Формировать навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;

2)         Формировать умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за её результат;

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

1)      Учится воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.(Р)

2)      Учится использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; (П)

3)      Учится строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;(К)

ПРЕДМЕТНЫЕ:

1)      учить соотносить объекты, представленные в задаче, и величины, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

2)      учить выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1)

-  Сейчас мы с вами закрепим решение разных задач.

 

-  Запишите в тетради число, классная работа.

-  Пропустите 2 клетки от записи и с новой строчки через запятую пишем ТОЛЬКО ответы на задачи.

 

-  Периметр участка, имеющего форму квадрата, равен 40 метров. Найдите его площадь.

 

-  Ставим запятую. Слушаем следующее задание.

 

- 

 

-  Записываем ответ, ставим запятую.

 

- 

 

-  Записали, ставим запятую.

 

- 

 

-  Записали ответ, поставили запятую.

 

- 

 

-  Записали ответ поставили точку. Отложили ручку. Взяли карандаш или ручку другого цвета. Проверяем ответы. Неверные ответы зачеркиваем и пишем над ними правильные.

 

-  100, 200, 8, 95, 72.

 

-  У кого нет ошибок, поднимите руку? Молодцы.

 

-  Что можно посоветовать тем, кто ошибся?

Тренироваться в решении таких заданий. Внимательно слушать.

-  Верно.

 

Задание 2.

-  Ребята все открыли страницу 31 в учебнике и посмотрите на самое верхнее задание.

 

-  Объясни, как выполнено деление.

 

-  Чтобы выполнить это задание будем пользоваться алгоритмом на странице 30. Посмотрите все на него.

- 

 

-  Смотрим на первый пример. Назовите первое неполное делимое.

4980 десятков. Значит в записи частного будет 2 цифры.

-  Что делаем дальше?

Разделим 4980 на 600. Для этого разделим 49 на 6 ,получим 8 – столько десятков будет в частном.

-  Какой следующий шаг?

Умножу 600 на 8, получу 4800 – столько десятков разделили.  Вычту 4800 из 4980, получу 180 – столько десятков осталось разделить. Сравню остаток с делителем: десятков осталось меньше чем 600.

-  Назовите второе неполное делимое.

1800 единиц.

-  На что его разделим?

Разделим 1800 на 600, для этого разделим 18 на 6, получим 3 – столько единиц будет в частном.

-  На что умножим 600?

Умножу 600 на 3, получу 1800. Все единицы разделены.

-  Прочитайте ответ.

Частное равно 83.

-  Давайте решение второго примера проговорит…

Назову первое неполное делимое: 2100 десятков. Значит в записи частного будет 2 цифры.

Разделим 2290 на 300. Для этого разделим 22 на 3, получим 7 – столько десятков будет в частном.

Умножу 300 на 7, получу 2100 – столько десятков разделили. Вычту 2100 из 2290 ,получу 190 – столько десятков осталось разделить. Сравню остаток с делителем: десятков осталось меньше чем 300.

Второе неполное делимое: 1900.

Разделим 1900 на 300, для этого разделим 19 на 3, получим 6 – столько единиц будет в частном.

Умножу 6 на 300, получу 1800.

Вычту из 1800 из 1900, получу 100.

Сравню остаток с делителем: единиц осталось меньше чем 300.

Столько единиц будет в остатке.

-  Назови ответ.

Частное равно 76 и остаток 100.

Задание 3.

 

Масса 1 ящика

Количество ящиков

Масса всех ящиков.

Апельсины

8 кг

?

88 кг

-  Посмотрите на первое задание в ваших карточках.

 

-  Ребята, о чем может быть эта задача?

Ящики с апельсинами привезли в магазин, или в школу.

Может быть в школе на обед съели столько апельсинов.

-  Что нам известно об апельсинах?

Всего 88 кг апельсинов, в  1 ящике 8 кг апельсинов.

-  Что нужно узнать?

Сколько ящиков был.

-  Сколько было ящиков?

11 ящиков.

-  Как вы узнали?

Чтобы найти, сколько ящиков было, нужно общую массу разделить на массу 1 ящика.

-  Посмотрите на своих карточках на задание 2. Что там изображено?

 

Масса 1 ящика

Количество ящиков

Масса всех ящиков.

Яблоки

Одинаковая

20 ящ.

?

Апельсины

10 ящ

200кг

Таблица.

-  Ребята, о чем может быть эта задача?

Ящики с яблоками и апельсинами  привезли в магазин, или в школу.

Может сварили компот

-  Что нам известно о том, сколько килограммов в 1 ящике?

Масса одного ящика апельсинов и 1 ящика яблок одинаковая.

-  Что известно о количестве ящиков?

Ящиков с яблоками было 20, а с апельсинами 10.

-  Что нужно узнать?

Массу всех ящиков с яблоками.

-  Чему она равна?

400 кг

-  Как узнали?

Чтобы найти общую массу нужно массу 1 ящика умножить на количество ящиков.

Задание 4.

-  Смотрим на задание 3 в своих карточках.

 

На фабрике сварили варенье из 1200 кг клубники и 400 кг вишни, расходуя на каждую банку одинаковую массу ягод. Всего получилось 800 банок. Сколько банок каждого варенья сварили на фабрике?

 

-  О чем говорится в задаче?

О варенье.

-  Что известно в задаче?

Что сварили варенье из 12 кг клубники и 4 кг вишни. В каждой банке одинаковая масса ягод. Сего получилось 8 банок варенья.

-  Что требуется найти в задаче?

Сколько банок каждого варенья получила хозяйка.

-  Как можно оформить задачу?

В таблице.

-  Заполните на своих карточках таблицу под этой задачей. Решите эту задачу.

 

-  Эталон:

 

В 1 банке

Количество банок

Общая масса

Клубника

Одинаковая

800 б.

 
?

1200 кг

Вишня

?

400 кг

1)1200+400=1600 (кг) общая масса клубники и вишни.

2) 1600:800=2 (кг) в 1 банке.

3)400:2=200 (б.) варенья с вишней.

4) 1200:2=600 (б.) варенья с клубникой.

Ответ: 2 банки варенья с вишней; 6 банок варенья с клубникой.

Или:

1)1200+400=1600 (кг) общая масса клубники и вишни.

2) 1600:800=2 (кг) в 1 банке.

3)400:2=200 (б.) варенья с вишней.

4) 800-200=600 (б.) варенья с клубникой.

Ответ: 200 банки варенья с вишней; 600 банок варенья с клубникой.

 

 

  1. Выявление места и причины затруднения.

Цель. Организовать работу по выявлению места и причины ошибок на основе анализа работ учащихся.

-  Кто правильно составил таблицу, поднимите руку.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1)         Формировать навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

1)      Учится воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.(Р)

2)      Учится сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.(К)

-  На каком этапе заполнения возникли у вас проблемы?

Варианты детей.

-  Кто, верно решил задачу, поднимите руку.

 

-  Где у вас возникло затруднение? При нахождении чего?

Варианты детей.

-  Почему возникли затруднения?

Не смогли вычислить, не смогли найти путь решения задачи, неверно составили таблицу.

-  Что послужило причиной таких затруднений?

Не полностью понимаем как составлять таблицу.  Не выполнили все действия в задаче.

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель. Организовать работу по постановке цели урока, формулированию темы урока, построению плана достижения цели.

Форма организации учебной деятельности фронтальная

-  У нас возникло затруднение. Мы выяснили его причину. Если мы знаем затруднение и его причину, то какую работу мы можем сделать?

Преодолеть затруднение.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1)         Формировать навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

1)         Учится воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.(Р)

2)         Учится сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.(К)

-  Верно.

 

-  Опираясь на решенные задания, что мы будем делать?

Закреплять решение задач, тренироваться в составлении таблиц и схематических чертежей.

-  Мы сегодня откроем для себя что-то новое, или будем совершенствовать знания, которые у нас есть?

будем совершенствовать знания, которые у нас есть

  1. Реализация построенного проекта

Цель. Организовать работу над ошибками.

Рекомендация:

1)     учащиеся, не допустившие ошибок, самостоятельно или в группах выполняют задания повышенного уровня, творческого характера;

2)     учащиеся, допустившие ошибки, работают совместно с учителем фронтально,  в группах, в парах. Подробно с проговариванием решения вслух решают типовые задания, вызвавшие затруднения.

Задание 1

Форма организации учебной деятельности ….

Дидактические средства …

Формы и методы контроля….

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1)         Формировать навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;

2)         Формировать умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за её результат;

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

1. Регулятивные:

1)         Учится принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;

2)         Учится планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

3)         Учится воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

2. Познавательные:

1)         Учится использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

2)         Учится представлять информацию в знаково-символической или графической форме: самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и практических задач; выделять существенные характеристики объекта с целью выявления общих признаков для объектов рассматриваемого вида;

3)         Учится владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;

3. Коммуникативные:

1)         Учится строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;

2)         Учится принимать участие в определении общей цели и путей её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

ПРЕДМЕТНЫЕ:

1)      учить решать задачи в 3—4 действия;

2)      учить соотносить объекты, представленные в задаче, и величины, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

-  Откроем учебник на странице 31. Смотрим на номер 116.

 

- 

-  Смотрим на первую задачу. Прочитайте ее про себя. Кто прочитает вслух громко, четко, выразительно для всего класса?

-  (после читает учитель.)

 

I.       Анализ задачи.

-  О чем задача?

-  Для чего нужны были кирпичи?

О кирпичах.

Для ремонта школы

-  Что известно в задаче?

Что красных кирпичей было 475 штук, белых – 425 штук. Масса красного и белого кирпича равны. Общая масса всех красных и белых кирпичей 3600 кг.

-  Что требуется найти в задаче?

Найти массу красных и белых кирпичей в отдельности .

-  Чтобы легче было решить задачу заполним таблицу. (шаблон)

 

-  О какой величине идет речь в задаче?

О массе.

-  Какие слова возьмем для шапки таблицы?

Масса 1 кирпича, количество кирпичей, масса всех кирпичей.

-  Куда запишем 475 штук?

В столбик количество кирпичей в первую строчку.

-  Куда запишем 425 штук?

В столбик количество кирпичей в вторую строчку.

-  Что нам известно о массе 1 кирпича?

Она одинаковая.

-  Как это записать в таблице?

Между 1 и 2 строкой в первом столбике запишем «одинаковая».

-  Куда запишем 3600 кг?

В третий столбик. Возьмем 1 и 2 строку в фигурную скобку.

-  Куда запишем вопросы?

В 1 и 2 строку столбика «общая масса»

II.    Поиск решения.

1)      От данных к вопросу.

-  Зная, что красных кирпичей 475 штук, а белых – 425 штук, что можем найти?

Общее количество красных и белых кирпичей.

-  Зная, что масса всех кирпичей равна 3600 кг, и, узнав общее количество красных и белых кирпичей, что можем узнать?

Массу 1 кирпича.

-  Узнав массу 1 кирпича, и, зная, что красных кирпичей 475 штук,  что можем найти?

Массу красных кирпичей.

-  1 – Зная, что общуая масса всех кирпичей равна 3600, и, узнав массу красных кирпичей, что можем найти?

-  2 – Узнав массу 1 кирпича, и, зная что белых кирпичей 425 штук, что можем найти?

Массу белых кирпичей.

-  Что мы найдем первым действием?

Общее количество красных и белых кирпичей.

-  Каким действием?

Сложением

-  Почему?

Было столько кирпичей, сколько красных кирпичей и белых вместе.

-  Что мы найдем вторым действием?

Массу 1 кирпича.

-  Каким действием?

Делением

-  Почему?

Чтобы найти массу 1 кирпича, нужно массу всех кирпичей поделить на их количество.

-  Что мы найдем третьим действием?

Массу красных кирпичей.

-  Каким действием?

Умножением.

-  Почему?

Чтобы найти массу красных кирпичей нужно массу 1 кирпича умножить на количество красных кирпичей.

-  Что мы найдем четвертым действием?

Массу белых кирпичей.

-  Каким действием?

Умножением. /Вычитанием

-  Почему?

Чтобы найти массу белых кирпичей нужно массу 1 кирпича умножить на количество белых кирпичей../чтобы найти часть нужно из целого вычесть известную часть.

III. Решение задачи.

-  Запишите решение в тетради самостоятельно.

 

-  …, выйди к доске и запиши решение.

 

1)      475+425=900 (шт.) – красных и белых кирпичей.

2)      3600:900=4 (кг) – масса 1 кирпича.

3)      4*475=1900 (кг) – масса красных кирпичей.

4)      3600-1900=1700 (кг) - масса белых кирпичей.

Или: 4) 4*425=1700(кг) - масса белых кирпичей.

Ответ: 1900 кг масса красных кирпичей; 1700 кг масса белых кирпичей.

 

-  Посмотрели все внимательно на доску. Сверились. У кого есть ошибки, исправляем их.

 

Задание 2

-  Смотрим вторую задачу в этом же номере.

 

                                                                                                                                                         I.            Анализ задачи.

-  О чем задача?

О кирпичах

-  Что известно в задаче?

Что белых и красных кирпичей 900 штук. Они одинаковы по массе. Масса всех красных кирпичей 1900 кг, масса белых 1700 кг.

-  Что требуется найти в задаче?

Количество красных и белых кирпичей в отдельности.

-  Сейчас самостоятельно заполните в своей карточке таблицу и решите задачу, записав решение в тетрадь.

 

-  …, будешь решать у доски. Каждый работает самостоятельно.

 

-  Отлично. Решили. Давайте проверим.

Масса 1 кирпича.

Количество кирпичей

Масса всех кирпичей

Одинаковая

900 шт.

 
Красных - ?

1900 кг

Белых -?

1700 кг

 

1) 1900+1700=3600 (кг) масса всех кирпичей

2) 3600:900=4 (кг) масса 1 кирпича

3)1900:4=475 (шт.) красных кирпичей

4)1700:4=425 (шт.) белых кирпичей

Или: 4) 900-475=425 (шт.) белых кирпичей

Ответ: 475 штук красных кирпичей; 425 штук белых кирпичей.

 

-  Давайте сравним задачи. Что в них общего?

даны одинаковые величины, равна масса 1 кирпича.

-  Чем отличаются?

в первой задаче известно количество кирпичей каждого цвета, а во второй — масса кирпичей каждого цвета. Задачи различаются своими вопросами.

-  Давайте сравним решения. Что в них общего? И что отличается?

обе задачи решаются четырьмя действиями; одинаковы первые действия, только в первой задаче сложением находим общее количество кирпичей, а во второй — общую массу всех кирпичей; одинаковы вторые действия: делением находим массу одного кирпича; третье и четвёртое действия в первой задаче — умножение, а во второй задаче — деление.

-  Поднимите руку, кто считает, что  первая задача будет являться обратной задачей второй?  А наоборот?

 

-  Почему эти задачи являются друг другу обратными?

Данное одной из задачи становятся искомым в другой и наоборот.

-  Верно.

 

-  Искомое первой задачи совпало с данным второй? Поднимите руку, кто считает, что совпало.

 

-  Искомое второй задачи совпало с данным первой? Поднимите руку, кто считает, что совпало.

 

-  Какой можем сделать вывод?

Что задачи решены верно.

-  Какое у нас было затруднение в начале урока?

У нас не совсем получалось заполнить таблицу к задаче и решитьэту задачу.

 

Поднимите руку, кто справился с этим затруднением?

 

 

-  Как мы справились с этим затруднением?

Мы решалии задачи.

 

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по полному образцу

Цель. Выявить  индивидуальные затруднения в ходе самостоятельной работы учащихся.

 

-  На ваших карточках посмотрите на самостоятельную работу.

В магазин привезли одинаковое количество ящиков яблок и груш. Каждый ящик груш весил 50 кг, а ящик яблок 40 кг. Все фрукты вместе весили 810 кг. Сколько килограммов тех и других фруктов отдельно привезли?

 

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1)         Формировать навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

1. Регулятивные:

1)         Учится принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;

2. Познавательные:

1)         Учится использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

ПРЕДМЕТНЫЕ:

1)      учить соотносить объекты, представленные в задаче, и величины, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

2)      учить решать задачи в 3—4 действия

-  Вам нужно сделать чертеж к этой задаче, и решить ее.

 

-  Кто сделает задачу, сядьте ровно, красиво.

 

-  Проверим.

 

-  Эталон:

 

В 1 ящике

Количество ящиков

Общая масса

Груши

50 кг

Одинаково

810 кг

 
?

Яблоки

40 кг

?

 

1)      50+40=90 (кг) в 1 ящике груш и яблок вместе.

2)      810:90=9 (ящ) груш и яблок.

3)      50*9=450 (кг) общая масса груш

4)      40*9=360 (кг) общая масса яблок.

Ответ: 450 кг и 360 кг

 

 

-  кто в начале урока, верно решил задачу и верно составил таблицу?

 

-  Кто верно решил задачу составил таблицу в самостоятельной работе поднимите руку?

 

-  Молодцы.

 

  1. Включение в систему знаний и повторение материала, изученного ранее

Цель. Организовать закрепление нового знания  в системе с ранее изученным материалом.

Примерный план этапа:

1)   выполнение  заданий, в которых изученные способы действий, понятия, алгоритмы (правила), свойства связываются с ранее изученными и между собой,

2)    выполнение  заданий на  использование изученного материала в нетиповых ситуациях.

3)   выполнение  заданий на подготовку к изучению следующих тем.

Задание 1

Форма организации учебной деятельности ….

Дидактические средства …

Формы и методы контроля….

 

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1)         Формировать навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

1. Регулятивные:

1)         Учится принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;

2. Познавательные:

1)         Учится использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

ПРЕДМЕТНЫЕ:

1)      учить выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1)

 

-  Смотрим на номер 117 на этой же странице. Читаем задачу про себя.

-  …, прочитай вслух, громко, четко.

 

A.     Анализ задачи.

 

-  О чем задача?

О двух лыжниках.

-  Что известно в задаче?

Вышли с одной точки в противоположные направления,  скорость одного лыжника – 15 км/ч, другого – 10 км/ч.

-  Как двигались лыжники?

В противоположных направлениях

-  Как это показано на чертеже?

Стрелками направленными в разны стороны.

-  С какой скоростью шел каждый лыжник?

15 км/ч и 10 км/ч

-  Где записана эта скорость?

Над стрелочками.

-  Что сказано о времени выхода лыжников?

Они вышли одновременно

-  Сколько времени будет в дороге каждый из лыжников?

По 3 часа

-  Как это показано на чертеже?

Вертикальными черточками.

-  Какой из лыжников пройдет расстояние больше?

Первый, потому что его скорость выше.

-  Как это обозначено на чертеже?

Стрелка более длинная.

-  Что требуется найти в задаче?

На сколько километров они удаляются друг от друга за 1 час, за 2 часа, за 3 часа.

B.     Поиск решения.

 

-  … выйди к доске. Покажи какое расстояние проехал первый лыжник за час. Второй лыжник за час? На какое расстояние удаляются эти лыжники за час.

-  Какое расстояние проехал первый лыжник за 2 часа. Покажи на чертеже. Какое расстояние за 2 часа проехал второй лыжник? На какое расстояние удаляются эти лыжники за 2 часа.

-  На чертеже покажи, какое расстояние проехал первый лыжник за 3 часа. Какое расстояние проехал второй за это же время. На какое расстояние удаляются эти лыжники за 3 часа.
(2-3 детей спрашиваю)

 

C.     Решение задачи

 

-  Решение задачи будем записывать выражениями.

 

1.        15+10=25 (км) на столько километров удалились друг от друга лыжники за 1 час.

2. На сколько километров они удалились друг от друга за 2 часа можно найти двумя способами:

b.        15*2+10*2=50 (км) на столько километров удалились друг от друга за 2 часа

c.(15+10)*2 = 50 (км) на столько километров удалились друг от друга за 2 часа

 

-  Как найти на сколько километров лыжники удалились друг за 3 ч найдите самостоятельно в тетради. двумя способами.

-  (1 ребенок у доски.)

 

Эталон:

15*3+10*3=75 (км) на столько километров удалились друг от друга за 3 часа

(15+10)*3=75 (км) на столько километров удалились друг от друга за 3 часа

-  Сверимся.  У кого есть ошибки –  исправляем.

-  Записываем ответ.

-  Ответ: на 25 км удалились за 1 час, на 50 км удалились за 2 часа, на 75 км удалились за 3 часа.

 

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель. Организовать рефлексию  и  самооценку  учениками  собственной учебной деятельности.

-  Что вызвало затруднение в начале урока?

Затруднение с составлением таблицы и решением задач.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1)         Формировать навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

1)         Учится строить речевое высказывание в устной форме (К)

-  Как вы смогли исправить свои ошибки?

Тренировались в решении таких задач, заполняли таблицы.

-  Какая была цель нашего урока?

Преодолеть затруднения в решении задач.

-  Была ли она решена?

Да.

-  Как мы ее решили?

Мы тренировались в решении таких задач, заполняли таблицы.

-  Теперь оценим свою работу на уроке

 

-  Вам нужно закончить фразу.

-        Сегодня на уроке я …

-        я выполнял задания…

-        я понял, что…

-        теперь я могу…

 

-  Урок окончен.

 

-  До свидания.

 

 


Скачано с www.znanio.ru