"Занимательная математика" (рабочая программа кружка, 5 класс)
Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
математика
5 кл
07.04.2017
Программа кружка «Занимательная математика» для 5 класса относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО. Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы «Математика. Занятия школьного кружка. 5 – 6 классы». Авторы О.С. Шейнина, Г.М. Соловьева.
занитательная математика.docx
Пояснительная записка
Программа кружка «Занимательная математика» для 5 класса относится к
общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках
ФГОС ООО. Программа составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, программы «Математика.
Занятия школьного кружка. 5 – 6 классы». Авторы О.С. Шейнина, Г.М. Соловьева. – М.:
Издательство НЦ ЭНАС, 2007.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны
иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные
возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными
вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной
программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение
математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к
познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и
общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной
программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать,
думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации
собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших
школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных
требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной
математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов
базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать
развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому
использованию символики, правильному применению математической терминологии и
т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в
системе работы кружка, основаны на любознательности детей, которую и
следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть
не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень
знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Отличительными особенностями являются:
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных
на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и
воспитательные результаты.
3. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней
системы оценки: педагогом, администрацией.
Цель и задачи программы:
Цель:
развивать математический образ мышления.
Задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
учить правильно применять математическую терминологию;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений,
сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика»
рассчитана на два года обучения, 68 учебных часов.
Принципы программы:
1. Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление
развивать интеллектуальные возможности учащихся.
2. Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть
количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3. Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4. Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической
терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных
задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных
олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5. Обеспечение мотивации. Вопервых, развитие интереса к математике как науке
физикоматематического направления, вовторых, успешное усвоение учебного материала
на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Формы и режим занятий.
Занятия учебных групп проводятся:
1 занятие в неделю по 40 минут.
Основными формами образовательного процесса являются:
практикоориентированные учебные занятия;
творческие мастерские;
тематические праздники, конкурсы, выставки;
семейные гостиные.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной
деятельности:
индивидуальная (обучающемуся дается самостоятельное задание с учетом его
возможностей);
фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или
отработке определенной темы);
групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научнопопулярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность
самостоятельная работа; работа в парах, в группах;
творческие работы.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Личностными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников
(ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении,
деловые качества воспитанника) используется
простое наблюдение,
проведение математических игр,
опросники,
анкетирование
психологодиагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса в 56м классах является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения
коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятияконкурсы на повторение практических умений,
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов
программы),
самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение
учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
аккуратность,
творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих
умений. описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа «род» «вид»;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных
познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности,
принимая во внимание особенности их развития.
осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в
обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы,
викторины, составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
опросников,
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Формы подведения итогов реализации программы.
Итоговый контроль осуществляется в формах:
тестирование;
практические работы;
творческие работы учащихся;
контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания
незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые
ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не
допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках
накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном
образовательном маршруте.
III. Содержание программы
1.Математика – царица наук. 2 часа
Знакомство с основными разделами математики.
2. Как люди научились считать. 2часа
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение
занимательных заданий, связанные со счётом предметов.
3. Интересные приемы устного счёта. 2часа
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных
способов решения математических выражений.
4. Решение занимательных задач в стихах. – 2часа
Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»
5. Упражнения с многозначными числами. – 2часа
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение,
вычитание. Решение примеров в несколько действий.
6. Учимся отгадывать ребусы. 2часа
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
7. Числавеликаны. Коллективный счёт. – 2часа
Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.
8. Упражнения с многозначными числами. 2 часа
Решение примеров с многозначными числами. Решение примеров в несколько действий.
9. Решение ребусов и логических задач. 2 часа
Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями
на математическом уровне.
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.
2 часа
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с
неполными данными, лишними, нереальными данными.
11. Загадки смекалки. – 2 часа Решение математических загадок.
12. Игра «Знай свой разряд». – 2часа
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
13. Обратные задачи. 2 часа
Решение обратных задач, используя круговую схему.
14. Практикум «Подумай и реши». 2 часа
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить
в уме несложные рассуждения.
15. Задачи с изменением вопроса. – 2 часа
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение
составленных задач.
16. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 2 часа
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
17. Решение нестандартных задач. – 2 часа
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме
несложные рассуждения.
18. Решение олимпиадных задач. – 3часа
Решение задач повышенной сложности.
19. Решение задач международной игры «Кенгуру». – 2 часа
Решение задач международной игры «Кенгуру».
20. Школьная олимпиада. – 2 часа
Решение задач повышенной трудности.
21. Игра «Работа над ошибками» 2 часа
Анализ олимпиадных заданий.
22. Математические горки – 2часа
Анализ олимпиадных заданий.
23. Наглядная алгебра – 2 часа
Алгебраические сведения. Решение задач.
24. Решение логических задач 2 часа
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме
несложные рассуждения.
25. Игра «У кого какая цифра?» – 2часа Математические фокусы
26. Знакомьтесь: Архимед! 2 часа
Исторические сведения:
кто такой Архимед
открытия Архимеда
вклад в науку
27. Задачи с многовариантными решениями. 2 часа
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме
несложные рассуждения.
28. Знакомьтесь, Пифагор2 часа
29. Задачи с многовариантными решениями. 2 часа
Решение задач в парах.
30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем. 2 часа
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов
31. Задачи с многовариантными решениями. 2 часа
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме
несложные рассуждения.
32. Математический КВН. 2 часа
Систематизация знаний по изученным разделам.
3334. Круглый стол «Подведем итоги». – 2 часа
Систематизация знаний по изученным разделам.
Тематический план
№
п/п
1.
2.
3.
Наименование темы
Всего
часов
дата
план факт
Виды
деятельности
Форма
контроля
Вводное занятие
«Математика – царица
наук»
Первоначальное знакомство с
изучаемым материалом
Знакомство с материалом из
истории развития математики
1
1
1
Определение
интересов, склон
ностей учащихся
выполнение зада
ний презентации
«Как люди научи 4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12
13.
14.
15.
16.
17.
18
19.
20
21.
Решение занимательных
заданий, связанные со счётом
предметов.
Знакомство с интересными
приёмами устного счёта.
Применение рациональных
способов решения
математических выражений.
Решение занимательных задач в
стихах по теме «Умножение».
Решение примеров с много
значными числами на деление,
умножение, сложение,
вычитание.
Решение примеров в несколько
действий.
Знакомство с математическими
ребусами.
Решение логических
конструкций.
Выполнение арифметических
действий с числами из класса
миллионов.
Решение примеров с многознач
ными числами на деление, умно
жение, сложение, вычитание.
Решение примеров в несколько
действий.
Решение математических
ребусов.
Знакомство с простейшими
умозаключениями
на математическом уровне.
Уяснение формальной сущно
сти логических умозаключений
при решении задач с
неполными данными, лишними,
нереальными данными.
Решение математических
загадок, требующих от учащих
ся логических рассуждений
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2
лись считать»
устный счёт
конкурс на
лучшую
презента
цию
математиче
ский
диктант
работа в группах:
инсценирование
загадок, решение
задач
Тестирова
ние
работа с
алгоритмами
составление
математических
ребусов
Тестирова
ние
конкурс на
лучший ма
тематическ
ий ребус
решение теста
кроссворда
работа с
алгоритмом
самостоятельная
работа
Провероч
ный тест
1
составление схем,
диаграмм
составление зага
док, требующих
математического
решения
конкурс на
лучшую
загадку
смекалку 22
23.
24.
25.
26.
Решение в игровой форме
заданий на знание разрядов и
классов.
Решение обратных задач,
используя круговую схему.
Решение обратных задач,
используя круговую схему.
Решение логических задач,
требующих применения
интуиции и умения проводить
в уме несложные рассуждения.
27. Анализ и решение задач.
28. Самостоятельное изменение
вопроса и решение
составленных задач.
29. Самостоятельный поиск
информации для газеты.
30. Создание проектов.
31.
32.
33.
34.
35.
36
37.
Решение задач, требующих
применения интуиции и умения
проводить в уме
несложные рассуждения.
Решение задач повышенной
сложности.
Решение задач повышенной
сложности.
Решение задач международной
игры «Кенгуру».
Решение задач международной
игры «Кенгуру».
Решение задач повышенной
трудности.
38. Анализ олимпиадных заданий.
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
39. Анализ олимпиадных заданий.
1
работа с таблицей
разрядов
тестирован
ие
инсценирования
задач
конкурс на
лучшее
инсцениров
ание
математиче
ской
задачи
конкурс на
лучшую
математиче
скую
газету
тестирован
ие
1
1
1
1
самостоятельное
решение задач с
одинаковыми
цифрами
проектная
деятельность
решение заданий
повышенной
трудности
Проведение
контрольной
работы
решение задач на
установление
причинно
следственных
отношений
работа над 40. Алгебраические сведения.
41.
42
43.
Решение задач.
Решение задач, требующих
применения интуиции и умения
проводить в уме
несложные рассуждения.
44. Математические фокусы
45. Математические фокусы
46
47.
48.
49.
50
51.
52.
53.
54.
55.
56
57.
58
59.
Исторические сведения:
кто такой Архимед
открытия Архимеда
вклад в науку
Решение логических задач.
Решение задач, требующих
применения интуиции и умения
проводить в уме
несложные рассуждения.
Исторические сведения:
кто такой Пифагороткрытия
Пифагора
вклад в науку
Решение задач в парах.
Работа по сравнению
абстрактных и конкретных
объектов.
Работа по сравнению
абстрактных и конкретных
объектов.
Задачи с многовариантными
решениями.
Задачи с многовариантными
решениями.
Решение задач, требующих
применения интуиции и умения
проводить в уме
несложные рассуждения.
60. Математический КВН.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
ошибками
олимпиадных
заданий
Знакомство с
математическими
фокусами
Представление
фокусов
учащимися
Составления
презентаций,
сообщений и т.д.
Решение
логических задач
Решение задач
Конкурс на
лучшую
презентаци
ю
Составления
презентаций,
сообщений и т.д.
викторина
Работа в группах:
инсценирование
тестирован
ие
Составление
знаковых систем
тест
Самостоят
ельная
работа
Решение
многовариантных
задач
Решение
многовариантных
задач
Индивидуальная
работа
Подготовка к
КВН 61
62.
63
64.
65
66.
Математический КВН.
Систематизация знаний по
изученным разделам.
Круглый стол
«Подведем итоги»
Резерв
67
68.
1
2
1
2
2
работа в группах
тестирован
ие
Подготовка
анализа
Коллективная
работа по
составлению
отчёта о
проделанной
работе
Методическое обеспечение программы
Результат реализации программы «Занимательная математика» во многом зависит
от подготовки помещения, материальнотехнического оснащения и учебного
оборудования.
Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и
размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.
Оборудование: столы; стулья, стенды для демонстрации информационного,
дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и
нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует
уделить рабочему месту воспитанника.
На рабочих местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены уровни
искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении
помещений не ниже 600 лк. При использовании ламп накаливания уровни освещенности
уменьшаются в 2 раза.
Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши,
ножницы.
Список литературы
1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика.
Волгоград: «Учитель», 2007.
2 .Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград:
Учитель, 2008. 4.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов:
«Лицей», 2002.
5.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.:
Академкнига/Учебник, 2002.
6.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004.
7.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004.
8.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и
великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004.
9.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.:
«Панорама», 2006.
10. Г.И. Григорьева «Подготовка школьников к олимпиадам по математике», 56
классы.М.: «Глобус» 2009.
11. Н.Е. Кордина «Виват, математика!», 5 класс, Волгоград, 2010.
12. О.С. Шейнина «Занятия школьного кружка», 56 классы, Москва,
«ИздательствоНЦЭнас», 2007
"Занимательная математика" (рабочая программа кружка, 5 класс)
"Занимательная математика" (рабочая программа кружка, 5 класс)
"Занимательная математика" (рабочая программа кружка, 5 класс)
"Занимательная математика" (рабочая программа кружка, 5 класс)
"Занимательная математика" (рабочая программа кружка, 5 класс)
"Занимательная математика" (рабочая программа кружка, 5 класс)
"Занимательная математика" (рабочая программа кружка, 5 класс)
"Занимательная математика" (рабочая программа кружка, 5 класс)
"Занимательная математика" (рабочая программа кружка, 5 класс)
"Занимательная математика" (рабочая программа кружка, 5 класс)
"Занимательная математика" (рабочая программа кружка, 5 класс)
"Занимательная математика" (рабочая программа кружка, 5 класс)
"Занимательная математика" (рабочая программа кружка, 5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.