Занимательный русский язык 1 класс
Оценка 5

Занимательный русский язык 1 класс

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
1 кл
22.06.2022
Занимательный русский язык 1 класс
Данная программа предназначена для курса внеурочной деятельности
Программа курса_Занимательный русский язык_ 1 класс.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа 

курса внеурочной деятельности

«Занимательный русский язык»

на 2021-2022 учебный год

 

 

 

 

Класс: 1

Количество часов по программе: 33

Количество часов в неделю: 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Сургут

1. Планируемые результаты освоения программы

1.1. Планируемые результаты

В результате освоения программы курса «Занимательный русский язык» формируются следующие образовательные результаты:

Личностные результаты:

ü умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

ü любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

ü интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

ü интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

ü интерес к изучению языка;

ü осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

ü самостоятельно формулировать тему и цели урока;

ü составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

ü работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

ü в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

ü перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

ü осуществлять анализ и синтез;

ü устанавливать причинно-следственные связи;

ü строить рассуждения;

ü адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

ü высказывать и обосновывать свою точку зрения;

ü слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Учащиеся научатся:

ü объяснять понятие грамотность;

ü осознавать суть современного русского языка;

ü договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

ü объяснять правила правописания слов с изученными орфограммами;

ü правильно относиться к речи;

ü осознавать полезность справочников;

ü работать со словарём как с источником информации.

Учащиеся получат возможность научиться:

ü действовать во благо обществу;

ü обосновывать, почему нельзя использовать некоторые формы частей речи в разговорной форме;

ü соединять научную информацию, народную мудрость и информацию из художественных произведений (мультфильм, стихотворение, записки натуралиста) для обоснованных выводов;

ü составлять рассказы по картинкам;

ü писать правильно слова с удвоенными согласными;

ü группировать и подбирать слова на определённые правила;

ü жить в мире с другими людьми в условиях многонационального многокультурного округа   Югры, толерантно относиться друг к другу.

 

 

1.2. Формы оценки достижения планируемых результатов освоения программы

Формы контроля и система оценивания

Отметки при изучении курса не выставляются, но для своевременной коррекции учебно-воспитательного образовательного процесса проводится входящая диагностика и по окончанию курса – итоговая, в целях отслеживания у обучающихся динамики развития опорных культурных концептов и полезных привычек, освоения деятельностных средств их развития, изменения отношения и личностной значимости объектов изучения, готовности к практическим действиям (Приложение 1).

Результаты внеурочной деятельности обучающихся распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов – приобретение обучающимся социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

В систему определения результативности входят: педагогическое наблюдение, анкетирование, рефлексивные листы, конкурсы, олимпиады, самооценка, портфолио.

2. Содержание программы. Тематическое планирование

Тема 1. Фонетика.

Теория: уточнение представления детей о звуках. Понятия: «фонетика», «фонема», «фонематический слух». В чём заключается различие между звуками и буквами

Практика: игра «Жили-были гласные и согласные», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.

 

Тема 2. Словообразование.

Теория: слово-название предмета, явлений, действий. Знакомство с ребусом.

Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, ребусы, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

 

Тема 3. Лексика.

Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами - неологизмами архаизмами, фразеологизмами русского языка. Понятие «анаграмма»

Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

 

Тема 4. Морфология.

Теория: учимся различать слова разных частей речи.

Практика: упражнение в умении различать слова разных частей речи; игры на знание частей речи; расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

 

Тема 5. Пословицы и поговорки.

Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.

 

Тема 6. Игротека.

Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.

 

 

Тематический план

 

Кол-во часов по четвертям

Основные разделы

В том числе

всего

теоретических

практических

I четверть

(9 часов)

Фонетика

2

1

1

Словообразование

5

2

3

Лексика

2

1

1

II четверть

(7 часов)

Лексика

7

3

4

III четверть

(10 часов)

Морфология

6

2

4

Пословицы и поговорки

4

1

3

IV четверть

(7 часов)

Игротека

7

 

7

Итого:

                   

33

10

23

 

 


 

3. Календарно – тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Наименование раздела

Номер занятия

План

Факт

 

Информация о корректировке

Тема урока

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Фонетика

(2 часа)

1

03.09

 

 

Звуки и буквы не одно и то же

В чём заключается различие между звуками и буквами. Игра «Жили-были гласные и согласные»

2

10.09

 

 

Понятия: «фонетика», «фонема», «фонематический слух»

Уточнение представления детей о звуках. Понятия «фонетика», «фонема», «фонематический слух».

Повторение: буквы и звуки, буквы и звуки гласные и согласные

Словообразование

(5 часов)

3

17.09

 

 

Что такое слово?

Понятие слова, знакомство с ребусом

4

24.09

 

 

Игротека

Решать ребусы, филворды, составлять новые слова из слов

5

01.10

 

 

Об именах

Познакомиться с историей происхождения имён

6

08.10

 

 

О русских фамилиях

Узнать историю своей фамилии

7

15.10

 

 

В поисках сбежавших головоломок

Учиться вникать в скрытый смысл фразеологизмов; уметь расшифровывать их; использовать фразеологизмы в речи

Лексика

(9 часов)

8

22.10

 

 

Волшебник Ударение

Роль ударения в слове. Понятие «омограф»

9

29.10

 

 

Поговорим о предложении.

 

Разновидности предложений по цели высказывания. Различать предложения по интонации

10

12.11

 

 

Что такое текст?

Уточнение знаний учащихся о тексте. Составление рассказа по серии картинок, определение темы и основной мысли текста

11

19.11

 

 

Учимся распознавать речевые ошибки

Учиться распознавать речевые ошибки

12

26.11

 

 

Игротека

Обобщать и закреплять знания, полученные на практике

13

03.12

 

 

Ох уж эти фразеологизмы!

Учиться вникать в скрытый смысл фразеологизмов; уметь расшифровывать их; использовать фразеологизмы в речи

14

10.12

 

 

Мы играем в логогрифы

Учиться подбирать рифмы к словам; сочинять четверостишия

15

17.12

 

 

Словесные забавы

Поиск омографов в предложении. Определение ударного слога в слове

16

24.12

 

 

Игротека

Обобщать и закреплять знания, полученные на практике

Морфология

(6 часов)

17

14.01

 

 

Продолжаем работу над фразеологизмами

Учиться вникать в скрытый смысл фразеологизмов; уметь расшифровывать их; использовать фразеологизмы в речи

18

21.01

 

 

Волшебное слово предлог

Знакомство с предлогами. Подбор подходящего по смыслу предлога, писать их раздельно со следующим словом

19

28.01

 

 

Ассорти для любителей русского языка

Понимать значение корень слова, однокоренные слова; образовывать новые слова при помощи приставки и суффикса

20

04.02

 

 

Учимся различать слова разных частей речи

Уточнение представления детей о частях речи

21

11.02

 

 

И снова о фразеологизмах

Учиться вникать в скрытый смысл фразеологизмов; уметь расшифровывать их; использовать фразеологизмы в речи

22

18.02

 

 

Слова, обозначающие предметы и действия предметов

Учиться различать слова-предметы и слова-действия предметов

Пословицы и поговорки

(4 часа)

23

4.03

 

 

Русские пословицы и поговорки

Объяснять скрытый смысл пословиц; расширять словарный запас

24

11.03

 

 

Игротека

Понятие «Шарада». Подбор пословицы к тексту

Игротека

(7 часов)

25

18.03

 

 

Слова – приятели

Познакомиться с синонимами

26

25.03

 

 

Слова – неприятели

Познакомиться с антонимами

27

08.04

 

 

Про омонимы и их разновидности

Познакомиться с омонимами и их видами

28

15.04

 

 

Брат ударник

Учиться правильной постановке ударения в слова; расшифровывать слова-омографы

29

22.04

 

 

Что такое паронимы?

Разбирать сложные слова по составу; самостоятельно составлять сложные слова

30

29.04

 

 

Запоминаем словарные слова

Запоминать словарные слова

31

06.05

 

 

Словари

Познакомиться с энциклопедиями, различными словарями

32

13.05

 

 

Что мы пишем с большой буквы?

Правила написания заглавной буквы

33

20.05

 

 

Повторяем, что знаем

Обобщить и закрепить полученные знания на практике. Выполнять задания игры

 


 

Приложение 1

Итоговая диагностическая работа – выполнение итогового проекта.

Итоговая диагностика обучающихся в процессе проектной деятельности позволяет проводить качественный мониторинг личностных, метапредметных и предметных результатов.

 

Название проектной деятельности

Грамотным – быть модно!

Тип задачи

Итоговая диагностика

Цели и педагогические задачи

Расширять знание детей правильно употреблять слова в разговорной речи и литературной речи, приобщать их к нравственным нормам взаимоотношений, совершенствовать речевой этикет детей, культуру общения, учить совершать добрые поступки.

Компетенции, на которые опирается задача

Усвоение ребёнком определённой системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения.

Умение работать в малых группах и создавать конечный продукт.

Планируемые педагогические результаты

- усвоение детьми термина «грамотность».

- формирование культурной речи младших школьников.

Способ и форма оценивания результатов работы

-       овладение системой способов действий с изучаемым учебным материалом;

-       умение применять знания для решения практического задания;

-       умение работать в малой группе, проводить контроль и объединять результаты работы в конечный продукт;

-       воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение как к себе, так и к окружающим людям и ко всему окружающему миру ребёнка.

Актуальность темы

Работа призвана побудить детей заняться своей грамотностью, задуматься о её значимости в обществе. В современном обществе проблема грамотности стоит очень остро. На каждом шагу мы слышим безграмотную людскую речь, видим ошибки в интернете, на страницах газет и журналов. Остаётся все меньше людей, бережно относящихся к языку. Большинство населения совсем не читают книг, пишут только короткие, часто безграмотные послания в социальных сетях.

Замысел проектной задачи

В проектной задаче требуется составить задания на тему «Грамотным – быть модно». Для этого, работая в малых группах, нужно отобрать необходимую информацию и самостоятельно и ответить на вопросы: Почему так происходит? Чем является для нас грамотность сегодня? Модно ли быть грамотным среди моих сверстников? Каждая группа разрабатывает и оформляет свои вопросы и задания. Решение такой проектной задачи позволяет обучающимся научиться самостоятельно планировать свои действия, анализировать информацию, представленную в различных формах, отрабатывать навыки творческой и речевой деятельности. Продолжительность проведения проектной задачи – 1 занятие (40 минут).

Работа над проектом проходит по плану

1. Обозначить проблему.

2. Выдвинуть решение данной проблемы.

3. Изготовить продукт.

Способ и формат оценивания результатов работы

Оценивание результатов работы проводится по критериям: владение необходимыми предметными знаниями, качество выполнения работы по теме, самостоятельность работы над проектом, соответствие заданию, представление продукта.

Оценивание взаимодействия обучающихся в группах проводится путём экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, где фиксируются действия всех членов группы

 


 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» на 2021-2022 учебный год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» на 2021-2022 учебный год

Планируемые результаты освоения программы 1

Планируемые результаты освоения программы 1

Приложение 1). Результаты внеурочной деятельности обучающихся распределяются по трём уровням

Приложение 1). Результаты внеурочной деятельности обучающихся распределяются по трём уровням

Тематический план Кол-во часов по четвертям

Тематический план Кол-во часов по четвертям

Календарно – тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Календарно – тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Календарно – тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Календарно – тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Ох уж эти фразеологизмы!

Ох уж эти фразеологизмы!

Приложение 1 Итоговая диагностическая работа – выполнение итогового проекта

Приложение 1 Итоговая диагностическая работа – выполнение итогового проекта

Оценивание взаимодействия обучающихся в группах проводится путём экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, где фиксируются действия всех членов группы

Оценивание взаимодействия обучающихся в группах проводится путём экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, где фиксируются действия всех членов группы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2022