Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык»
на 2021-2022 учебный год
Класс: 1
Количество часов по программе: 33
Количество часов в неделю: 1
г. Сургут
1. Планируемые результаты освоения программы
1.1. Планируемые результаты
В результате освоения программы курса «Занимательный русский язык» формируются следующие образовательные результаты:
Личностные результаты:
ü умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
ü любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
ü интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
ü интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
ü интерес к изучению языка;
ü осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
ü самостоятельно формулировать тему и цели урока;
ü составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
ü работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
ü в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
ü перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
ü осуществлять анализ и синтез;
ü устанавливать причинно-следственные связи;
ü строить рассуждения;
ü адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
ü высказывать и обосновывать свою точку зрения;
ü слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Учащиеся научатся:
ü объяснять понятие грамотность;
ü осознавать суть современного русского языка;
ü договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
ü объяснять правила правописания слов с изученными орфограммами;
ü правильно относиться к речи;
ü осознавать полезность справочников;
ü работать со словарём как с источником информации.
Учащиеся получат возможность научиться:
ü действовать во благо обществу;
ü обосновывать, почему нельзя использовать некоторые формы частей речи в разговорной форме;
ü соединять научную информацию, народную мудрость и информацию из художественных произведений (мультфильм, стихотворение, записки натуралиста) для обоснованных выводов;
ü составлять рассказы по картинкам;
ü писать правильно слова с удвоенными согласными;
ü группировать и подбирать слова на определённые правила;
ü жить в мире с другими людьми в условиях многонационального многокультурного округа Югры, толерантно относиться друг к другу.
1.2. Формы оценки достижения планируемых результатов освоения программы
Формы контроля и система оценивания
Отметки при изучении курса не выставляются, но для своевременной коррекции учебно-воспитательного образовательного процесса проводится входящая диагностика и по окончанию курса – итоговая, в целях отслеживания у обучающихся динамики развития опорных культурных концептов и полезных привычек, освоения деятельностных средств их развития, изменения отношения и личностной значимости объектов изучения, готовности к практическим действиям (Приложение 1).
Результаты внеурочной деятельности обучающихся распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов – приобретение обучающимся социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
В систему определения результативности входят: педагогическое наблюдение, анкетирование, рефлексивные листы, конкурсы, олимпиады, самооценка, портфолио.
2. Содержание программы. Тематическое планирование
Тема 1. Фонетика.
Теория: уточнение представления детей о звуках. Понятия: «фонетика», «фонема», «фонематический слух». В чём заключается различие между звуками и буквами
Практика: игра «Жили-были гласные и согласные», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Тема 2. Словообразование.
Теория: слово-название предмета, явлений, действий. Знакомство с ребусом.
Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, ребусы, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 3. Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами - неологизмами архаизмами, фразеологизмами русского языка. Понятие «анаграмма»
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 4. Морфология.
Теория: учимся различать слова разных частей речи.
Практика: упражнение в умении различать слова разных частей речи; игры на знание частей речи; расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 5. Пословицы и поговорки.
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Тема 6. Игротека.
Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.
Тематический план
Кол-во часов по четвертям |
Основные разделы |
В том числе |
||
всего |
теоретических |
практических |
||
I четверть (9 часов) |
Фонетика |
2 |
1 |
1 |
Словообразование |
5 |
2 |
3 |
|
Лексика |
2 |
1 |
1 |
|
II четверть (7 часов) |
Лексика |
7 |
3 |
4 |
III четверть (10 часов) |
Морфология |
6 |
2 |
4 |
Пословицы и поговорки |
4 |
1 |
3 |
|
IV четверть (7 часов) |
Игротека |
7 |
|
7 |
Итого: |
|
33 |
10 |
23 |
3. Календарно – тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Наименование раздела |
Номер занятия |
План |
Факт
|
Информация о корректировке |
Тема урока |
Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
Фонетика (2 часа) |
1 |
03.09 |
|
|
Звуки и буквы – не одно и то же |
В чём заключается различие между звуками и буквами. Игра «Жили-были гласные и согласные» |
2 |
10.09 |
|
|
Понятия: «фонетика», «фонема», «фонематический слух» |
Уточнение представления детей о звуках. Понятия «фонетика», «фонема», «фонематический слух». Повторение: буквы и звуки, буквы и звуки гласные и согласные |
|
Словообразование (5 часов) |
3 |
17.09 |
|
|
Что такое слово? |
Понятие слова, знакомство с ребусом |
4 |
24.09 |
|
|
Игротека |
Решать ребусы, филворды, составлять новые слова из слов |
|
5 |
01.10 |
|
|
Об именах |
Познакомиться с историей происхождения имён |
|
6 |
08.10 |
|
|
О русских фамилиях |
Узнать историю своей фамилии |
|
7 |
15.10 |
|
|
В поисках сбежавших головоломок |
Учиться вникать в скрытый смысл фразеологизмов; уметь расшифровывать их; использовать фразеологизмы в речи |
|
Лексика (9 часов) |
8 |
22.10 |
|
|
Волшебник Ударение |
Роль ударения в слове. Понятие «омограф» |
9 |
29.10 |
|
|
Поговорим о предложении.
|
Разновидности предложений по цели высказывания. Различать предложения по интонации |
|
10 |
12.11 |
|
|
Что такое текст? |
Уточнение знаний учащихся о тексте. Составление рассказа по серии картинок, определение темы и основной мысли текста |
|
11 |
19.11 |
|
|
Учимся распознавать речевые ошибки |
Учиться распознавать речевые ошибки |
|
12 |
26.11 |
|
|
Игротека |
Обобщать и закреплять знания, полученные на практике |
|
13 |
03.12 |
|
|
Ох уж эти фразеологизмы! |
Учиться вникать в скрытый смысл фразеологизмов; уметь расшифровывать их; использовать фразеологизмы в речи |
|
14 |
10.12 |
|
|
Мы играем в логогрифы |
Учиться подбирать рифмы к словам; сочинять четверостишия |
|
15 |
17.12 |
|
|
Словесные забавы |
Поиск омографов в предложении. Определение ударного слога в слове |
|
16 |
24.12 |
|
|
Игротека |
Обобщать и закреплять знания, полученные на практике |
|
Морфология (6 часов) |
17 |
14.01 |
|
|
Продолжаем работу над фразеологизмами |
Учиться вникать в скрытый смысл фразеологизмов; уметь расшифровывать их; использовать фразеологизмы в речи |
18 |
21.01 |
|
|
Волшебное слово предлог |
Знакомство с предлогами. Подбор подходящего по смыслу предлога, писать их раздельно со следующим словом |
|
19 |
28.01 |
|
|
Ассорти для любителей русского языка |
Понимать значение корень слова, однокоренные слова; образовывать новые слова при помощи приставки и суффикса |
|
20 |
04.02 |
|
|
Учимся различать слова разных частей речи |
Уточнение представления детей о частях речи |
|
21 |
11.02 |
|
|
И снова о фразеологизмах |
Учиться вникать в скрытый смысл фразеологизмов; уметь расшифровывать их; использовать фразеологизмы в речи |
|
22 |
18.02 |
|
|
Слова, обозначающие предметы и действия предметов |
Учиться различать слова-предметы и слова-действия предметов |
|
Пословицы и поговорки (4 часа) |
23 |
4.03 |
|
|
Русские пословицы и поговорки |
Объяснять скрытый смысл пословиц; расширять словарный запас |
24 |
11.03 |
|
|
Игротека |
Понятие «Шарада». Подбор пословицы к тексту |
|
Игротека (7 часов) |
25 |
18.03 |
|
|
Слова – приятели |
Познакомиться с синонимами |
26 |
25.03 |
|
|
Слова – неприятели |
Познакомиться с антонимами |
|
27 |
08.04 |
|
|
Про омонимы и их разновидности |
Познакомиться с омонимами и их видами |
|
28 |
15.04 |
|
|
Брат ударник |
Учиться правильной постановке ударения в слова; расшифровывать слова-омографы |
|
29 |
22.04 |
|
|
Что такое паронимы? |
Разбирать сложные слова по составу; самостоятельно составлять сложные слова |
|
30 |
29.04 |
|
|
Запоминаем словарные слова |
Запоминать словарные слова |
|
31 |
06.05 |
|
|
Словари |
Познакомиться с энциклопедиями, различными словарями |
|
32 |
13.05 |
|
|
Что мы пишем с большой буквы? |
Правила написания заглавной буквы |
|
33 |
20.05 |
|
|
Повторяем, что знаем |
Обобщить и закрепить полученные знания на практике. Выполнять задания игры |
Приложение 1
Итоговая диагностическая работа – выполнение итогового проекта.
Итоговая диагностика обучающихся в процессе проектной деятельности позволяет проводить качественный мониторинг личностных, метапредметных и предметных результатов.
Название проектной деятельности |
Грамотным – быть модно! |
Тип задачи |
Итоговая диагностика |
Цели и педагогические задачи |
Расширять знание детей правильно употреблять слова в разговорной речи и литературной речи, приобщать их к нравственным нормам взаимоотношений, совершенствовать речевой этикет детей, культуру общения, учить совершать добрые поступки. |
Компетенции, на которые опирается задача |
Усвоение ребёнком определённой системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения. Умение работать в малых группах и создавать конечный продукт. |
Планируемые педагогические результаты |
- усвоение детьми термина «грамотность». - формирование культурной речи младших школьников. |
Способ и форма оценивания результатов работы |
- овладение системой способов действий с изучаемым учебным материалом; - умение применять знания для решения практического задания; - умение работать в малой группе, проводить контроль и объединять результаты работы в конечный продукт; - воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение как к себе, так и к окружающим людям и ко всему окружающему миру ребёнка. |
Актуальность темы |
Работа призвана побудить детей заняться своей грамотностью, задуматься о её значимости в обществе. В современном обществе проблема грамотности стоит очень остро. На каждом шагу мы слышим безграмотную людскую речь, видим ошибки в интернете, на страницах газет и журналов. Остаётся все меньше людей, бережно относящихся к языку. Большинство населения совсем не читают книг, пишут только короткие, часто безграмотные послания в социальных сетях. |
Замысел проектной задачи |
В проектной задаче требуется составить задания на тему «Грамотным – быть модно». Для этого, работая в малых группах, нужно отобрать необходимую информацию и самостоятельно и ответить на вопросы: Почему так происходит? Чем является для нас грамотность сегодня? Модно ли быть грамотным среди моих сверстников? Каждая группа разрабатывает и оформляет свои вопросы и задания. Решение такой проектной задачи позволяет обучающимся научиться самостоятельно планировать свои действия, анализировать информацию, представленную в различных формах, отрабатывать навыки творческой и речевой деятельности. Продолжительность проведения проектной задачи – 1 занятие (40 минут). |
Работа над проектом проходит по плану |
1. Обозначить проблему. 2. Выдвинуть решение данной проблемы. 3. Изготовить продукт. |
Способ и формат оценивания результатов работы |
Оценивание результатов работы проводится по критериям: владение необходимыми предметными знаниями, качество выполнения работы по теме, самостоятельность работы над проектом, соответствие заданию, представление продукта. Оценивание взаимодействия обучающихся в группах проводится путём экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, где фиксируются действия всех членов группы |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.