Занятие (Формирование целостной картины мира) Тема: «Знакомство с творчеством В.И.Даля»
Оценка 4.8

Занятие (Формирование целостной картины мира) Тема: «Знакомство с творчеством В.И.Даля»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
окружающий мир
5 кл—11 кл
01.11.2021
Занятие (Формирование целостной картины мира) Тема: «Знакомство с творчеством В.И.Даля»
Цель: знакомство с новым литературным жанром сказка-загадка. Задачи: -дать понятие о новом литературном жанре сказка-загадка; -обогатить словарь детей новыми словами: душно, знойно, жать, серп; -развивать умение различать литературные жанры: сказка, загадка; -закреплять умение сравнивать, обобщать и делать выводы; - знакомство с лекарственными растениями; - развитие логического мышления; -систематизировать знания детей о годовом цикле, о принадлежности месяцев к определенному сезону, о количестве недель в месяце, о днях составляющих неделю; -развивать умение работать в группах.
Занятие Знакомство с творчеством В.И.Даля . docx.docx

Занятие (Формирование целостной картины мира)

Тема: «Знакомство с творчеством В.И.Даля»

Адресат: дети старшей группы

Форма работы: групповая.

Интеграция образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Коммуникация».

Цель: знакомство с новым литературным жанром сказка-загадка.

Задачи:

-дать понятие о новом литературном жанре сказка-загадка;

-обогатить словарь детей новыми словами: душно, знойно, жать, серп;

-развивать умение различать литературные жанры: сказка, загадка;

-закреплять умение сравнивать, обобщать и делать выводы;

- знакомство с лекарственными растениями;

- развитие логического мышления;

-систематизировать знания детей о годовом цикле, о принадлежности месяцев к определенному сезону, о количестве недель в месяце, о днях составляющих неделю;

-развивать умение работать в группах.

Оборудование: картинки с лекарственными растениями;-карточки-12 штук;серп;макет комбайна;проектор, доска.

Предварительная работа:

-загадки про времена года;

-чтение рассказа К. Д. Ушинского "Четыре желания";

-беседы по временам года: зима, весна, лето, осень;

-работа в уголке природы по временам года, месяцам;

-рассматривание иллюстрации.

-беседа о лекарственных растениях.

Ход Занятия:

1.Дидактическая игра «Узнай что это? »
В руках карточки с изображением треугольника- это загадка, круг- сказка. Я прочитаю текст, а вы покажете соответствующую карточку.

 

Я хозяину служу —

Дом хозяйский сторожу.

Я рычу и громко лаю,

И чужих я прогоняю. (Собака)

 

— Сяду на пенек,

Съем пирожок!

А Машенька из короба опять:

— Вижу, вижу!

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!   (русская народная сказка «Маша и Медведь)

 

Как колючий колобок
В этом домике зверёк
Его в руки не возьмёшь
Потому что это — 
(Ёж)

 

Была у одной вдовы дочь, была у неё ещё и падчерица. Падчерица прилежная, красивая, а дочка и лицом нехороша, и лентяйка страшная. Дочку свою вдова очень любила и всё ей прощала, а падчерицу заставляла много работать и кормила очень плохо.  (русская народная сказка «Морозко»).

Поиграем ещё в одну игру «Доскажи словечко»

 

Мы сегодня с вами

Отгадали все (загадки)

Не спеши катать салазки,

А послушай лучше (сказки)

 

2. -Ребята, я прочту вам произведение, написанное Владимиром Ивановичем Далем более 100 лет назад.

У меня возникла такая проблема: не могу разобраться к какому жанру литературного произведения оно относится.

Может вместе разберёмся, поможете?

Показ презентации В. И Даль «Старик-годовик»

Даль очень любил и уважал русский язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых.

Чтение произведения.

Как вы думаете к какому жанру относится это произведение?

Почему?

Верно, ребята.Вы правы, это произведение действительно является и сказкой, и загадкой.

Так здесь есть и вымысел- волшебные птицы, старик-годовик. Загадкой является, так как надо узнать названия непростых птиц. Я вам открою секрет, оказывается есть такой жанр как сказка-загадка. Произведение Владимир Ивановича Даля с которым мы с вами познакомились тоже является сказкой -загадкой.Спасибо, что помогли разобраться.

(Беседа по прочитанному)

- Кто такой старик-годовик?

Какой он?

(Волшебник, который управляет временами года, месяцами, следит за их очередностью.

Мудрый, добрый, серьёзный. А иногда и веселый, у него много забот и он все успевает)

-А что за птицы вылетели из рукава старика-годовика? (месяцы)

-Кто скажет сколько месяцев в году?

-Первая тройка птиц к какому относится времени года?

-Как догадались, что речь идет о зиме (повеял холод, мороз)

-Назовите зимние месяцы?

Это первая загадка, которую вы разгадали.

-Какие ещё три птицы полетели? Назовите месяцы?

-Кто был внимательным? Какие признаки весны в тексте? (снег стал таять, на полянке показались цветы)

Это вторая загадка, которую разгадали.

-Следующие три птицы назовите? (летние месяцы)

Словарная работа

-Что означают слова жарко? (жаркая, горячая погода)

Знойно? (сильная жара от нагретого солнцем воздуха)

Душно? (горячий, жаркий, спертый для дыхания воздух, стесняющий дыхание)

-Как вы понимаете выражение жать рожь? (срезать под корень стебли растений)

-Как вы думаете, а когда же, в какой месяц начинали крестьяне жать рожь? (в августе)

-Кто из вас знает, чем жали рожь раньше? (показать серп)

-А что используют сейчас во время жатвы? (показать макет комбайна)

Физминутка «Сказка»

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнём и снова в путь!

Станет талия осиной,

Нам советует Мальвина,

Если будем заниматься,

Влево – вправо наклоняться.

А Дюймовочка сказала,

Чтоб была спина прямая,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Красной Шапочки совет:

Проживёшь ты много лет,

Если будешь прыгать, скакать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?

Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения)

 

-Давайте присядем, у нас ещё остались неразгаданные загадки старика-годовика.

-Какая же последняя тройка вылетела из рукава Старика-годовика? (осенние месяцы)

-Назовите эти месяцы?

-Сколько всего птиц выпустил Старик-годовик? (12 птиц – месяцев)

-Почему именно 12 птиц?

Верно, так как в каждом времени года по три месяца.

-Какое время года любите вы? Почему именно это время года (показ слайдов времен года)

Да, все времена года хороши по- своему.

-Что за четыре крыла у каждой птицы? (4 недели)

- Какие семь перьев в каждом крыле? (дни недели)

-Назовите их?

И ещё одна загадка есть в этом произведении, что значит, что у каждого пера одна половина белая, другая черная? (смена дня и ночи)

-Так к какому жанру относится это произведение? Верно, это сказка-загадка, оказывается есть такой жанр. На свете есть много сказок-загадок, вы сними познакомитесь ещё.

-Как вы думаете, для чего Даль написал такую сказку-загадку?

-Чему он хотел научить нас?

-Верно, нужно знать названия месяцев, времен года, дней недели, уметь пользоваться календарем. Каждое время года прекрасно по-своему, надо помнить, что ему на смену придет следующее, ещё лучше прежнего.

-А ещё В.И.Даль был собирателем трав. (За свои коллекции по флоре и фауне Оренбургского края избран в 1838 г. членом-корреспондентом Петербургской академии наук по физико-математическому отделению.)

3.Сейчас мы поиграем в игру «Зеленая аптека». Слушайте загадку, а отгадку вы найдите на картинке.

(на столе разложены картинки с изображением лекарственных растений).

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_543aa476edc38/konspiekt-narodnaia-kul-tura-i-traditsii-russkogho-naroda_1.jpeghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_543aa476edc38/konspiekt-narodnaia-kul-tura-i-traditsii-russkogho-naroda_2.jpeghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_543aa476edc38/konspiekt-narodnaia-kul-tura-i-traditsii-russkogho-naroda_3.jpeg

 

Выпускает он листы

Широченной широты.

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких:

Если их не обойдешь –

На себе их все найдешь.  (Лопух)

 

Травка очень душистая,

Ароматные листья.

Поскорей собирай

И заваривай чай!   (Мята.)

 

Вдоль обочины растёт,
Нам прохода не даёт.
Некрасива - вот и зла,
Больно жалит, как пчела. (Крапива)

-Хорошо, знаете лекарственные растения. Самая лучшая аптека – это природа!

В зарослях лесных, где все для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех умеющих их тайну разгадать…

-Русский народ лечился травами, и сложил немало пословиц и поговорок о здоровье. А знаете ли вы,пословицы и поговорки о здоровье?

Давайте поиграем в игру «Я начну,а ты продолжи»:

В здоровом теле …

Ответы детей - здоровый дух.

 

Ешь чеснок и лук –

Ответы детей - не возьмёт недуг.

 

 Если хочешь быть здоров …

Ответы детей - закаляйся.

 

Чистота - залог …

Ответы детей - здоровья.

 

 В путь дорогу собирайся за - здоровьем ...

Ответы детей - отправляйся.

 

4.-Молодцы, ребята! И пословицы, и поговорки знаете.Что нового и интересного узнали сегодня?

-Что понравилось?

-Теперь подумайте и скажите, кто сегодня хорошо работал?

-О чем сможете рассказать друзьям, родителям.

Пора возвращаться в детский сад.

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Занятие (Формирование целостной картины мира)

Занятие (Формирование целостной картины мира)

Дидактическая игра «Узнай что это? »

Дидактическая игра «Узнай что это? »

Отгадали все (загадки) Не спеши катать салазки,

Отгадали все (загадки) Не спеши катать салазки,

Назовите зимние месяцы? Это первая загадка, которую вы разгадали

Назовите зимние месяцы? Это первая загадка, которую вы разгадали

Если будешь прыгать, скакать,

Если будешь прыгать, скакать,

Сейчас мы поиграем в игру «Зеленая аптека»

Сейчас мы поиграем в игру «Зеленая аптека»

Давайте поиграем в игру «Я начну,а ты продолжи» :

Давайте поиграем в игру «Я начну,а ты продолжи» :

Занятие (Формирование целостной картины мира) Тема: «Знакомство с творчеством В.И.Даля»

Занятие (Формирование целостной картины мира) Тема: «Знакомство с творчеством В.И.Даля»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2021