Занятие кружка «Юный исследователь», 4 класс
Составитель: С.Н.Пешкова, учитель высшей квал. категории
Тема: Измерение относительной влажности.
Цели: 1. Познакомить с понятием - относительная влажность;
2. Научить измерять относительную влажность воздуха при помощи специального прибора (модульная система экспериментов PROLOG).
Задачи:
• развитие познавательных интересов учащихся;
• развитие интеллектуальных способностей;
• обучение самообразованию;
• овладение методами и приемами самостоятельной работы;
• обучение методам научной, исследовательской, работы;
• овладение практическими умениями и навыками;
• формирование умений работать в коллективе, выполнять коллективные работы (задания);
• формирование умения передавать свои знания другим;
• выявление уровня знаний и умений учащихся.
Оформление доски: название темы, карточки символического изображения методов исследования, применяемых в течении занятия.
- Подумать самостоятельно»
- «Спросить у другого человека»
-«Посмотреть в книгах»
- «Посмотреть по телевизору» (познакомиться с кино - и телефильмами по теме своего исследования)
- «Получить информацию у компьютера»
- «Понаблюдать»
- «Провести эксперимент»
- «Связаться со специалистом»
1. Организация начала учебного занятия.
Чтение темы с доски (хором)
- О чём вы узнаете? ( что такое относительная влажность воздуха)
- Посмотрите на символические изображения методов исследования.
- Какие методы нам помогут в сегодняшней работе?
· Подумать самостоятельно.
· Посмотреть в книгах.
· Понаблюдать.
· Провести лабораторную, практическую работу.
II. Подготовка учащихся к активной познавательной деятельности.
1. - Подумайте и обсудите в группах, что такое влажность? (дети делают свои предположения)
- Давайте обратимся к информационным источникам и узнаем толкование данного слова.
- Какие это книги? (словари, энциклопедии)
Далее дети работают самостоятельно.
Влажность - содержание водяного пара в воздухе (одна из наиболее существенных характеристик погоды и климата).
- Совпало ли ваше предположение с тем, о чём узнали в информационных источниках?
2. - Что вы научитесь делать?
(Измерять относительную влажность воздуха с помощью специального прибора.)
3. Подготовка к выполнению работы.
Самостоятельно прочитайте текст. Найдите и выделите главную мысль.
Представь себе хмурый октябрьский день. Небо затянуто свинцовыми тучами, всю ночь моросил дождь, температура воздуха немного выше нуля градусов. Если ты отправишься на прогулку в такую погоду, то тебе покажется, что на улице очень холодно. Почему же так происходит? Оказывается, это зависит не только о температуры, г но и от влажности воздуха. Осенью из-за частых дождей влажность воздуха заметно увеличивается, а температура воздуха понижается. При повышенной влажности, когда на улице не очень холодно, мы чувствуем себя неуютно, быстро начинаем мёрзнуть. При повышенной влажности тяжело и в жаркую погоду. Вспомни, как становится душно после дождя знойным летним днём.
(ответы детей из их жизненных наблюдений)
Какой же должна быть влажность, чтобы мы могли чувствовать себя комфортно? Учёные установили, что человек лучше всего себя чувствует при влажности 40 - 60%. Интересно, какая влажность в вашем классе? Для ответа на этот вопрос нужно измерить относительную влажность воздуха в классе.
(Неуютно чувствуем себя на улице не только от температуры, но и от влажности воздуха)
4. Что нам необходимо для работы:
· Модуль отображения информации;
· Модуль питания;
· Цифровой измерительный модуль «Относительная влажность»;
· USB кабель (длинный и короткий);
· Стакан;
· Тёплая вода.
5. Повторение памятки о мерах предосторожности при выполнении работы
ü В ходе работы необходимо строго соблюдать следующие правила:
ü Выполнять все указания педагога, соблюдать дисциплину при подготовке и во время работы.
ü Размещать оборудование и материалы на своём рабочем месте аккуратно, чтобы не допустить их падения или опрокидывания.
ü При подключении измерительных и вспомогательных модулей в цепь не допускать перекручивания соединительных проводов.
ü Начинать работу можно только с разрешения педагога.
III. Проведение лабораторной работы.
1. Начертите в тетради отчётную таблицу
Отчётная таблица
Оптимальный уровень относительной влажности |
Относительная влажность воздуха в классе |
Относительная влажность воздуха над стаканом с тёплой водой |
40 – 60% |
|
|
2. Подключи USB кабель (короткий) к модулю питания.
3. Этот же кабель с другой стороны к разъёму модуля «Относительная влажность»
4. Подключи модуль отображения (графический дисплей) к модулю «Относительная влажность» с помощью кабеля (длинный).
5. После подключения модуля отображения, автоматически включится его дисплей. Сенсорный дисплей реагирует на прикосновение пальца или другого подходящего по размерам предмета.
Измерение относительной влажности воздуха в классе
6. Нажми на кнопку Запуск Эксперимента. Начнётся измерение относительной влажности. На экране дисплея вы сможете наблюдать, как строится график. Через 10 секунд опыт по измерению относительной влажности будет завершён.
7. Запишите значение влажности, которое вы видите в окне измерительного модуля во вторую колонку отчётной таблицы.
Измерение относительной влажности воздуха над стаканом с тёплой водой
8. Возьмите модуль «Относительная влажность» и поместите его над стаканом с тёплой водой на расстоянии 5-6 см.
9. Повторите шаг 6.
10. Запишите значение влажности, которое вы видите в окне измерительного модуля в третью колонку отчётной таблицы.
Результаты работы
- Давайте сравним относительную влажность воздуха в классе с оптимальным уровнем (относительная влажность воздуха в классе в норме)
- Сравним относительную влажность воздуха в классе и относительную влажность воздуха над стаканом с тёплой водой.
(над стаканом с тёплой водой влажность выше, чем в классе)
- Как вы думаете, почему?
(влажность воздуха выше над стаканом с тёплой водой в силу испарения воды)
IV. Подведение итогов
Контрольное задание. Прочитайте информацию.
С началом холодов в зданиях включают отопление. В помещениях поддерживается комфортная для работы и отдыха температура. При этом происходит понижение уровня влажности в помещении. Иногда относительная влажность воздуха понижается до 20 – 15% - воздух становится очень сухим. Такой низкий уровень влажности вреден для здоровья.
Предложите несколько способов повышения влажности воздуха в помещении в зимний период. (обсуждение в группах)
ü Увлажнение воздуха с помощью пульверизатора или специальных увлажнителей;
ü Расстановка поддонов с водой вдоль батарей парового отопления;
ü Рассадка крупнолистовых комнатных растений (монстера, калла ,амариллис др.) и пр.
V. Рефлексия.
Оцените свою работу
1. Что вы узнали нового? (влажность – это содержание водяного пара в воздухе, оптимальный уровень влажности 40-60%)
2. Что вы научились делать? (измерять влажность воздуха с помощью приборов)
3. Оцените степень своего участия в работе в группе:
5,4,3,2,1 (5 – наивысшая оценка)
4. Вы довольны результатами своей работы?
Да Нет Не совсем
5. Если не довольны результатами своей работы, объяснить почему?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.