Кружковое занятие со слабомотивированными учащимися
по теме «Такие интересные задачи»
Цель: научить решать текстовые задачи, привить интерес к задачам, формировать вычислительные навыки
1.Вступительное слово педагога: Мы будем сегодня трудиться и отдыхать. Сегодня перед вами откроется завеса перед трудными заданиями в математике, мы будем их решать с любовью. Располагайтесь по своему усмотрению по 3 человека в команде
1Разминка:
На листочках даны со сказочными персонажами задачи трех уровней каждой группе учащихся(выбор)
– Прочитать задания, записать только решение.
1 уровень 1. Избушка на курьих ножках за 8 часов пробежала 72 км. С какой скоростью бегает избушка? 2. Кощей Бессмертный проехал на Змее Горыныче 180 км. Сколько часов они были в пути, если средняя скорость Змея Горыныча 90 км/ч? 3. Иван-царевич шёл тропинками нехожеными 6 часов со скоростью 6 км/ч. Какова длина тех тропинок? |
2 уровень 1. Ковер-самолет летит со скоростью 200 км/ч. Какое расстояние он пролетит за а часов? 2. Ступа Бабы Яги пролетела x км за y часов. Какова скорость ступы Бабы Яги? 3. Иван-царевич за 3 часа проехал на волшебном коне d км. За сколько времени он преодолеет расстояние t, если скорость останется прежней? |
3 уровень 1. Водяной плывет d км за 4 часа, а Баба Яга на метле это же расстояние пролетает за 2 часа. На сколько километров в час скорость Бабы Яги больше? 2. Жар-птице нужно пролететь х км. Она уже пролетела а часов со скоростью b км/ч. Сколько ей осталось пролететь? 3. Средняя скорость полета Финиста-ясного сокола b м/с, Жар-птицы – с м/с. На сколько метров больше пролетит Финист-ясный сокол, чем Жар-птица, за 20 секунд? |
Взаимопроверка команд (1-3) (2-1) (2-3)
Сравните свое решение с правильным (слайд 1).
1 уровень
|
2 уровень
|
3 уровень
|
Педагог: Если вы решали задания 1 уровня, и все решили без ошибок, запишите себе три балла. Задания 2 уровня соответствуют 4 баллам. 5 баллов ставит себе тот, кто решил задания 3 уровня и не допустил ни одной ошибки.
Педагог: Что общего в задачах, которые вы решали? (Задачи на движение).
– Какой формулой вы воспользовались, когда решали задачи? (Формулой пути). (S=v×t)
– Как из этой формулы можно получить ещё две? (V= s÷t; t=s÷t).
II. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
– А сейчас я вам предложу «вкусную задачу». «На День Матери я в напекла гору вкусных чепалгаш . Я их выпекала в несколько приемов. В начале, я выпекала 3 чепалг в минуту. Сколько чепалг приготовила я, работая 20 минут».
– Подберите формулу к задаче.
– Чем эта задача отличается от тех, которые мы решали. (Задачи были с известными величинами: стороны и площадь; время, скорость и путь; стоимость, количество и цена. А в этой задаче не все величины знакомы, знаем только время).
– Почему возникли затруднения? (Новые величины, нет формул).
III. ОТКРЫТИЕ ДЕТЬМИ НОВОГО ЗНАНИЯ
Как же назвать эту формулу?
– Что нужно найти в задаче? (Сколько всего чепалгаш испекла т.е. работу).
Эта формула называется «ФОРМУЛА РАБОТЫ».
– О каких величинах ещё идет речь? (Выпекала 3 чепалг в минуту, т.е. скорость работы).
– Скорость работы называют «ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬЮ». Обозначим эту величину буквой «V».
– Что еще известно в задаче? (Время работы).
– О какой величине идет речь? (О времени).
– Какой буквой обозначается эта величина? («t»).
Запишем в таблицу величины.
A |
V |
t |
? |
3 чеп/мин |
20 мин |
– Что нужно узнать в задаче? (Количество всех чепалгаш , т.е. какую работу выполнила)
– Как найти количество чепалг, которые испекла я за 20 минут, если известно, что за 1 минуту выпекаю 3штуки. (Надо 3 умножить на 20 минут: 3×20=60 штук испекла).
– Какую величину находим? (Работу).
– Как находили? (Производительность работы умножили на время).
– Запишем формулу зависимости этих величин.
A = V×t |
– Все ли формулы открыты? (Нет).
– Чтобы их открыть, нужно отдохнуть.
Музыкальная физминутка
Педагог : Выведите две другие формулы.
– По какому правилу можно получить? (По правилу нахождения неизвестного множителя)
– Какую величину будете находить? (Время
t = A÷V |
– Чтобы найти время нужно работу разделить на производительность труда.
– Какая величина еще неизвестна? (Производительность труда)
– А что такое производительность труда? (Это работа, выполненная за единицу времени).
– Как найти производительность?
V= A÷t |
– Все ли формулы открыты? (Да)
Педагог :Давайте закрепим , что сегодня мы для себя открыли:
а) Лейла каждый час съедает 3 мороженых. А сколько мороженых Лейла съест за 2 часа? (3×2=6 мороженых)
– Какую величину находили? (Работу).
б) Тоита за одну минуту лепит 2 штуки пельменей. Дополните условие и поставьте вопрос к задаче.
– Как называется работа, выполненная за единицу времени?
Сколько заданий вы выполнили за одну минуту? Это наша производительность.
– Одинаковым ли было количество заданий у каждого из вас? (Нет, одни выполнили больше заданий, другие – меньше).
– Что можно сказать о производительности труда наших учеников? (Она разная. Это зависело от того, кто сразу начал работу, кто хорошо знает таблицу умножения,..).
Педагог: Проанализируйте свою работу. (Внимательно слушал, смотрел, сделал открытие, все получилось – доволен собой/ не доволен).
Оцените свою работу на полях тетради – нарисуйте лицо человечка.
– Благодарю вас!
Наше занятие я хочу закончить пословицей о труде.
Всегда помните: «Всякое умение трудом дается».
VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Придумайте задачи на нахождение производительности, времени, работы, используя данные из таблицы.
2. Найти пословицы и поговорки о работе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.