Занятие «Органы чувств человека» (для воспитанников 6-9 лет)

Занятие «Органы чувств человека» (для воспитанников 6-9 лет)

Медиа
docx
30.11.2019
ОТКРЫТОЕ_ЗАНЯТИЕ_2019.docx

Занятие

«Органы чувств человека»

(для воспитанников 6-9 лет)

 

 

Цель: познакомить детей с органами чувств, их значением для человека.

 

Задачи:

·            воспитывать бережное отношение детей к своему здоровью;

·            познакомить с органами чувств человека: вкус, обоняние, слух,  их роли при восприятии человеком окружающего мира;

·            тренировать слуховые ощущения, обоняние, осязание.

 

Материалы и оборудование: презентация, ноутбук, проектор; стол и стулья по количеству участников; ёмкости с сахаром, лимоном, солью, одноразовые ложки; платки для завязывания глаз; емкости с кофе, ванилином, сушёными фруктами, парфюмерией; погремушка, бубен, неваляшка, колокольчик, банка с монетами, банка с пшеном(или рисом); мандарины, завёрнутые в шуршащую бумагу.

 

Ход занятия

 

1.      Вводная часть

 

Воспитатель: ребята,  мы  живём  в  удивительном  мире.  Этот  мир  наполнен  различными звуками и запахами, яркими картинами и вкусными продуктами. Всё это мы можем ощутить благодаря нашим органам чувств. (1 слайд)

Основные чувства ― это зрение, обоняние, слух, осязание и вкус.

Я предлагаю вам  отправиться в мир чувств. Путешествуя,  можно узнать много нового, интересного, многому научиться. Как вы думаете, на чём можно путешествовать? (Ответы детей). Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на паровозе. (2 слайд)

 

1 станция.

На какую станцию прибыл наш состав, вы узнаете, отгадав загадку.  (3 слайд)

Всегда во рту, а не проглотишь? Что это? (Язык).

Зачем человеку язык? (Ответы детей).

С помощью языка мы различаем вкус пищи. (4 слайд)

Все живые организмы питаются, поэтому всем необходимо различать вкусное и невкусное, полезное и вредное. Это вызвано необходимостью организма защитить себя от ядов, токсические соединения которых содержатся в растениях.

Посмотрите на рисунок на слайде: по мнению некоторых учёных - наш язык условно поделён на зоны. И каждая  зона отвечает за свой вкус.

 

Дидактическая  игра «Определи на вкус»

Давайте поиграем. Определите на вкус, что за пищу, вы пробуете?

В специально подготовленные ёмкости  помещены продукты: сахар, дольки лимона, соль. Педагог завязывает детям глаза и на ложечке даёт попробовать. Дети  определяют продукты и их вкус.

Какой бывает вкус? (Горький, сладкий, кислый, солёный). 

Скажите, что нельзя пробовать на вкус? (Лекарство, незнакомые ягоды, грибы, немытые овощи и фрукты, испорченные продукты).

 

 

Физкультминутка (5 слайд)

Давайте немножко отдохнём и потом отправимся дальше.

 

Сумку в руки мы берём,

(наклоняются и берут воображаемую сумку)

 

В магазин с тобой идём (шагают на месте)

 

В магазине же на полках (поднимают руки вверх)

Не шарфы (отрицательно покачивают пальцем)

и не футболки (отрицательно покачивают головой)

 

Вкусно пахнет здесь всегда,

(поворот головы вправо, затем влево с вдыханием воздуха)

 

В доме («дом» над головой)

– вкусная еда (круговое движение ладошкой по животу)

 

2 станция (6 слайд)

Педагог: название нашей следующей станции вы узнаете, отгадав загадку:

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит.

 

Есть всегда он у людей,

Есть всегда у кораблей. (Нос)

 

Беседа «Нос - это орган чувств».

Нос – это орган чувств. Запах, мы чувствуем только тогда, когда делаем вдох носом. Свойства человеческого носа ощущать запахи называется обонянием.

Зачем человеку обоняние и как оно помогает нам в жизни? (С его помощью различают запахи).

Ребята, скажите, какие запахи вы знаете, какие запахи бывают? (Сильные, слабые, приятные, резкие).  

Может ли запах предупредить человека об опасности? ( Испорченные продукты плохо пахнут,  запах дыма при пожаре, подгоревшая еда на плите).

Плохо, когда при болезни нос заложен? (Ответы детей)

 

Дидактическая игра «Определи по запаху»

Проведём эксперимент, проверим, сможете ли вы определить по запаху, что находится в этих баночках. (Дети определяют по запаху содержимое баночек.)   Обсуждение игры: трудно было определять запах? Почему? Предвести  детей к выводу, что существуют узнаваемые запахи и незнакомые.

 

Дыхательная гимнастика (8 слайд)

Чтобы вы чувствовали себя хорошо, предлагаю сделать дыхательную гимнастику.

1.      Упражнение «Забей мяч в ворота»

На стол ставятся импровизированные ворота. Участнику дают

поролоновый  или бумажный шарик. Это мяч. Далее предлагается закатить «мяч» в «ворота»,  дуновением.

 

2.      Упражнение «Листопад»

Детям выдаются листочки, которые привязаны к ниточке. Требуется дуть на

листочки, чтоб они «летали в воздухе».

 

3 станция (9 слайд)

Для перехода на следующую станцию отгадайте загадку:

Оля слушает в лесу,
Как кричит кукушка, 
А для этого нужны -
Нашей Оле: (ушки)

 

Беседа «Ухо - это орган слуха» (10 слайд)

Правильно, уши! Ухо - это орган слуха, второй по важности орган чувств у человека. Что мы слышим ушами? (Музыку,  речь других людей, звуки природы (шум дождя, порывы ветра), звуки транспорта, открывание закрывание дверей, и т.д.).

Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности говорить.

Чтобы уши не болели, а слух был хорошим  какие нужно соблюдать правила? (Не ковырять в ушах, защищать их от сильного ветра, не слушать громкую музыку, вести здоровый образ жизни).

 

Дидактическая игра «Узнай по голосу»

Сейчас я предлагаю сыграть в игру, где каждому из вас представится возможность узнать друзей по голосу. Один – водящий, он стоит в центре круга с завязанными глазами.

Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:  

Саша, ты стоишь в кругу,

Мы зовем тебя «Ау!»

Глаз не открывай,

Кто позвал тебя, узнай.

Один из играющих произносит «Ау». Водящий должен определить по голосу ребёнка.

 

Дидактическая игра «Что внутри?» (11 слайд)

У  меня на столе, под салфеткой находится  предметы. Все они разные по звучанию. Вы не можете посмотреть, что это, но вы можете услышать. Определите, что звучит. (Бубен, неваляшка, монеты в баночке, погремушка, колокольчик)

Обсуждение игры: что удалось, что было трудным? Почему?

 

4 станция  - «Сюрпризная» (12 слайд)

Дидактическая игра «Угадай, что за предмет»                             

Дети, какой формы предмет, завернутый в бумагу? (Круглый)

Какой орган чувства вам помог? (Руки, осязание)

Давайте развернём.

Что вы слышите? (Шелест бумаги)

Какой орган чувств работает? (Уши, слух)

Что было внутри свёртка? (Мандарин)

Какой орган чувств вам помог? (Глаза, зрение)

А теперь очищайте, что вы чувствуете? (Запах мандарина)

А теперь какой орган чувств работает?

Кладите дольку в рот, что чувствуете? (Кисло-сладкий вкус)

Какой орган чувств работает? (Язык, орган вкуса)

Теперь ребята, вы убедились, насколько важны для нас органы чувств? (Ответы детей)

 И для того чтобы полноценно воспринимать окружающий мир, за всеми органами чувств нужно обязательно ухаживать, соблюдая правила личной гигиены. Об этом мы поговорим на другом занятии.

 

Занятие окончено. Всем спасибо.

 

 

 

Использованные источники

 

1.                  http://redzeppelin.ru/category/news/page

2.                  www.public-domain-photos.com

3.                  www.infpol.ru

4.                  http://new.oreninform.ru

5.                  www.karapuzik.net

6.                  www.fotodeti.ru

 

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)