Тема: «Разговор о самовоспитании»
Цель: показать детям необходимость целенаправленной работы над
собой и побудить их к такой работе.
Задачи:
•создать на занятии условия для познания учащимися самих себя;
•развивать интерес к себе, к своему внутреннему миру;
•способствовать формированию нравственных качеств личности,
•учить ребят видеть как свои достоинства, так и свои недостатки, относиться к
себе критически;
•содействовать развитию познавательной активности, креативного мышления
учащихся, их способности к самокорректировке;
•формировать коммуникативные умения и навыки учащихся в коллективной
деятельности;
•воспитывать культуру общения;
•способствовать сплочению классного коллектива.
Ход занятия
1. Вступительное слово учителя
На сегодняшнем занятии нас ждёт совместная интересная и полезная работа.
Девиз нашего занятия –«Борюсь с собой и за себя борюсь»
Наши дальнейшие открытия сегодня начнет простая детская загадка.
Он может быть тяжелым и легким; сильным и слабым.
Его вообще может и не быть. Что это такое?(ответы детей)
-Все ваши варианты интересны, а прийти к единому ответу и решить проблему, как мы знаем, поможет дополнительная информация.
Он тяжелый у Карабаса - Барабаса. Легкий - у Буратино.
Сильный – у Мальвины. Слабый - у Пьеро.
(характер.)
Молодцы, верно. Характер- это внутреннее свойство человека, его внутренний мир, он у всех разный, со своими особенностями, странностями, причудами, но, как мы с вами уже установили, людей неинтересных в мире нет.
-А с людьми, какого характера интереснее общаться вам и почему? Используйте характеры героев сказки «Буратино». От чего зависит характер человека?
- Молодцы, верно, духовность, нравственность в человеческом обществе никогда не перестанут быть актуальными. Внимание на экран.
2.Определение темы и цели занятия.
А что можете сказать вы о самовоспитании? Что это такое? Кто кого
воспитывает?
(Человек сам воспитывает себя.)
Характер, личностные качества человека начинают формироваться с
младенчества, и формируются они в течение всей жизни под воздействием
обстоятельств жизни и самого человека.
Стремление быть личностью впервые проявляется у каждого малыша, который отталкивает руку своей мамы, поддерживающей его, и говорит: «Я – сам!».
- Молодцы!. Кто попробует сформулировать ?
Впервые стремление быть личностью проявляется у каждого малыша, который, отталкивает руку своей мамы, поддерживающей его, и говорит: «Я - сам! »
- Если кто-нибудь из вас поступал подобным образом, пожалуйста, встаньте?
- Кто может дать объяснение этому поступку?
(Я хотел быть самостоятельным; хотелось все попробовать сделать самому; хотел быстрее подрасти и стать взрослым; сам хотел быстрее научиться делать все хорошо).
3. Первичное усвоение нового материала
- Каждый ребенок с младенчества пробует все сделать самостоятельно, подражая взрослым, то есть, использует социальный опыт; но при этом он является первооткрывателем, исследователем во Вселенной, он – неустанный творец самого себя.
- «Я – сам!»- это ключевое понятие самовоспитания. Самовоспитание в каждом из нас заложено самой природой. Именно оно в значительной степени делает нас ответственными за свои поступки, за свое поведение, за свою будущность, а в целом за всю нашу планету.
4. Притча « Все оставляет свой след»
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал, всякий раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить в столб забора один гвоздь. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе молодой человек научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что гораздо легче контролировать свои эмоции, чем вбивать в столб гвозди. Наконец, пришел день, когда он ни разу не потерял самообладание. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз, каждый день, когда ему удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю, Шло время, и пришел день, когда молодой человек смог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору. «Ты неплохо потрудился, но ты видишь, сколько в столбе дыр, он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинился, шрам останется.
-Какие чувства вы испытали, и какие мысли у вас возникли. Попробуйте употребить новые понятия сегодняшнего урока.
5. Первичное закрепление нового материала
Упражнения в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка в ходе проведения тренинга «Ваза»
- Ребята, вы правильно определили мотив, цели и средства достижения цели, отлично поняли, что эта притча не только учит контролировать свои чувства, но, она просто «кричит» об ответственности за свои поступки, затрагивая проблему «шрама» и бережного отношения к слову «прости». Я приглашаю Вас принять участие в учебном тренинге.
- «Включите воображение». Представляйте: вы осторожно держите в руках любимую мамину хрустальную вазу (пауза), старательно несете ее, чтобы наполнять водой и поставить цветы.(пауза) Вдруг она неожиданно выскользнула из ваших рук на каменный пол. (пауза) Сделайте глубокий вдох (пауза), а при выдохе представляйте, что все осколки невероятно волшебным образом вновь превращаются в целую и невредимую вазу. (пауза) Кому удалось представить, откройте, пожалуйста, глаза.
Сколько раз вам нужно сказать «прости», чтобы эта ваза вновь стала целой и невредимой? Я очень рада, никто не ошибся, конечно же, сколько раз не говори «прости», ваза целой не станет.
-Спасибо, вы достаточно глубоко осознали необходимость ответственности за свои поступки, проблему «шрама» и бережного отношения к слову «прости». Я чувствую вашу готовность к более сложному упражнению.
6. Тестирование
. Тест «Сильная ли у тебя воля?»
1. Делаешь ли ты по утрам зарядку?
1) нет;
2) иногда;
3) да.
2. Кто тебя будит по утрам?
1) воспитатель;
2) будильник;
3) встаю сам.
3. Если тебе приходится выбирать между тем, что надо делать (уроки), и тем, что интересно (фильм), что ты выбираешь?
1) делаю то, что интересно;
2) когда как;
3) делаю дело.
4. Можешь ли ты отказаться пойти с друзьями, например на каток, если у тебя запланировано другое занятие?
1) не могу;
2) иногда могу;
3) могу.
5. Всегда ли выполняешь свои обещания?
1) нет;
2) иногда;
3) да.
6. Можешь ли ты заставить себя сдержаться, если кто-то тебя обидел?
1) нет;
2) иногда;
3) да.
(Подведение итогов: нужно сложить все полученные баллы, если сумма меньше 12, ученику необходимо укреплять свою волю.)
7. Работа в группах над определением понятия «самовоспитание»
-Как вы думаете, что человек должен знать, чтобы себя
воспитывать?
1.Какой он сейчас.
2. Каким хочет стать, чего достичь.
Вывод:
Чтобы правильно себя оценивать, надо знать и свои достоинства, и свои
недостатки.
Надо видеть свои сильные стороны. Но нельзя быть во всём довольным собой,
нельзя останавливаться на достигнутом, надо постоянно заниматься «улучшением
себя».
– Как вы думаете, ребята, простое ли это дело – самовоспитание?
8. Разминка
Учитель:
– Ребята, вы провели большую и напряжённую
работу. Предлагаю немного отдохнуть. Я вам не представила ещё одну группу
участников нашего разговора о самовоспитании. Это «Мультгерои». Они включаются
в нашу работу сейчас. Итак, включаем… телевизор.
Ребята смотрят фрагменты мультфильмов с
монологами главных героев:
1)«Малыш и Карлсон» (Карлсон),
2)«Сказка о рыбаке и рыбке» (Старуха),
3)«Приключения Чебурашки и крокодила Гены»
(старуха Шапокляк),
4)«Винни-Пух и все-все-все» (Винни-Пух),
5)«Новые приключения попугая Кеши» (попугай
Кеша).
Этап актуализации опыта (продолжение)
Учитель:
– Итак, вы их узнали? А хорошо ли знали?
– Хорошо! (На доске вывешиваются картинки с
изображением мультгероев).
– Тогда пусть каждая группа выберет себе героя и
сообща решит, какие у него есть достоинства и недостатки, предположит,
насколько этот герой был бы доволен собой.
8. Этап корректировки.
Учитель:
– Сегодня вы, надеюсь, более обдуманно ответили на вопрос: «Какой я
сейчас?»
Домашнее задание:
– Поразмышляйте дома над тем, о чём мы говорили сегодня, и составьте список
качеств, от которых вы считаете необходимым избавиться в первую очередь.
9. Этап рефлексии.
А теперь я вам раздам всем лепестки цветов, а вы напишите там какими вы хотите
стать.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.