Тема: «Психологический практикум для подростков «группы риска» «Как устроиться на работу».
Цель: Обучение подростков социально-психологическим аспектам построения успешной будущей профессиональной карьеры.
Задачи:
- осознание подростками своих профессиональных ожиданий,
- отношения к профессиональной карьере;
- развитие творческих способностей;
- развитие навыков общения;
- укрепление веры подростков в свои силы.
Структура практикума. Практикум состоит из двух этапов (занятий). На первом этапе учащиеся получают необходимые теоретические сведения по теме, подкрепляя их усвоение выполнением практических заданий; на втором – проводится профориентационная ролевая игра «Собеседование при приеме на работу».
Практикум всегда вызывает живой интерес у воспитанников, проходит ярко, эмоционально. Кроме того, профориентационная работа таков форме дает возможность отойти от скучной схемы «профтестирование рассказ о профессиях» и проявить себя творческими воспитанниками и ведущему.
Участники: воспитанники старших классов.
Ход практикума.
1 этап «Как составить резюме»
1. Вступительное слово ведущего.
В наше время профессиональный навык сам по себе не обеспечивает работы и построения карьеры. Для этого необходимо уметь предоставлять к себе людей, создать своей неповторимый имидж. Именно этому посвящен наш предлагаемый психологический практикум.
Мало знать, что делать, важнее знать – как!
2. Резюме: что это такое?
Ведущий. Резюме (самохарактеристика) – одно из самых эффективных средств саморекламы на рынке труда. Цель резюме – привлечь внимание к себе при первом же заочном знакомстве, произвести благоприятное впечатление. Если внимание привлечь не удалось значить резюме не сработало.
Происходит знакомство с универсальной структурой резюме. В качестве практического задания воспитанникам предлагается составить свое резюме.
Ведущий. Представьте, что ваш профессиональный план успешно реализуется, и наступил тот момент, когда вы готовы начать свою трудовую деятельность. Решите сами когда это произойдет: вы уже получили необходимое образование или планируете начать работу, продолжая учиться? На какую должность вы претендуете, сколько вам лет, каково ваше семейное положение – сегодня у вас есть возможность представить свое будущие, так как вы хотите.
Так, вам необходимо прорекламировать свои способности на рынке труда – составить резюме, которое не позволит работодателю пройти мимо вашей кандидатуры.
Воспитанники составляют свое резюме. Перед началом выполнения задания ведущий занятие, напоминает, что основные требования, предъявляемые к стилю написания резюме, - это краткость, конкретность, целенаправленность, честность.
2. Как достичь успеха при помощи имиджа?
В беседе с воспитанниками обсуждаются, что такое имидж, с каких составляющих складывается понятие.
Ведущий. Считается, что люди судят о нас по внешнему впечатлению, которое мы производим впервые минуты знакомства и разговора. Именно такие качества личности, как внешность, голос и умение вести диалог, могут сыграть решающую рол и в вашей карьере, и во всей жизни.
Если ваш внешний вид не внушает доверия и ваша манера держаться оставляет желать лучшего, то окружающие просто отключаются от вас. Чтобы создать свой имидж, не обязательно быть от природы привлекательным человеком, необходим умело использовать то, что у вас есть.
Воспитанники знакомятся с советами психологов относительно таких составляющих имиджа, как одежда и оптимальный выбор ее цвета, тембр голоса и интонация, позы и жесты. Обслуживаются и другие аспекты проблемы создания собственного неповторимого имиджа.
Замечания для ведущего: учитывая специфику группы, следует сделать акцент на недопустимости при устройстве на работу эпатажных причесок, ультрамодных элементов одежды, использования сленга и т.д.
Используя полученные знания, члены группы, создают имидж – картинку – цветной рисунок, коллаж и т.д., отражающий их представление о своем образе, который они считают оптимальным для важной деловой встречи (собеседование при приеме на работу).
2 этап. Ролевая игра «Собеседование при приеме на работе»
1. Работа в малых группах. У каждого участника должно быть
составленное им резюме и «имидж-картинка».
Ведущий. Вы решили принять участие в конкурсе на интересующую вас вакансию. У вас подготовлено резюме, внешний вид соответствует вашим представлениям об идеале (имидж-картинка). Теперь необходимо подтвердить свои профессиональные притязания непосредственно при собеседовании с работодателем.
Перед началом собеседования ведущий обсуждает с участниками игры направление вопросов и критерии отбора, выделяя параметры оценки профессионально важных деловых и личных качеств кандидата.
Каждый участник игры проходит собеседование в своей малой группе, где остальные члены группы выступают в роли работодателей. После обсуждения выдвигается один кандидат от группы, который выглядел наиболее убедительно и полностью подтвердил свои претензии на вакантную должность.
2. Прошедшие отбор в малых группах
продолжают конкурс между
собой. Остальные участники на этом этапе игры представляют
коллектив организации, которая набирает новых сотрудников.
Возможны различные варианты собеседования, например: выбирается «совет директоров», принимающий окончательное решение о приеме на работу. Но в любом случае все «члены коллектива» имеют возможность задавать вопросы кандидатам, и их мнение учитывается при выборе самого достойного из претендентов.
Примечание: участники игры защищают право занимать заявленную ими должность в соответствии со своими профессиональными Предпочтениями. Поэтому в финале вполне могут соревноваться и представители разных профессий, так как оценивается, прежде всего, психологическая подготовка к построению профессиональной карьеры, умение убедительно обосновать свой профессиональный «выбор». В условиях игры отмечается, что «организация, принимающая сотрудников на работу, располагает вакансиями по различным профессиональным направлениям, но число этих вакансий ограничено».
3. После того как собеседования с претендентами закончены, ни должны выйти из класса, чтобы не слышать обсуждения «членами коллектива» их кандидатур.
4. Когда «работодатели» сделали свой выбор, все претенденты приглашаются в класс, и представитель работодателя (ведущий, председатель совета директоров) торжественно объявляет, кто из них принят на работу, поясняя причины этого выбора.
Примечание: обычно обсуждение по выбору самого достойного кандидата проходит довольно бурно, поступают предложения отметить нескольких понравившихся работодателю претендентов. Поэтому целесообразно кроме одного участника, принятого на работу, выбрать еще тех, кто «принят с испытательным сроком», «приглашен на стажировку с перспективой дальнейшего трудоустройства» и т. п.
Обязательное условие: ведущий должен проконтролировать, чтобы при подведении итогов был дан анализ причин выбора, отмечены типичные ошибки и главное - сильные стороны прошедших собеседование претендентов.
5. В заключение участникам предлагается обсудить итоги занятия. Ведущий может стимулировать обсуждение - спрашивать о трудностях, с которыми столкнулись участники, о личном опыте, который они приобрели. Финалисты конкурса рассказывают о своем личном опыте, чувствах и впечатлениях, игравшие роль «представителей работодателя» - о своих.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.