Занятие по теме:
"Развитие памяти и внимания у детей младшего школьного возраста"
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
1. Проверить уровень зрительной и слуховой памяти, уровень внимания.
2. Начать работу по развитию произвольной памяти и внимания у детей младшего
школьного возраста.
3. Показать детям значение хорошей памяти и внимания для человека.
ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки одинаковых размеров (дом, дерево, белка, телевизор, банка, лодка, солнце, яблоко, кукла, ручка), печатные таблицы с цифрами (по количеству детей).
Ход занятия :
Вступительная беседа.
-Послушайте басню Крылова “ Стрекоза и муравей»”.
(Читается учителем по памяти.)
-Вы прослушали басню. Как же я смогла его рассказать?
-Что такое память? Зачем она нужна человеку?
-Да, память очень важна для человека. Если бы ее не было, то
люди не смогли бы передавать все знания и умения будущему поколению. Мы не
умели бы читать, считать, не помнили бы своих родителей и друзей. Очень хорошо
помогает запоминать и развитое внимание. Если ты внимателен, то подмечаешь все
детали, запоминаешь их, а потом легко повторяешь все, что ты видел или слышал.
-Как вы думаете, а у вас хорошая память и внимание? Давайте их проверим.
Диагностика внимания и памяти.
Методика 1.
-Давайте сначала проверим, какие вы внимательные, как умеете быстро и точно работать. Я дам вам карточки, а вы считайте в них количество цифр, которые я назову. Сосчитайте все цифры “5”, “7”, “0”. (слайд № 3)
4 |
3 |
2 |
8 |
2 |
3 |
6 |
5 |
9 |
1 |
7 |
5 |
7 |
6 |
6 |
5 |
9 |
0 |
8 |
5 |
3 |
1 |
0 |
1 |
3 |
4 |
0 |
6 |
5 |
1 |
7 |
2 |
4 |
1 |
0 |
6 |
2 |
3 |
7 |
1 |
6 |
5 |
4 |
4 |
3 |
8 |
8 |
3 |
1 |
3 |
8 |
0 |
0 |
3 |
2 |
1 |
5 |
4 |
9 |
5 |
0 |
7 |
6 |
3 |
2 |
6 |
3 |
8 |
2 |
9 |
6 |
1 |
7 |
6 |
9 |
5 |
8 |
5 |
9 |
0 |
7 |
4 |
1 |
7 |
5 |
3 |
9 |
2 |
3 |
4 |
6 |
3 |
0 |
7 |
6 |
9 |
1 |
0 |
9 |
1 |
-Ну, как, трудно? Как видите, если работать быстро, то можно
сделать много ошибок, а если медленно, то теряешь много времени. А мы попробуем
отработать ваше внимание так , чтобы было правильно и быстро.
-Давайте поиграем в игру на внимание.
Игра “Наоборот”
Я показываю движение, а вы должны сделать его наоборот. Например, я опускаю руки, а вы поднимаете. Будьте внимательны.
(Учитель показывает различные движения, а дети выполняют их наоборот.)
-А сейчас давайте проверим вашу память.
Методика 2. Зрительная память.
-Перед вами 10 слов. Запомните все эти слова. (1 минута),
(сыр, платье, бумага, книга, компот, шарф, варенье, тетрадь, костюм, карандаш).
(слайд №4)
-Кто повторит?
Даю вам не большую подсказку, как легче запомнить. Необходимо по возможности группировать т.е. разделить их по теме: одежда, продукты, вещи.
Память на цифры (слаид №5)
(меньше 5 слов – память нужно развивать;
6,7,8, слов – хорошо;
9,10 слов - отлично
---- упражнение на тренировку глаз
Методика 3. Слуховая память.
-Сейчас я прочитаю вам слова, вам нужно постараться их все запомнить: перо, гора, дерево, замок, палка, картон, чернила, пчела, капуста, стекло.
-Кто повторит то, что запомнил?
(Психолог подводит итог.)
-Как видите, результаты не очень хорошие. А ведь вам
придется читать много текстов, стихов, запоминать их. Если не развивать свою
память и внимание, то придется много времени тратить на подготовку уроков и
повторение.
-Как же лучше запоминать? Научиться быть более внимательными? Надо просто
постоянно работать, тренировать свою память и внимание.
-Сейчас я научу вас быстрее и точнее запоминать то, что видите или слышите. Но сначала еще поиграем в игру на внимание.
Игра “Поиск предмета”.
- Запомните, пожалуйста, все, что видите впереди себя (доска, стол учителя), будьте очень внимательны. А сейчас все отвернитесь.
(Учитель кладет на стол любой предмет.)
Повернитесь. Что-то изменилось?
(Игра проводится несколько раз.)
Упражнения по развитию памяти.
-Чтобы лучше запомнить все картинки и слова, надо составить рассказ с ними. Давайте попробуем.
Пример:
“Жила-была кукла в маленьком домике. Как-то раз кукла смотрела телевизор и увидела там белку, которая сидела на дереве и ела вкусное яблоко. Кукла решила поехать в гости к белке. Она взяла банку с вареньем, ручку в подарок белочке, села в лодку и поехала. Светило яркое солнце, и скоро кукла приехала в гости к белке.
-А сейчас, кто попробует повторить все слова?
-Как видите, составив рассказ, вы смогли запомнить все слова.
-А теперь попробуйте составить рассказ по словам, которые я зачитывала вам на
слух.
(Дети все вместе составляют рассказ.)
-Кто повторит?
-Ну, как, понравилось так запоминать? Именно таким образом можно легко
запоминать различные слова и зрительно, и на слух.
Итог занятия.
Я предлагаю вам заслушать несколько советов по тренировке памяти и внимания
(слайд №10)
-Чему мы сегодня научились? Мы продолжим с вами работу над развитием памяти и внимания на следующих занятиях.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.