Цели:
коррекционно-образовательная:
- обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»;
коррекционно-развивающие:
- развивать умение составлять распространен¬ные предложения;
- активизировать у детей словарь прилагательных;
- обобщать и систематизировать знания детей о зиме.
коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей умение с пользой прово¬дить свободное время.
Оборудование: сюжетная картина «Зимние заба¬вы» (рис. 12).
Предварительная работа: чтение и обсуждение произведений И.С. Никитина «Встреча зимы», Е. Трутневой «Первый снег», Г. Скребицкого «Зима». Игра «Подбери родственные слова» (зима, снег).
Занятие 11.
Составление рассказа «Зимние забавы»
по сюжетной картине
Цели:
коррекционнообразовательная:
обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине «Зимние
забавы»;
коррекционноразвивающие:
развивать умение составлять распространенные предложения;
активизировать у детей словарь прилагательных;
обобщать и систематизировать знания детей о зиме.
коррекционновоспитательная:
воспитывать у детей умение с пользой проводить свободное время.
Оборудование: сюжетная картина «Зимние забавы» (рис. 12).
Предварительная работа: чтение и обсуждение произведений И.С.
Никитина «Встреча зимы», Е. Трутневой «Первый снег», Г. Скребицкого
«Зима». Игра «Подбери родственные слова» (зима, снег).
Ход занятия
1. Организационный момент.
Сядет тот, кто правильно подберет слово по теме «Зима».
Снежный (что?) — ... Морозный (что?) — ...
Снежная (что?) — ... Ледяная (что?) — ...
Трескучий (что?) — ...
Белый (что?) — ...
Холодная (что?) — ... Сильный (что?) — ...
2. Объявление темы.
Сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ по картине о
зимних развлечениях детей. (Выставляется картина.) Но прежде мы сыграем в
игру.3. Игра «Подбери признаки».
Снег (какой?) — белый, холодный, скрипучий.
Ветер зимой (какой?) — колючий, холодный, сильный.
Воздух зимой (какой?) — свежий, морозный, холодный.
Лед (какой?) — блестящий, зеркальный, скользкий.
При затруднениях логопед помогает детям наводящими вопросами.
(Снег под ногами скрипит, значит он какой? — скрипящий. Лед похож на
зеркало. Он какой? — зеркальный и т.д.)
4. Беседа по картине.
Рассмотрите картину и скажите:
Где гуляют дети?
Какой выдался день?
Чем дети заняты в ясный зимний день? (Перечисление игр.)
Какие стоят кусты? А деревья? А дома?
Что можно сказать о настроении детей?
Если подойти поближе к горке, что можно услышать?
Как вы думаете, что происходило до того, как дети вышли на горку?
(Имеются в виду изменения в природе.)
5. Физкультминутка «Снег».
По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собрались мы в кружок,
Завертелись, как снежок. (А. Барто)
6. Составление рассказа.
Логопед говорит, что ему понравилось, как ребята отвечали на вопросы.
Получился целый рассказ.
Примерный рассказ
Белая и холодная пришла на землю зима: с глубокими снегами,трескучими морозами и вьюгами. Долго не удавалось детям порезвиться на
снежной горке. Но вот вьюга утихла. Изза туч выглянуло солнышко.
Ребята с веселым смехом и криками отправились на прогулку. Они
взяли с собой санки, лыжи и коньки. Ведь так приятно мчаться с горки или
нарисовать узор коньками на льду. Снег хорошо лепился, и девочки слепили
из него большого снеговика. А задорные мальчишки стали кидать друг в друга
снежками. Весело и интересно на снежной горке!
7. Рассказы детей.
8. Итог занятия.
О каком времени года говорили?
В какие игры можно играть зимой?
На чем можно кататься зимой?