Занятие 11.
Цели: уметь выделять согласный звук [м] в конце слова; усвоить образование существительных с суффиксами -онок, -енок, -ата, -ята; формировать умение ориентироваться на плоскости листа.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Назови одним словом» (лук, огурец, поми¬дор — ... овощи; яблоко, груша, сливы — ... фрукты; ворона, ласточка, грач — ... птицы).
Занятие 11. Звук [м]
Цели: уметь выделять согласный звук [м] в конце слова; усвоить
образование существительных с суффиксами онок, енок, ата, ята;
формировать умение ориентироваться на плоскости листа.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Назови одним словом» (лук, огурец, помидор — ...
овощи; яблоко, груша, сливы — ... фрукты; ворона, ласточка, грач — ...
птицы).
2. Артикуляционная гимнастика
3. Знакомство со звуком Логопед объясняет:
— Звук [м] (так мычит корова) — согласный звонкий, потому что
работает голосок. Произносится с помощью губ, коротко, его нельзя петь.
• «Слушай внимательно».
Дети показывают синий кружок, если среди согласных звуков услышат
звук [м]: тзмпкмзм...
• « Чистоговорки ». Дети повторяют: омом — вот наш дом омом — в
лесу гном
омом в реке сом омом — на столе альбом
• «Внимание на картинку».
Логопед называет картинки и обращает внимание детей
на то, что в их названии последний звук [м] (дом, сом, гном, альбом,
шлем, дым, изюм...).
• «Звуковая решетка».
Логопед объясняет детям назначение «Звуковой решетки» (где
находится звук в слове: в начале, в середине, в конце) и
спрашивает:
— Где находится звук [м] в слове дом? (В конце слова.) Дети кладут
синий кружок в последнее окошко.Дети повторяют предложение и называют слова, в которых звук [м]
находится в конце: Из трубы идет дым.
4. Физкультминутка
«Котенок»
Жить котенку интересно,
Прыгнул к бабушке на кресло,
Пряжу принялся мотать.
Где котенок? Не видать!
Размотали пряжу
И нашли пропажу!
5. «Домашние животные»
Дети рассматривают игрушки домашних животных и отвечают на
вопросы: Кто это? Где живет? Как кричит? Как зовут детенышей? Какую
пользу эти животные приносят человеку?
• Дидактическая игра «Кто у кого?».
У кошки котенок, у козы — козленок и т.д.
• Дидактическая игра «Кто здесь гуляет?». Корова и телята, лошадь и
жеребята и т.д.
6. Игра «Кто пасется на лугу?»
У каждого ребенка «луг» (зеленый квадрат) и плоскостные контурные
изображения животных. По просьбе логопеда дети раскладывают картинки (в
верхнем правом углу пасется лошадь, в левом нижнем углу пасется корова и
т.д.).