Цели;
коррекционно-образовательные:
— учить детей давать сравнительную характеристику звуков X, Хь;
— формировать навыки словоизменения — закреплять употребление родительного падежа единственного и множественного числа;
коррекционно-развивающие:
— учить детей дифференцировать звуки X, Хь вслогах, словах и предложениях;
— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
— развивать мыслительную деятельность;
— развивать дыхание и голос;
коррекционно-воспитательная:
— познакомить детей с жизнью птиц.
Оборудование: картинки со звуками X, Хь и птицами, наборы для составления схем, разрезные азбуки, счетные палочки, дидактическое пособие к игре «Замок».
Занятие 11. Звуки X, Хь. Буква X
Цели;
коррекционнообразовательные:
— учить детей давать сравнительную характеристику звуков X, Хь;
— формировать навыки словоизменения — закреплять употребление
родительного падежа единственного и множественного числа;
коррекционноразвивающие:
— учить детей дифференцировать звуки X, Хь вслогах, словах и
предложениях;
— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
— развивать мыслительную деятельность;
— развивать дыхание и голос;
коррекционновоспитательная:
— познакомить детей с жизнью птиц.
Оборудование: картинки со звуками X, Хь и птицами, наборы для
составления схем, разрезные азбуки, счетные палочки, дидактическое пособие
к игре «Замок».
Ход занятия
/. Организационный момент.
Как питаются насекомые? Назвать словадействия.
//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по
развитию дыхания и голоса.
1. Общее расслабление. Выполнение движений по тексту.
Гуси серые летели. На лужайке тихо сели.
Походили, поклевали, Потом быстро убежали
Гуси серые летели, На лужайке тихо сели.
Развитие общей моторики. «Кукушка».У леса на опушке,
Высоко на суку,
С утра поет кукушка:
Внизу бежит речонка
— Куку! Куку!
По желтому песку.
Поет кукушка звонко:
Зеленые лягушки
— Куку! Куку!
Попрыгали в реку.
Поет им вслед кукушка:
— Куку! Куку!
3. Развитие мелкой моторики.
Эта птичка — соловей,
Эта птичка — воробей,
Эта птичка совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка — злой орлан.
Эта птичка — свиристель,
Птички, птички, по домам!
(И. Нищева
4.Массаж лица.
Дети стоят на носочках и
тянутся за руками вверх.
Присели. Руками производят
волнообразные движения.
Сидя на корточках,
подрыгивают как лягушки.
Дети загибают по одному
пальчику на обеих руках.
Машут сложенными
накрест ладонями.
Машут обеими руками,
как крыльями.
Продольный, поперечный, точечный, кругообразный.
5.Развитие мимических мышц.
Прилетела птичка ягод поклевать.
Удивление.
Как их много!
Надолго хватит!
Но вдруг прилетела целая стайка
других птичек и склевала все ягоды.
Но ведь это мои друзья!
6.
Радость.
Огорчение.
Улыбка.
Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:
— для челюсти: открывать и закрывать рот под счет до 5; резко опускать
челюсть вниз;
— для губ: «трубочка»; «рупор» (5раз);— для языка: «лопатка»; «иголочка».
7.
Работа по развитию дыхания и голоса;
— вдох носом, выдох носом (5 раз, контроль — зеркало);
— голосовые упражнения — произносить на одном
выдохе звуки ИУ:
///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1.Объявление темы.
Сегодня мы с вами побываем в гостях у перелетных птиц и познакомимся
со звуками X, Хь.
2.Акустикоартикуляционный образ звуков.
Какой звук слышится X или Хь, когда мы смеем ся: Хахаха? (X.) Хихи
хи? (Хь.)
Хоровое и индивидуальное проговаривание звуков. Характеристика звуков.
Звук X — согласный, твердый (обозначаем фишкой синего цвета), глухой,
заднеязычный.
Звук Хь — согласный мягкий (обозначаем фишкой зеленого цвета), глухой,
заднеязычный.
3.Развитие фонематического слуха.Выделение звуков X, Хь в звуковом
ряду. На звукX — хлопаем, на звук Хь — топаем.
4.Связь звуков и букв.
На ходулях скороходСобирается в поход.
Выкладывание буквы X из счетных палочек, отыскивание в разрезной азбуке.
5.Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
— Игра «Скажи наоборот».
Хахаха — хяхяхя Хохохо — хёхёхёХыхыхы — хихихи Хэхэхэ —
хехехе
— Звуковой анализ слогов ХА, ХИ. Составление слогов из букв разрезной
азбуки.— Игра «Посели слово в замок». Выставляются картинки со звуками X,
Хь. Дети определяют, какой именно звук находится в словах и поселяют
картинки в соответствующий замок. (В зеленом зам
ке живут мягкие звуки, в синем — твердые.)
— Звуковой анализ слов: мох, хек. Составление цветной схемы данных
слов.
— Игра «Слово потерялось».
Утром громко поют... (петухи)У лисы пушистый... (хвост)
— Деление предложений из предыдущего упражнения на слова, запись
графической схемы.
— Произнесение чистоговорок.
Хахаха — вкусная уха. Хехехе — птичка на ольхе.
Хихихи — поют петухи. Охохох — в лесу растет мох.
IV. Физкультминитка
Баба сеяла горох,
Исходная позиция: стоя. Руки
Ох! Ох! Ох!
Уродился он неплох,
Ох! Ох! Ох!
Уродился он пустой,
поднимают вверх.
Опускают. Свободные взма
хи руками перед собой.
Руки поднимают вверх.
Опускают. Свободные взма
хи руками перед собой.
По тексту.
Я бегу, а ты постой.
V. Упражнения по развитию лексикограмматической стороны
речи
.
— Выделение четвертого лишнего (со зрительной
опорой и помощью логопеда).
• Воробей, ворона, ласточка, сорока.
• Дятел, журавль, синица, сова.• «Почему эти птицы лишние? Потому, что они на зиму улетают в теплые
края», — говорит логопед. Логопед называет и выставляет остальные
картинки: скворец, соловей, жаворонок,
зяблик— и сообщает детям, что этих птиц называют перелетными.
— Игра «Птицы улетели».
Ласточка — ласточки — нет ласточек.
Журавль — журавли — нет журавлей.
Скворец — скворцы — нет скворцов.
Соловей — соловьи — нет соловьев.
Жаворонок — жаворонки — нет жаворонков.
Зяблик — зяблики — нет зябликов.
VI. Итог занятия и оиенка работы детей.
Логопед просит детей дать характеристику звукам X, Хь. Каких птиц мы
называем перелетными? Назовите перелетных птиц.
VI/. Домашнее задание.
VIII. Материал для закрепления вне занятий
1. Фонетические игры.
— Игра «Чудесный мешочек». Ребенок берет измешочка предметную
картинку, называет ее и определяет местоположение звуков К, X или Хь.
— Звуковой анализ слов с выкладыванием звуковой схемы: мак, хна.
— Игра «Скажи наоборот». Замени X на Хь, а К на X:
хахахаха — какакака хохохохо — кокококо
хыхыхыхы — кыкыкыкы
2. Лексикограмматические игры.
— Игра «Скажи наоборот». Короткий хвост — длинный хвост.
Длинные лапы — ... Тонкая шея — ...
Черный клюв — .. Острый клюв — ...—
Образование сложных прилагательных: корот
кий хвост — короткохвостая утка;
острый клюв — ...
черное крыло — ... красные лапы — ... тонкие
лапы — ... длинные лапы — ....
— Образование приставочных глаголов: Птичка с веточки (что
сделала?) слетела. Птичка к дереву (что сделала?) подлетела.
Птичка с ветки на ветку (что сделала?) перелетела.
(Глаголы: прилетела, улетела, влетела, зале
тела, вылетела, облетела и т.д.)