Цели:
коррекционно-образовательные:
— учить детей давать сравнительную характеристику звуков Н, Нь;
— формировать номинативный словарь;
коррекционно-образовательные:
— расширять и уточнять словарь;
— учить детей дифференцировать звуки Н, Нь в слогах, словах, предложениях и тексте;
— учить детей выполнять расслабляющие упражнения;
— развивать фонематический слух и восприятие;
коррекционно-воспитательная:
— прививать детям чувство любви к животным, желание им помочь.
Оборудование:тетради, карандаши, зеркала, наборы для составления схем, разрезные азбуки, предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки Н, Нь, сюжетные картинки с изображением жилищ животных.
Занятие 16. Звуки Н, Нь. Буква Н
Цели:
коррекционнообразовательные:
— учить детей давать сравнительную характеристику звуков Н, Нь;
— формировать номинативный словарь;
коррекционнообразовательные:
— расширять и уточнять словарь;
— учить детей дифференцировать звуки Н, Нь в слогах, словах,
предложениях и тексте;
— учить детей выполнять расслабляющие упражнения;
— развивать фонематический слух и восприятие;
коррекционновоспитательная:
— прививать детям чувство любви к животным, желание им помочь.
Оборудование:тетради, карандаши, зеркала, наборы для составления схем,
разрезные азбуки, предметные картинки, в названии которых присутствуют
звуки Н, Нь, сюжетные картинки с изображением жилищ животных.
Ход занятия
/. Организационный момент.
Сядет тот, кто назовет детенышей домашних
животных.
//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по
развитию дыхания и голоса.
1.Общее расслабление (см. занятие 15).
2.Развитие общей моторики (см. занятие 15).
3.Развитие мелкой моторики (см. занятие 15).
4.Массаж лица (см. занятие 15).
5.Развитие мимических мышц (см. занятие 15).1.
Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:
— для губ: «улыбочка», «трубочка», «оскал»;
— для языка: «почистим зубы» (рот широко открыт, кончиком языка
облизать верхние и нижние зубы), «чашки» (поднимаем кончик языка на
верхнюю и опускаем на нижнюю губу).
2.
, Работа по развитию дыхания и голоса.
Вдох через нос — выдох через рот (3 раза).
Голосовые упражнения: работа над звонкостью
голоса.
вдох А
НННННН
выдох
///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
Объявление темы. Игра «Чего не стало?» (с девятью картинками).
Не стало: носков, ниток. Выделение начальных звуков в этих словах. С
этими звуками мы сегодня ипознакомимся.
2.Акустикоартикуляционный образ звуков.
Произнесение звуков Н, Нь хором, индивидуально. Характеристика звуков:
звук Н — согласный, твердый, звонкий, носовой;
звук Нь — согласный, мягкий, звонкий, носовой.
3. Развитие фонематического слуха.Различение звуков Н, Нь в звуковом
ряду. На звукН — хлопаем, на звук Нь — топаем.
4.Связь звуков и букв.
Буква Н, сказать всем можно, Очень на кровать похожа.
Отыскивание буквы в разрезных азбуках, печатание в тетрадях.
5. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
— Скажи наоборот.
Нанана — няняня
Нононо — нёнёнёНунуну — нюнюню
Ныныны — нинини
— Составление из букв разрезной азбуки слогов:
НА, НО, НУ, НЫ, НИ. Чтение этих слогов.
— Рассматривание картинок, выставленных на доске. Игра «Посели
слово». Картинки, в названии которых есть звук Н, «поселяются» в синий
замок, а со звуком Нь — в зеленый.
— Звуковой анализ слова Нина. Выкладывание звуковой схемы слова.
Составление слова Нина из ранее составленных слогов. Какие два слога
нужно соединить, чтобы получилось слово Нина?
— Игра «Слово потерялось?»
У Буратино длинный... (нос).
Незнайка побывал на ... (Луне).
— Анализ слов их предыдущего упражнения. Запись графической схемы
этих слов.
— Отгадывание и заучивание загадки: у кого днем один глаз, а ночью
тысячи? (У неба.)
IV. Физкультминутка. Игра «Запретное движение»
V.
Упражнения по развитию лексикограмматической стороны речи.
Игра «Кто где живет?»
Логопед объясняет, что осенью всем домашнимживотным надо
переселяться в жилища, которыезащитят их от холода, и где они будут
зимовать. На доску выставляются картинки, изображающие
животных. Логопед предлагает ответить на вопрос:
«Кто, где живет (или зимует)?»
Корова живет в коровнике.
Лошади живут в конюшне.
Телята живут в телятнике.Свиньи живут в свинарнике.
Кролики живут в крольчатнике и т.д.
VI. Итог занятия и оценка работы детей.
Логопед: «С какими звуками мы сегодня познакомились? Дайте
характеристику этим звукам». Игра
«Угадай, кто это?»
сторожит, грызет, лает? — ...
хрюкает, роет? — ...
ржет, бегает, скачет? — ... и т.д.
VII. Домашнее задание.К занятию 16 (альбом 1, с. 24).
VIII. Материал для закрепления вне занятий(тетрадь 1, с. 18; ноябрь, 2
неделя).
1. Фонетические игры.
— Игра «Разложи в два ряда». Дети делятся на две команды — одна
команда раскладывает картин ки со звуками М, Мь в названии, а вторая —
со звуками Н, Нь.
— Игра «Повтори правильно» (повторение слоговых рядов):
Мимамуме
Нанунины и т.д.
— Игра «Домик». Определить место звуков Н, Нь, М, Мь в названии
картинок: нос, банан, комар; миска и т.д.
— Игра «Дом, замок, избушка». Поделить слова на слоги и «расселить» в
зависимости от количества слогов (слова со звуками Н, Нь, М, Мь).
— Игра «Восстанови слоги». Предлагается дописать недостающие
элементы букв в слогах.
2. Лексикограмматические игры.
— Образование существительных множественного числа именительного и
родительного падежей. Например: корова — коровы — нет корови т.д.— Образование существительных с уменьшительноласкательными
суффиксами: например,овца — овечка и т.д.
— Образование сложных прилагательных. Например: У коровы длинный
хвост. Корова какая? (Длиннохвостая.) У быка острые рога. У
свиньи короткие ноги. У кролика длинные уши. У лошади длинная
грива. У овцы мягкая шерсть.И т.д.
— Образование притяжательных прилагательных. Например: Конура
собаки. Чья конура? (Собачья.) Копыта коровы. Борода козы. Хвост
лошади. Морда кролика. Лапы кошки. И т.д.
— Образование существительных с помощью суффикса ищ. Например:
нос — носище, лапы, хвост, усы и т.д.