Цели: закрепить произношение звука [к] в речи, научить определять позицию звука в слове (начало, середина, конец); научить образовывать существительные с помощью суффиксов -опок-, -ёнок-, -ата-, -ята-
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Кто как голос подает?*.
Логопед бросает мяч и называет животное, ребенок ловит мяч и отвечает на вопрос, как оно подает голос (кошка — мяукает, собака — лает, корова — мычит...).
2. Знакомство со звуком
Логопед объясняет:
— Звук [к] — согласный, глухой. При произношении звука [к] язычок нужно сделать «горкой».
Занятие 17. Звук (к), буква к
Цели: закрепить произношение звука [к] в речи, научить определять
позицию звука в слове (начало, середина, конец); научить образовывать
существительные с помощью суффиксов опок, ёнок, ата, ята
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Кто как голос подает?*.
Логопед бросает мяч и называет животное, ребенок ловит мяч и отвечает
на вопрос, как оно подает голос (кошка — мяукает, собака — лает, корова —
мычит...).
2. Знакомство со звуком
Логопед объясняет:
— Звук [к] — согласный, глухой. При произношении звука [к] язычок
нужно сделать «горкой».
• «Узнай звук».
Дети поднимают вверх синий кружок, услышав среди согласных звуков
звук [к]: мкспкмк...
• «Добавь слог».
Логопед начинает слово, а ребенок заканчивает слогами ка (бел..., кит...,
лис..., кит..., лож...) ко (моло..., колеч..., яич..., доле..., высо...)
• «Назови словечко».
Дети должны назвать слово со звуком [к], относящееся к:
— домашним животным (ком, корова, кот, кролик, конь);
— овощам (картошка, капуста, кабачки);
— одежде (куртка, костюм, кофта, колготки);
— мебели (кровать, кресло, комод).
• «Веселый поезд».
Дети должны определить место звука [к] в словах и расставить
соответственно картинки (кот, мак, лук, булка, карандаш, мышка, жук,
конфета) в вагончики.
• «Слушай внимательно».
Дети хлопают в ладоши, услышав в стихотворении звук [к]:
Два цыпленка, два мышонка
Учат бегать лягушонка.
Расшумелась мелкота —
Видно близко нет кота.
Г.Ладонщиков
3. Физкультминутка
«Котенок» (см. занятие 6).
4. Знакомство с буквой к
Дети рассматривают иллюстрацию с буквой к, учат стихотворение:
Ай да клоун!
Знаешь, кто он?Этот клоун —
Буква К
Е.Тарлапан
Дети обводят трафарет, раскрашивают букву к синим цветом и печатают
строчку буквы к.
Далее дети в кассе составляют слоги ак, ок, ку, ки и записывают их;
выполняют в тетради анализ слогов.
б. Игра «Кто чей?»
Дети рассматривают картинки с изображением домашних животных и их
детенышей, затем называют:
— Кошка с котелком, У кошки котята.
— Корова с теленком. У коровы телята.