Цели:
коррекционно-образовательная:
— формировать и расширять у детей «семантическое поле» слов-глаголов, развивать валентность слов;
коррекционно-развивающие:
— автоматизировать у детей звук С в слогах, словах, предложениях через формирование семантического поля;
— развивать дыхание и голос;
— развивать фонематический слух и восприятие;
— уточнять и расширять словарь через формирование семантического поля слова «снег» и развитие валентностей слов;
— развивать навыки словоизменения;
коррекционно-воспитательная:
— обучать детей правильному поведению на ледяной горке.
Оборудование:таблица акустико-артикуляционного образа звука, цветные фишки, макет березы, предметные картинки, бумажные снежинки.
Занятие 21. Звук и буква С
Цели:
коррекционнообразовательная:
— формировать и расширять у детей «семантическое поле» словглаголов,
развивать валентность слов;
коррекционноразвивающие:
—автоматизировать у детей звук С в слогах, словах, предложениях через
формирование семантического поля;
— развивать дыхание и голос;
— развивать фонематический слух и восприятие;
—уточнять и расширять словарь через формирование семантического
поля слова «снег» и развитие валентностей слов;
— развивать навыки словоизменения;
коррекционновоспитательная:
— обучать детей правильному поведению на ледяной горке.
Оборудование:таблица акустикоартикуляционного образа звука, цветные
фишки, макет березы, предметные картинки, бумажные снежинки.
Ход занятия
/. Организационный момент.
К какому времени года относятся эти слова: снег, санки, снежинки,
снеговик? (Зима.)
//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по
развитию дыхания
и голоса.
1.
Общее расслабление.
Реснички опускаются...
Глазки закрываются...Мы спокойно отдыхаем
Сном волшебным засыпаем...
2.
Развитие общей моторики. Выполнение действийпо тексту.
Рано утром на полянке
Веселятся две снежинки
Левой ножкой: топ, топ!
Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
3/ Развитие мелкой моторики. «Снежок».
Раз, два, три, четыре,
Загибают пальчики, начи
ная с большого.
Лепят, меняя положение
ладоней.
Показывают круг,
сжима
Грозят пальчиком.
ют ладони вместе,
Мы с тобой снежок
слепили.
Круглый, крепкий,
очень гладкий.
И совсемсовсем
не сладкий.
4. Массаж лица.
По общим правилам
5.
Развитие мимических мышц,
Выполнение действий по тексту: «Мы умеем улыбаться Мы умеем
удивляться. Мы умеем сердиться.
Мы умеем огорчаться».
Развитие артикуляционной моторики.
6.
Упражнения:
— для челюсти: улыбнулись;
— для языка: почистили нижние зубки;
— для губ: высунули язык «лопаточкой» и сдули
снежинки со своего стола.7.
Работа по развитию дыхания и голоса.
Если по свежему снегу гулять Нужно воздухом дышать Выдох
пффф > Возврат дыхания >Пффф > Пауза > Возврат дыхания >
Сссс > пауза > возврат дыхания >пффф > Возврат дыхания>
Расслабление мышц брюшного пресса.
///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1.Объявление темы занятия.
Сегодня мы поговорим о снеге, о словахродственниках к слову «снег» и
при этом будем правильно произносить звук С.
2.Акустикоартикуляционный образ звука.
Проверьте, как у вас работают губы и язык:
губы улыбаются;
кончик языка находится за нижними зубами;
боковые края языка плотно прижимаются к
верхним коренным зубам;
— передняя часть спинки языка поднимается к верхним бугорочкам и
образует с ними щель;
— по середине языка идёт сильная, холодная, воздушная струя;
— горлышко молчит. Звук «С» — согласный, твердый, глухой, свистящий.
3.Развитие фонематического слуха.
Перед детьми выставляется изображение березы. Детей просят украсить
березу картинками, в которых встречается звук С.
4.Соотношение звука с буквой.
«С» — как серп рисуем с вами.
«С» — свернулся сом с усами.
На снегу подковы след.
«С» — сверкает силуэт.
5.Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.— Логопед называет первый слог, ребенок второй.
Добавь слог СА: ли... (са);ро... (са); план... (са).
Добавь слог СЫ: о... (сы); ко... (сы); у... (сы);
— Звуковой анализ слогов СА, СЫ. Составление
схем слогов.
— Дети снимают картинки с березы. Четко проговаривают их. Делят на
слоги. Определяют место звука в слове.
— Составление предложений с данными словами. Деление их на слова.
Запись графической схемы составленных предложений.
— IV. Физкультминутка. «Снежинки».
Снежинки пуховые,
Взмахи руками.
Веселые, живые!
Вы кружитесь, мерцаете
В молчании лесном
И землю устилаете
Блестящим серебром.
V.
— Игра: «А что вчера».
Кружиться.
Присесть.
Упражнения по развитию лексикограмматической стороны речи.
Сегодня снег блестит, а вчера...
Сегодня снег падает, а вчера...
Сегодня снег сверкает, а вчера...
Сегодня снег тает, а вчера...
Сегодня снег хрустит, а вчера...
Сегодня снег идёт, а вчера...
— Подбор словродственников к слову «снег» с помощью наводящих
вопросов (снег — снегурочка, снеговик, снежинка, снежный
(ком),снегопад, снегирь).
— Логопед предлагает детям вспомнить действия, которые выполнял снег
в игре: «А что вчера». Дети называют словародственники и слова
действия, украшая березу бумажными снежинками при назывании каждогослова. Логопед говорит,
что под снежинками березе будет тепло зимой.
VI. Итог занятия и оценка деятельности детей.
Какой звук мы научились говорить правильно?
О каком времени года мы сегодня говорили?
Вспомните действия, которые относятся к слову
снег.
VII. Домашнее задание.