Цели:
коррекционно-образовательные:
— дать понятие о механизме образования звука Сь;
— научить детей подбирать существительные к глаголам на заданную тему;
коррекционно-развивающие:
— автоматизировать звук Сь в слогах, словах, предложениях;
— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
— уточнять и расширять словарь;
— развивать фонематический слух и восприятие;
— развивать дыхание и голос;
коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.
Оборудование: предметные картинки со звуком Сь, дидактическое пособие к игре «Телевизор», набор пуговиц для каждого ребенка, картина «Зима», разрезные азбуки, тетради, карандаши.
Занятие 22.Звук Сь. Буква С
Цели:
коррекционнообразовательные:
— дать понятие о механизме образования звука Сь;
— научить детей подбирать существительные к глаголам на заданную
тему;
коррекционноразвивающие:
— автоматизировать звук Сь в слогах, словах, предложениях;
— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
— уточнять и расширять словарь;
— развивать фонематический слух и восприятие;
— развивать дыхание и голос;
коррекционновоспитательная:
— воспитывать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно
вибрационный и акустический контроль.
Оборудование: предметные картинки со звуком Сь, дидактическое пособие к
игре «Телевизор», набор пуговиц для каждого ребенка, картина «Зима»,
разрезные азбуки, тетради, карандаши.
Ход занятия
/. Организационный момент.
Сядет тот, кто вспомнит картинки, в названии
которых есть звук Сь(из предыдущего занятия).
//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по
развитию дыхания и голоса.
1.
2.
3.
4.
Общее расслабление (см. занятие 21).
Развитие общей моторики (см. занятие 21).
Развитие мелкой моторики (см. занятие 21).
Массаж лица (см. занятие 21).5.
Развитие мимических мышц (см. занятие 21).
6. Развитие артикуляционной моторики.
7. Упражнения:
— для челюсти: медленное открывание и закрывание рта, язык у нижних
зубов;
— для губ: «трубочка» — улыбка (5 раз);
— для языка: «почистить» нижние зубки; язык
упирается в нижние зубы; произносить СЬСЬ
СЬ; дуть на слегка высунутый широкий язык
(следить, чтобы язык не был зажат зубами).
8.
Работа по развитию дыхания и голоса.
— «Насос». Исходная позиция: встать прямо, ноги
вместе, руки вдоль туловища. Выполнить вдох
и выдох с одновременным наклоном туловищав сторону и произнесением
звука ссс, руки скользят вдоль туловища (5 раз), голосовые упражнения:
произносить на одном выдохе
вдох |
оуи
оуи
выдох
оуи
///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1.
Объявление темы.
Какой звук общий в словах: селедка, василек, гусь?
(Сь.) С этим звуком мы сегодня и познакомимся.
2.
Акустикоартикуляционный образ звука.
Произнесение звука изолированно, с подключением орального, тактильно
вибрационного и акустического контроля. Характеристика звука Сь.
Звук Сь — согласный, мягкий, глухой, свистящий, обозначается зеленым
цветом.
3.
Развитие фонематического слуха.Выбрать из предложенных картинок только те, в которых заданный звук
находится в начале слова.
4.
Соотношение звука с буквой.
Дети находят букву С в разрезных азбуках. Выкладывают ее из пуговиц.
Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.
5.
— Игра «Угадайка». Угадать, какой слог получится из первых звуков слов
сел, толка: СИ. Звуковой анализ слога.
Игра «Телевизор». На экране телевизора (само
дельного) появляется картинка, в названии
которой есть звук Сь(гуси). Дети называют ее,
составляют звуковую схему заданного слова.
—Составление предложений по образцу. Это
Люсино письмо. Это Васина беседка. Деление
их на слова. Запись графической схемы.
— Звонко, громко повтори!
Тихо, тихо как во сне,
Падает на землю снег.
С неба все скользят пушинки
Серебристые снежинки. (И. Лопухина)
IV. Физкультминутка. «Снег».
Выполнение движений по тексту.
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собрались мы в кружок,
Завертелись, как снежок. (А. Барто)
V.
Упражнения по развитию лексикограмматической стороны речи.
Какое время года изображено на картине?(Зима.) Какие зимние месяцы вы знаете? Назовите
их по порядку. А теперь назовите первый месяц. А
последний? Какой месяц мы не назвали?
Детям необходимо придумать как можно больше
слов, отвечающих на вопрос кто?иличто?'по теме
«Зима».
наступает (что?)
лежит
валит
кружатся
свищет
катаются
бушует
лепят
замерзает
съежились
блестит
VI. Итог занятия и оценка деятельности детей.
С каким звуком мы сегодня познакомились?
Дайте характеристику этого звука.
Назовите зимние месяцы, игры.
VII. Домашнее задание.
К занятию 22 (альбом 2, с. 2).
VIII. Материал по закреплению вне занятий
(тетрадь 2, с. 4; декабрь, 1 неделя)*.
Фонетические игры.
1.
— Подобрать слова, в которых звук 3 находится
в середине слова. Подобрать слова, в которых
звук С находится в конце слова.
— Игра «Хлопай — топай». На слова со звуком С —
хлопаем, со звуком 3 — топаем.
— Звуковой анализ слов сани, зонт с выкладыванием схемы из цветных
фишек.
— Повторение слоговых рядов: сасосусы, зу
зазозы...
2.
Развитие лексико грамматических процессов— Знать название времени года, зимние месяцы,
признаки зимы.
— Вспомнить, в какие игры можно играть на улице зимой.
— Составить краткий рассказ о характерных признаках зимы и зимних
забавах.