Цели:
коррекционно-образовательная:
- учить детей добавлять последующие события, логически завершающие рассказ;
коррекционно-развивающие:
- развивать у детей умение подбирать глаголы, существительные и прилагательные;
- развивать творческое воображение и логичес¬кое мышление;
коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей интерес к происходящим изменениям в природе.
Оборудование: текст рассказа Г.А. Скребицкого «Весна», опорные картинки (подбирает логопед).
Предварительная работа: чтение и обсуждение художественных текстов А.Н. Плещеева «Весна», Е. Серовой «Подснежник», Ф.И. Тютчева «Весен¬ние воды». Игры: «Скажи иначе» (подбор сино¬нимов), «Телефон» (подбор родственных слов к слову вода), «Подбери признаки».
Занятие 24.
Пересказ рассказа Г.А. Скребицкого
«Весна» с добавлением последующих событий
Цели:
коррекционнообразовательная:
учить детей добавлять последующие события, логически завершающие
рассказ;
коррекционноразвивающие:
развивать у детей умение подбирать глаголы, существительные и
прилагательные;
развивать творческое воображение и логическое мышление;
коррекционновоспитательная:
воспитывать у детей интерес к происходящим изменениям в природе.
Оборудование: текст рассказа Г.А. Скребицкого «Весна», опорные
картинки (подбирает логопед).
Предварительная работа: чтение и обсуждение художественных
текстов А.Н. Плещеева «Весна», Е. Серовой «Подснежник», Ф.И. Тютчева
«Весенние воды». Игры: «Скажи иначе» (подбор синонимов), «Телефон»
(подбор родственных слов к слову вода), «Подбери признаки».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Игра «Думай, отвечай»
Ручеек весной (что делает?) — бежит, журчит.
Снег весной (что делает?) — чернеет, тает.
Солнце весной (что делает?) — пригревает, светит.
Просыпаются весной (кто?) — медведи, ежи, насекомые.
Ежик и медведь весной (какие?) — сонные, взъерошенные,
голодные. Набухают на деревьях (что?) — почки.
Распускаются (что?) — цветы.
Появляются на деревьях (что?) — листья.
2. Чтение рассказа Г.В. Скребиикого «Весна».
3. Объяснение значений малознакомых слов.
Пригорок — ...
Ложбинка — ...
Труха — ...
Хворост — ...
4. Вопросы к рассказу.
Какие изменения происходят весной в природе?
Почему «зимние квартиры» весной пустеют?
Опишите путь ручейка.
Как выбирались из зимних квартир в пеньке его жители?
Почему куча хвороста зашевелилась?
Кто появился изпод хвороста?
Что произошло дальше? (Выслушиваются версии детей.)
5. Физкультминутка.
По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.
Что сделать, чтобы вырос
Красивый цветок?
Землю лопатой нужно взрыхлить.
Бережно семечко посадить.
Что семечку нужно, чтоб прорасти?
Дождику нужно почаще идти!
Семечко чистой водички напьется,
Стебель из семечка к солнцу пробьется!
Солнце цветкам помогает расти.
К солнышку тянется стебелек,И за листком вырастает листок.
Вот и прекрасный цветок распустился.
Солнце, и дождик, и руки мои
Вместе цветку подрасти помогли.
(И. Лопухина)
6. Повторное чтение рассказа.
Логопед дает детям установку на то, что детям нужно составить
пересказ рассказа и придумать, чем он закончился.
При возникающих у детей затруднениях при пересказе логопед
предлагает детям составить план рассказа с помощью опорных сигналов
(картинок). Это помогает детям логически составить связный пересказ (так
как рассказ не имеет четкого сюжета).
7. Пересказ рассказа детьми.
Два первых пересказа составляются детьми с использованием символов,
а последующие — без символов.
8. Чтение авторской версии окончания рассказа.
9. Итог занятия.
Кто придумал самое интересное окончание рассказа?