Цели:
коррекционно-образовательная:
— формировать и расширять «семантическое поле» слов-глаголов;
— учить давать характеристику звука 3;
коррекционно-развивающая;
- автоматизировать мук 3 в слогах, словах, предложениях через формирование семантического поля;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- уточнять, расширять словарь через формирование «семантического поля слом «заяц»;
- закреплять умение употреблять имена существительные в различных падежных формах;
коррекционно-воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям.
Оборудование; картина «Заячий праздник под зимней березой» с прорезями, изображения заячьих мордочек, выражающих различные эмоции,фишки, зеркала и карандаши,
Занятие 24. Звук и буква 3
Цели:
коррекционнообразовательная:
— формировать и расширять «семантическое поле» словглаголов;
— учить давать характеристику звука 3;
коррекционноразвивающая;
автоматизировать мук 3 в слогах, словах, предложениях через
формирование семантического поля;
развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
развивать фонематический слух и восприятие;
уточнять, расширять словарь через формирование «семантического
поля слом «заяц»;
закреплять умение употреблять имена существительные в различных
падежных формах;
коррекционновоспитательная:
воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям.
Оборудование; картина «Заячий праздник под зимней березой» с прорезями,
изображения заячьих мордочек, выражающих различные эмоции,фишки,
зеркала и карандаши,
Ход занятия
/. Организационный момент,
Логопед: Ребята, вспомним главное правило.
Все: Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Верно, четко говорим,
Никогда мы не спешим.
//. Развитие обшей, мелкой
и артикуляционной моторики. Работа по
развитию дыхания и голоса.1.Общее расслабление (см. занятие 23).
2.Развитие общей моторики (см. занятие 23).
3.Развитие мелкой моторики (см. занятие 23).
4.Массаж лица.
Лоб — гладим легкими движениями от середины лба к вискам. Глаза
нарисуем очки. Щеки гладим от носа к ушам. Подбородок движения вверх
по щекам к вискам. Шея — «согреем шейку» (поглаживание).
5. Развитие мимических мышц.
У логопеда набор картинок, изображающих заячьи мордочки с различными
выражениями.
Собрался заяц на огород. Оглянулся,
Радость.
нет
Пришел. Видит — а на огороде вся
Удивление.
морковка выкопана.
Только в конце грядки видно
Улыбка.
несколько
Видно, ктото не смог забрать всю
Сердитое
морковку.
Вдруг услышал заяц чейто крик;
испугался
6.Развитие артикуляционной моторики (см. занятие 23).
7.Работа по развитию дыхания и голоса.
выражение.
Испуг.
Контроль за движением брюшной стенки.
Зайцы в магазин ходили,
Шарик там себе купили:
Будут шарик надувать,
Будут шариком играть.
Раздувайся, наш шар,
Раздувайся большой,
Раздувайся такой
И на лопайся!/ / / , Упражненияпо развитию произношения и обучению грамоте
1.Объявление темы.
Сегодня на занятии мы вместе с вами побываем на заячьем празднике под
зимней березой и будем постоянно следить за правильным произношением
звука
Чтение текста. Какой звук чаще встречается?
Задумал заяц познакомить зверей со своей заячьей семьей: зайчихой и
маленькими зайчатами. Забрался зайка на березовый пенек и зовет: «Звери,
звери! Завтра под березой заячий праздник. Узнаете, как живут зайцы зимой,
чем занимаются. Зайчиха загадает вам забавные загадки. Не
забудьте, заходите!»
2.Акустикоартикуляционный образ звука.
— Губы в улыбке, зубы сближены.
— Кончик языка упирается в нижние зубы.
— По середине языка идет сильная, холодная, плавная, воздушная струя.
— Голосовые складки работают.
Звук 3 — согласный, твердый, звонкий.
3.Развитие фонематического слуха.
Логопед: «Зайчики улыбаются, когда слышится звук 3». (На звук «3» дети
поднимают картинки с улыбающейся заячьей мордочкой).
4.
Соотношение звука с буквой.
«3» — завиток ~ на завиток
«3» — закрывается замок.
Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.
5.
— Произнесение слогов типа A3, ЗА. Звуковой анализ и синтез слогов,
графическая запись.
— Составление слов с данными слогами. Деление их на слоги.— Игра «Слоговой магазин». На картон наклеены кружки и, в зависимости
от их количества, ребенок может «купить» то слово, в котором
количество слогов совпадает с количеством кружков на картоне.
— Определение количества звуков в словах. Составление звуковых схем
слов.
— Составление предложений со словом заяц.Распространение их
определениями. Запись графической схемы.
А теперь мы отдохнем:
Встанем, спляшем и споем:
Заинька, попляши,
Серенький, попляши,
Вот так, вот так попляши (2раза).
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой.
Вот так, вот так топни ножкой (2раза).
Повторное чтение текста* (с. 20).
Выделение родственных слов. Логопед: «У зайчихи все зайчата
разбежались и смогут вернуться к ней только тогда, когда вы вспомните
все словародственники к слову «заяц». По мере называния родственных
слов в прорези вставляются «зайчата».
Игра: «Закончи строчки» (опора – предметная картинка «заяц»).
Под березой задремал...
Нет забот у...
Загляните под березу к ...
Вы заметите у березы ...
Познакомьтесь с...
Позаботьтесь о....VI. Итог занятияи оценка деятельности детей.
Над правильным произношением какого звукамы сегодня работали?
Назовите словародственники к слову «заяц».
VII. Домашнее задание.
К занятию 24 (альбом 2, с. 4).
VIII. Материал по закреплению вне занятий
(тетрадь 2, с. 6; декабрь, 2 неделя).
1. Фонетические игры.
Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках, разделить словаотгадки
на слоги, составить с каждым словом предложение (с графической
схемой), разделить слова предложений на слоги (с графической схемой).
По полю скачет,
Ушки прячет.
Встанет столбом —
Ушки торчком. (Зайка)
Свернешь клин,
Развернешь — блин. (Зонт)
Что видно только ночью? (Звезды)
По земле ползет,
А к себе не подпускает. (Змея)
То же со словами: сирень, самокат.
2. Лексикограмматические игры.
— Игра «Четвертый лишний».
Коньки, скакалка, лыжи, санки Ворона, голубь, воробей, ласточка.
Лиса, волк, медведь, жираф. Шуба, шапка, купальник, шарф.
— Образование сложных прилагательных: У лисы длинный хвост. Какая
лиса? — длиннохвостая.У зайца короткий хвост — .. Тонкие лапы — ...
Короткие лапы — ... Длинные уши — ...
Острые уши — ... Короткие усы — ....