Цели:
коррекционно-образовательные:
— учить давать характеристику звуков Сь, Зь в сравнительном плане;
— формировать навыки словообразования;
коррекционно-развивающие:
— учить детей дифференцировать звуки Сь — Зь в слогах, словах, предложениях;
— учить дифференцировать ротовой и носовой выдох;
— развивать внимание и память;
— развивать фонематический слух и восприятие;
коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Оборудование: картинки, в названии которых присутствуют звуки Сь, Зь, предметные картинки сизображением посуды, графическиесхемы слов,
«части» чайника, тетради, карандаши,зеркала, разрезные азбуки.
Занятие 27. Звуки Сь — Зь
Цели:
коррекционнообразовательные:
— учить давать характеристику звуков Сь, Зь в сравнительном плане;
— формировать навыки словообразования;
коррекционноразвивающие:
— учить детей дифференцировать звуки Сь — Зь в слогах, словах,
предложениях;
— учить дифференцировать ротовой и носовой выдох;
— развивать внимание и память;
— развивать фонематический слух и восприятие;
коррекционновоспитательная:
— воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Оборудование: картинки, в названии которых присутствуют звуки Сь, Зь,
предметные картинки сизображением посуды, графическиесхемы слов,
«части» чайника, тетради, карандаши,зеркала, разрезные азбуки.
Ход занятия
/. Организационный момент,.
Сядет тот, кто назовет предметымебели.
//, Развитие обшей, метой и артикуляционной
моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
1. Общее расслабление.
Тише, тише, Зоя спит.
Дети сидят и изображают
А вот злой комар летит.
Зою будет он кусать,
спящею ребенка.
Произносят: зь, зь, зь.
И не даст он Зое спать.
Мы прогоним комара,
Потому что спать пора.
2. Развитие общеймоторики. «Чайник».
Энергично машут руками.
Снова «засыпают».Я — чайник, ворчун,
Дети стоят, изогнув одну
хлопотун, сумасброд,
Я вам напоказ
Я чай кипячу,
клокочу и кричу:
— Эй люди, я с вами
руки, как носик чайника,
другую держат на поясе;
Топают.
животик надут.
Призывные движения пра
почайпить хочу!
3. Развитие мелкой моторики. «Машина каша».
(Американская песенка)
вой рукой.
Маша каши наварила,
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу
Кошке — в чашку,
Жучке — в плошку,
А коту в большую ложку.
Всю посуду заняла,
В миску — курицам,
Все до крошки раздала.
(Н. Нищева)
4. Массаж лица.
Указательным пальцем
правой руки дети мешают
в левой ладошке.
Загибают по одному паль
чику на левой руке.
Разжимают кулачок.
Сдувают «крошки» с
ладошки.
Все движения выполняются по массажным линиям
Поглаживающие движения.
Растирающие движения.
Поглаживающие движения.
Перед тем как поесть
кашу из большой миски,
надо умываться. Умыва
намыливаем лицо,
емся водичкой:
смываем водичкой.
5.Развитие мимических мышц.
— легко сомкнуть веки;
— плотно сомкнуть веки;
— закрыть правый глаз, затем левый;
— подмигнуть.
6.Развитие артикуляционной моторики.
Упражнения:— для челюсти: вы выдвинуть нижнюю челюсть вперед, удержать под счет;
для губ: поднять верхнюю губу вверх – видны верхние зубы (удержать под
счет); опустить нижнюю губу видны нижние зубы (удержать под счет);
для языка: «лопаточка» «иголочка»; упереть кончик языка в правую, а
затем в левую щеку.
7. Работа по развитиюдыхания и голоса.
Вдох через рот, выдох через нос (5 раз).
Голосовые упражнения: произносить на одном
выдохе.
вдох |
ауио___
ауио______
выдох
ауио_________
///. Упражнения по развитию произношенияи обучению грамоте,
1.Объявление темы. Игра «Что прибавилось?»
Прибавились: серп, зебра. Выделение начальных звуков. Эти звуки мы и
будем сегодня учиться различать.
2.Акустикоартикуляционный образ звуков.
Проговаривание звуков Сь, Зьхором, индивидуально, с подключением
различных видов контроля.
Характеристика звуков.
Звук Сь согласный, мягкий, глухой, свистящий.
Звук Зь согласный, мягкий, звонкий, свистящий.
1.Развитие фонематического слуха.
Подобрать слова, в которых звуки Сь, Зь находятся в начале слова.
4.Связь звуков и букв.
Демонстрация букв 3, С. Дети указывают, в
каком домике живет звук Сь, а в каком звук Зь.
5. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.— Игра «Скажи наоборот».
Зь — сьзь — сьзя — сяся — зя
Зи — си си — зизе — се се — зеи т. д.
— Подбор слова к схеме:
3 к с к
Зима
Логопед просит выложить это слово из букв разрезной азбуки, а затем
заменить первый звук слова зима на звук Сь. Какое слово получилось?
(Сима.) Что нужно сделать, чтобы получилось слово Сима! (Заменить букву
3 на букву С.) Дети выкладывают звуковую схему слова Сима.
— Логопед читает предложения.
Сима сидит на сене.
Зимой Зина кормит зимующих птиц.
Какой звук чаще всего слышится в первом предложении? (Сь.) А во втором?
(Зь.)
— Анализ предложений. Составление графических схем.
— Скажи звонко!
Змея змеилась,Змея смеялась,
Смеясь, змеилась,Змеясь, смеялась. (И. Лопухина)
IV. Физкультминутка«Суп».
Выполнение движений по тексту.
Правой рукою чищу картошку.
Мелко нарежу лук и морковку.
В горсть соберу, накрошу очень ловко.
Теплой водой горстку риса помою.
Сыплю в кастрюлю рис левой рукою.
Правой рукой возьму поварешку.
Перемешаю крупу и картошку.
Крышку возьму я левой рукою.Плотно кастрюлю я крышкой закрою.
Варится супчик, бурлит и кипит.
Пахнет так вкусно! Кастрюлька пыхтит. (И. Лопухина)
Упражнения по развитию лексикограмматической стороны речи.
V.
— Составление разрезной картинки «чайник» и
называние его частей.
Игра «Что из чего сделано?»
Горшочек из глины — глиняный горшочек. Ваза из керамики —
керамическая.
Вилка из металла — металлическая. Стакан из стекла — стеклянный.
Бокал из хрусталя — хрустальный. Ложка из дерева — деревянная.
Тарелка из пластмассы — пластмассовая.Чашка из фарфора —
фарфоровая.
VI. Итог занятия и оиенка деятельности детей.
Какие звуки мы сегодня научились различать? Чем
они отличаются друг от друга? Как назвать одним
словом: чайник, тарелка, кружка, кастрюля и т.д.
VII. Домашнее задание.