Занятие 2. Звук и буква А (подготовительная группа)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 05.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: коррекционно-образовательные: — познакомить детей с механизмом образования звука А; — формировать и расширять у детей словарь по теме «Осень»; учить различать периоды осени; коррекционно-развивающие: — учить детей выделять звук А из состава слогов, слов и предложений; — развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику; — учить детей диафрагмальному дыханию, изменению силы и высоты голоса; — развивать фонематический слух и восприятие; — формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль;
Иконка файла материала Занятие 2.doc
Занятие 2. Звук и буква А Цели: коррекционно­образовательные: — познакомить детей с механизмом образования звука А; — формировать и расширять у детей словарь по теме «Осень»; учить  различать периоды осени; коррекционно­развивающие: — учить детей выделять звук А из состава слогов, слов и предложений; — развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику; — учить детей диафрагмальному дыханию, изменению силы и высоты  голоса; — развивать фонематический слух и восприятие; — формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно­ вибрационный и акустический контроль; воспитывать у детей бережно* отношение к корреционно­воспитательная ­ окружающей среде. Оборудование; зеркала, Наборы цветных фишек для составления звуковых  схем, предметные картинки со звуком А в начале, середине и конце слова; сюжетные картины: ранняяи поздняя осень, разрезные азбуки, счетные  палочки, карандаши, тетради. ХОД ЗАНЯТИЯ /. Организационный момент Логопед предлагает датам выделить начальный звук в словах; утка, УДОЧКа, УТЮГ И Т.Д. Вспомнить, какие звуки называют гласными, а какие согласными. //. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания 1. Общее расслабления (см. занятие № 1). 2. Развитие общей моторики (см. занятие № 1).3. Развитие мелкой моторики (см. занятие № 1). 4. Массаж лица (см. занятие № 1). 5. Развитие мимических мышц (см. занятие № 1). 6. Развитие артикуляционной моторики.  Упражнения: для челюсти: открыть широко рот, затем закрыть(под счет от 1 до 5); для губ: «замочек» (зубы сомкнуты, губы раскрыты), улыбка ­ «трубочка»; для языка: «вкусное варенье» ­ облизать губы языком по часовой стрелке  (круговые движения); «часики» — движения языка вправо—влево. 7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса. — Развитие диафрагмального дыхания. Вот мы шарик надуваем, А рукою проверяем (надуваем живот). Шарик лопнул — выдыхаем, Наши мышцы расслабляем. — Голосовые упражнения: усиление голоса: беззвучная артикуляция звука — произнесение шепотом —  тихо — громко: А­А­А; Объявление темы. ослабление голоса: громко — тихо — произнесение шепотом — беззвучная  артикуляция: А­А­А. Ш. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте. 1. Логопед: «Сегодня мы с вами узнаем, какая бывает осень и познакомимся со  звуком А». 2. Изолированное произношение звука А с подключением артикуляционного,  тактильно­вибрационного и акустического контроля. Рот широко Акустико­артикуляционный образ звука. открыт. Язык спокойно лежит внизу. Кончик языка за нижними зубами.Характеристика звука А. Звук А — гласный, воздух выходит свободно, через  рот, не встречая преграды, обозначается фишкой красного цвета. 3. На доске выставлены картинки: дуб, клен, береза, осина, сосна, каштан.  Нужно отобрать те, в которых есть звук А. Звук А в словах произносится Развитие фонематического слуха. логопедом утрированно. 4. Буква А, буква А — Соотношение звука с буквой. Алфавиту голова Знает Вова, Знает Света, А похожа на ракету. (В. Степанов) Логопед предлагает детям найти букву А в разрезной азбуке среди других  букв и выложить ее из счетных палочек. 5. Автоматизация звука в слогах, словах и предложениях. — Звуковой анализ и синтез слогов типа: АП, АС, СА, ПА. — Выкладывание схемы  слогов из  цветных фишек. — Звуковой анализ слов типа МАК. — Выкладывание звуковой схемы слова цветными фишками. — Определение места звука в слове. — Составление предложений, деление на слова, запись графической  схемы. IV. Физкультминутка. «Осенние листья» Раз, два, три, четыре, пять ■удем листья собирать Листья березы Листья рябины, Листики тополя, Листики дуба мы соберем, Листья осины, Стоят на месте Приседать. Руки перед собой. Изобра­ жать руками ступеньки: поочередно укладывать Встать. Руки сжать в ладошки друг на друга. замок.Маме осенний букет отне­ Шагать на месте. сем. V. Упражнения по развитию лексико­грамматической стороны речи. На доске выставляются две картинки: «ранняя осень» и «поздняя осень». Дети вспоминают, с какого месяца осень начинается, а каким заканчивается.  Логопед читает стихотворения Е. Трутневой. Стало вдруг светлее вдвое, Двор как в солнечных лучах — Это платье золотоеУ березы на плечах. У калины и рябиныВьются стаями дрозды... Под окошком георгины Красотой своей горды. Все деревья облетелиЗеленеют только ели Днем и ночью дождик льет, Грязь и лужи у ворот. Логопед просит соотнести стихотворения и картинки: какое стихотворение, к  какому периоду осе­ни относится и почему? VI. Итог занятия и оценка деятельности детей С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой это звук? (Обозначается  красным цветом.) Какие осенние месяцы вы знаете? VII. Домашнее задание К 11НЯТИЮ 2 (альбом 1, с. 2). 1. Звуковой анализ слое суп, сад с выкладыванием графической схемы. Фонетические игры. Игра «Хлопай, не зевай» ­ хлопать на слово, в котором присутствует мук У,  звук А. Поделить на слоги слова: утка, утю*, кубик, труба, дача, ipyuia, Определить  ударный слог, а затем определить место звуков У и А в этих словах. 2. ­ отвечающие на вопрос: «Что делает?»: осень (что делает?) ­ ... Лексико­грамматические игры. Игра «Подбери действие». Подобрать по теме «Осень» слова,  птицы ветер дождь тучи животные травадеревья       листья — Игра «Подбери признак» по теме «Осень». Солнце (какое?) — ... листья облака небо земля трава дождь день ветер — Составить описательный рассказ об осени, с использованием схемы  описания.

Посмотрите также