Цели:
коррекционно-образовательные:
- обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин с добавлением последующих событий (на закрытом фрагменте);
- обучать составлению плана;
коррекционно-развивающие:
- развивать у детей умение рассказывать по плану;
- развивать воображение и творческие способ¬ности детей;
коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей аккуратность и чувство ответственности за свои поступки.
Оборудование: серия сюжетных картинок (рис. 28— 30), два портфеля, школьные принадлежности и игрушки.
Предварительная работа: чтение и обсуждение художественных текстов Л.Н. Толстого «Филипок», А.Л. Барто «Первый урок», З.Н. Александровой «В школу», объяснение значений пословиц: «Ученье — путь к уменью», «Ученье — свет, неученье — тьма». Игра «Четвертый лишний» (ручка, резинка, мяч, пенал; портфель, тетрадь, учебник, яблоко).
Занятие 31.
Составление рассказа по серии сюжетных картин
(с одним закрытым фрагментом)
Цели:
коррекционнообразовательные:
обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин с
добавлением последующих событий (на закрытом фрагменте);
обучать составлению плана;
коррекционноразвивающие:
развивать у детей умение рассказывать по плану;
развивать воображение и творческие способности детей;
коррекционновоспитательная:
воспитывать у детей аккуратность и чувство ответственности за свои
поступки.
Оборудование: серия сюжетных картинок (рис. 28— 30), два портфеля,
школьные принадлежности и игрушки.
Предварительная работа: чтение и обсуждение художественных
текстов Л.Н. Толстого «Филипок», А.Л. Барто «Первый урок», З.Н.
Александровой «В школу», объяснение значений пословиц: «Ученье — путь к
уменью», «Ученье — свет, неученье — тьма». Игра «Четвертый лишний»
(ручка, резинка, мяч, пенал; портфель, тетрадь, учебник, яблоко).
1. Организационный момент.
Ход занятия
Игра «Собери портфель».
Дети делятся на две команды и соревнуются в сборе портфеля в школу.
Среди школьных принадлежностей находятся предметы, которые нельзя
укладывать в портфель игрушки и т.д.
2. Объявление темы.Логопед выставляет картинки и при этом говорит, что сегодня дети
будут составлять рассказ по серии картинок, но третья картинка закрыта, и
им придется сочинить окончание рассказа.
3. Беседа по картинкам.
Какое время суток на первой картинке?
Куда ходит мальчик: в школу или детский сад?
Чем вы можете это доказать?
Назовите мальчика по имени.
Что собирается делать Миша?
Какая обстановка у него в комнате?
Как вы думаете: готов Миша идти в школу?
Чем отличается первая картинка от третьей? (Временем суток.)
Что вы можете сказать о настроении мальчика на третьей картинке?
Какой он? (Грустный, озабоченный, печальный, сердитый, потерянный.)
Чем он озабочен?
Правильно ли мальчик готовился к школе?
Что произошло дальше?
4. Физкультминутка.
Каждым утром перед школой
Делаем зарядку.
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать, весело шагать,
Руки поднимать, руки опускать,
Приседать и вставать, приседать и вставать.
Прыгать и скакать, прыгать и скакать.
5. Составление плана рассказа.
Предложить детям короткими предложениями, выражающими их
главную мысль, озаглавить каждую картинку. Третий пункт плана называетлогопед.
Примерный план
1. Перед сном.
2. Утром.
3. Что случилось дальше?
После составления плана дети придумывают название для будущего
рассказа.
6. Рассказы детей.
Нужно напомнить детям о том, что рассказ нужно начинать составлять с
названия, а дальше — по плану. На усмотрение педагога можно дать начало
рассказа. Это зависит от контингента детей.
Пример рассказа, составленного ребенком
Вася пришел из школы и сел за компьютер играть в игры. Когда
стемнело, он вспомнил, что не сделал уроки. Вася разложил книги, тетради и
стал выполнять домашнее задание. Он очень устал, и у него не осталось сил
сложить все вещи в портфель. Утром Вася долго искал нужные вещи. Когда
он пришел в школу, дети сидели за партами. Шел урок. Васе стало очень
стыдно, что он опоздал. Он дал себе слово, что больше так поступать не
будет.
7. Рассматривание недостающего фрагмента.
Логопед открывает третью картинку, и дети сравнивают окончание
своих рассказов с изображенным на картинке.
8. Итог занятия.
Чье окончание рассказа вам понравилось больше всего?
Как можно назвать мальчика Васю?
Что нельзя делать, как Вася?