Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализа¬ция словаря по теме «Комнатные растения». Формирование це¬лостного впечатления об изображенном на серии картинок. Совер¬шенствование навыка составления рассказа по серии картинок. Совершенствование навыка слогового анализа. Профилактика на¬рушений письменной речи.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зри¬тельного внимания и восприятия, тонкой моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопо¬нимания, доброжелательности, самостоятельности, инициатив¬ности, ответственности, навыков сотрудничества.
Занятие 3 Комнатные растения (март 2 неделя)
Коррекционнообразовательные цели.
Активизация и актуализация
словаря по теме «Комнатные растения». Формирование целостного
впечатления об изображенном на серии картинок. Совершенствование навыка
составления рассказа по серии картинок. Совершенствование навыка
слогового анализа. Профилактика нарушений письменной речи.
Коррекционноразвивающие цели. Развитие связной речи, зрительного
внимания и восприятия, тонкой моторики.
Коррекционновоспитательные цели. Формирование взаимопонимания,
доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности,
навыков сотрудничества.
Оборудование. Магнитная доска, пальчиковый бассейн с чечевицей,
листья комнатных растений, серия картинок «Аленький цветочек» (Учимся
рассказывать. Серии картинок и конспекты занятий к ним, предметные
картинки с изображениями комнатных растений, контейнер с карандашами,
слоговые схемы, карточки с недорисованными растениями,
Предварительная работа.
Рассматривание и сравнение листьев
комнатных растений, обогащение словаря прилагательными опушенный,
мясистый, сочный, глянцевый, гладкий, блестящий.
Ход занятия
1. Организационный момент. Упражнение «Подбери листок».
[Развитие зрительного внимания и восприятия. Объявление темы
занятия.]
Логопед встречает детей, организует приветствие, приглашает их
к столу, на котором стоит пальчиковый бассейн. В бассейне среди
чечевицы спрятаны листья комнатных растений.
Логопед. Опустите руки в бассейн и найдите каждый по одному
листочку.Дети выполняют задание.
Логопед. Вы узнали, с каких листьев эти растения? Скажите, с какого
растения ваш листок, какой он по цвету, по форме, на ощупь?
1й ре бен ок. Это лист герани. Он круглый, волнистый, мягкий,
зеленый.
2й ребенок. Ау меня лист фиалки. Он круглый, мясистый, опушенный,
зеленый.
3й ребенок. Я нашел лист фикуса. Он овальный, заостренный, гладкий,
блестящий.
4й ребенок. А я нашла лист бегонии. Он заостренный, серебристый,
пятнистый, сочный.
Логопед. Правильно. Вы узнали листья комнатных растений. Сегодня
мы продолжим разговор о них.
2. Упражнение «Составь и прочитай». [Совершенствование навыка чтения
предложений.]
Логопед убирает пальчиковый бассейн со стола.
Логопед. Переверните листья и прочитайте слова, написанные на них.
Дети переворачивают листья и читают наклеенные на них слова.
1й ребенок. Шапка
2й ребенок. У Маши
3й ребенок. Шубка
4й ребенок. У Даши
Логопед. Разбейтесь на пары так, чтобы у вас получилось два
предложения.
Дети выкладывают на столе и читают два предложения.
Д е т и. У Маши шапка. У Даши шубка.
Логопед. Молодцы. Очень хорошо. Логопед убирает листья со
стола.3. Упражнение «Дорисуй картинку». [Развитие зрительного внимания,
восприятия, тонкой моторики. Профилактика нарушений письменной речи.]
Логопед раздает детям картинки и ставит на стол контейнер с
карандашами.
Логопед. Художник начал рисовать комнатные растения, но не
закончил работу. Он нарисовал ровно половину картинок. Дорисуйте их и
раскрасьте. Вы должны нарисовать точно такие же половинки, как те, что мы
видим у художника.
Дети выполняют работу, логопед оценивает ее, а потом убирает
рисунки и контейнер с карандашами.
Рис. 50
4. Играсоревнование «Подбери картинки к схемам». [Совершенствование
навыка слогового анализа слов.]
Логопед помещает на магнитную доску несколько картинок с
изображениями комнатных растений {герань, кактус, фикус, пальма,
фиалка, кливия, бальзамин, колеус) и две слоговых схемы.
Рис. 51Л о г о п е д . Я предлагаю вам провести соревнование. Я разобью вас на
две команды. Одна выберет растения, названия которых делятся на два слога,
и поместит их изображения под первую схему, а вторая выберет растения,
названия которых делятся на три слога, и поместит их под вторую схему.
Победит та команда, которая быстрее и правильнее справится с работой.
Логопед разбивает детей на команды. Дети выполняют задание.
Все вместе они определяют победителя.
5. Рассматривание серии картинок «Аленький цветочек» и беседа о ней.
[Развитие диалогической речи.]
Логопед помещает на магнитную доску серию из четырех кар
тинок.
Л о г о п е д . Рассмотрите картинки и постарайтесь расставить их по
порядку.
Логопед предлагает всем выйти к доске и вместе выполнить эту
работу.
Л о г о п е д . Молодцы. Вы правильно расставили картинки. Сегодня по
этим картинкам мы будем составлять рассказ «Аленький цветочек», но
сначала давайте побеседуем. Послушайте начало рассказа, а потом ответьте
на мои вопросы.
Оля и Юля — близнецы. Они родились в один день. Наконец им
исполнилось шесть лет. Они получили много подарков. Мама подарила им
куклу Барби. Папа — дом для нее. Дядя мяч. Дедушка — «Волшебные
сказки». А что принесла им бабушка?
1й ребенок. Бабушка принесла им по маленькому горшочку с землей.
Логопед. Как вы думаете, что она сказала девочкам?
2й ребенок. Бабушка сказала: «Поставьте горшочки на окно,
поливайте через день, и произойдет чудо».
Логопед. Что сделали девочки?3й ребенок. Оля сделала все так, как сказала бабушка. А Юля про
свой горшочек забыла.
Логопед. Что произошло через неделю?
4й ребенок. Через неделю в Олином горшочке появился зеленый
росток, а скоро на высоком стебле распустился прекрасный цветок.
Логопед. Что закричала Оля, увидев цветок? Вспомните название
рассказа.
1й ребенок. «Аленький цветочек!» — закричала Оля.
Логопед. Что сказала ей бабушка? Она же видела, как Оля заботилась
о цветке.
2й ребенок. «Это амариллис. Он отблагодарил тебя за заботу».
Логопед. А что сказала Юля, увидев, какой цветок вырастила ее
сестра?
3й ребенок. Юля взяла свой горшочек с землей и удивилась: «А где же
мой цветочек?»
Логопед. Что ответила ей бабушка?
4й ребенок. «А твой цветочек погиб, потому что ты не ухаживала за
ним», — вздохнула бабушка.
Логопед. Выто хорошо знаете, как надо ухаживать за комнатными
растениями. Не зря у нас в группе такие красивые цветы.
6. Гимнастика «На окне в горшочках». [Развитие общей моторики.]
Педагог приглашает детей на ковер и предлагает им сделать
упражнение.
На окне в горшочках
Поднялись цветочки.
К солнцу потянулись,
Солнцу улыбнулись.
К солнышку листочки
Повернут цветочки.
Повернут бутоны.
Дети сидят на корточках лицом в
круг, медленно встают.
Тянутся на носочках, руки вверх, ши
роко в стороны.
Ладони повернуть вверх.
Руки соединить над головой, медленноВ солнышке утонут.
И. Нищева
7. Подготовка к рассказу по серии картинок.
Логопед приглашает детей за стол, предлагает подумать и под
развести в стороны.
готовиться к рассказу по серии картинок.
8. Рассказ по серии картинок по частям. [Развитие связной речи.]
Логопед предлагает троим детям составить рассказ по частям.
При необходимости он напоминает каждому ребенку, о чем тот
будет говорить. Затем дети составляют рассказ.
1 й р е б е н о к. Оля и Юля — близнецы. Они родились в один день.
Наконец им исполнилось шесть лет. Они получили много подарков. Мама
подарила им куклу Барби. Папа — дом для нее. Дядя — мяч. Дедушка —
«Волшебные сказки». А бабушка принесла по маленькому горшочку с землей
и сказала:
— Поставьте горшочки на окно, поливайте через день, и произойдет
чудо.
2й ребенок. Оля сделала все так, как сказала бабушка. А Юля про
свой горшочек забыла. Через неделю в Олином горшочке появился зеленый
росток, а через две недели на высоком стебле распустился прекрасный цветок.
— Аленький цветочек! — закричала Оля.
3й ребенок. Бабушка улыбнулась и сказала:
— Это амариллис. Он отблагодарил тебя за заботу.
— А где же мой цветочек? — спросила Юля.
— А твой цветочек погиб, потому что ты не ухаживала за ним, —
вздохнула бабушка.
9. Обобщающий рассказ по серии картинок. [Развитие связной речи.]
Логопед предлагает четвертому ребенку повторить рассказ це
ликом.4й ребенок. Оля и Юля — близнецы. Они родились в один день.
Наконец им исполнилось шесть лет. Они получили много подарков. Мама
подарила им куклу Барби. Папа — дом для нее. Дядя — мяч. Дедушка —
«Волшебные сказки*. А бабушка принесла по маленькому горшочку с землей
и сказала:
— Поставьте горшочки на окно, поливайте через день, и произойдет
чудо.
Оля сделала все так, как сказала бабушка. А Юля про свой горшочек
забыла. Через неделю в Олином горшочке появился зеленый росток, а через
две недели на высоком стебле распустился прекрасный цветок.
— Аленький цветочек! — закричала Оля. Бабушка улыбнулась и сказала:
— Это амариллис. Он отблагодарил тебя за заботу.
— А где же мой цветочек? — спросила Юля.
— А твой цветочек погиб, потому что ты не ухаживала за ним,—
вздохнула бабушка.
10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед подводит итог
занятия и предлагает детям выбрать лучшего рассказчика. Этот
ребенок получает приз.