Цели:
коррекционно-образовательные:
— учить детей различать звуки У — А с опорой на различные виды контроля;,
— формировать навыки словоизменения;
коррекционно-развивающие:
— учить дифференциации звуков У — А в слогах, словах и предложениях;
— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; нижнедиафрагмальное дыхание и звонкость голоса; фонематический слух и восприятие;
— воспитывать самоконтроль детей за речью;
коррекционно-воспитательные:
— воспитывать чувство любви к природе;
развивать наблюдательность.
Занятие 3. Звуки У — А
Цели:
коррекционнообразовательные:
— учить детей различать звуки У — А с опорой на различные виды
контроля;,
— формировать навыки словоизменения;
коррекционноразвивающие:
— учить дифференциации звуков У — А в слогах, словах и предложениях;
— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
нижнедиафрагмальное дыхание и звонкость голоса; фонематический
слух и восприятие;
— воспитывать самоконтроль детей за речью;
коррекционновоспитательные:
— воспитывать чувство любви к природе;
— развивать наблюдательность.
Оборудование: предметные картинки со звуками У —А в начале,
середине и конце слов и деревьями, наборы для составления схем,
тетради, карандаши, зеркала, счетные палочки, профили артикуляции
звуков.
Ход занятия
/. Организационныймомент.
Сядет тот, кто вспомнит слом со звуками У А.
//.Развитие обшей, мелкой и артикуляционной
моторики. Работа по развитию дыхания голоса.
1. Общее расслабление,
Мы хлопаем руками: хло хлопхлоп.
Мы топаем ногами; топтоптоп.
Машем мы руками, киваем головой.
2. Развитие общей моторикиЛистья осенние
тихо кружатся,
Листья нам под ноги
тихо ложатся,
И под ногами
шуршат, ишелестят,
Будто опять
закружиться котят.
3. Развитие мелкой моторики,
На березе, на осина
Догорели листья...
Дунул ветер, и рябина
Уронила кисти...
Дождик моет желтый луг
Ржавый и шершавый
Дети кружатся на цыпочках, руки в
стороны.
Приседают.
Движения руками вправо,
влево,
Поднимаются, кружатся.
Поочередно сильно сжать
пальцы на правой, левой
Разжать и тихонько поло
жите но стол руки.
Положи кисти пра
вой, а затем левой руки.
И земля вздыхает:
— Vipl... Отдохну, пожалуй
Спокойно положить руки
ся Фетисов)
на стол.
4. Массаж лица:
— поглаживание кончиками пальцев от середины лба к вискам;
— поглаживание от средней линии подбородка к ушным раковинам;
поглаживание крыльев носа (от середины к ушам);
поглаживание носа от кончика к переносице;
поглаживание от уголков губ к ушам;
«пальцевой душ» (постукивание двумя иличетырьмя пальцами).
5.
Улыбнулись.
Огорчились.
Развитие мимических мышц.
Удивились.
Рассердились.
6.
для челюсти: попеременное открывание, закрывание рта;
Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:для губ: «бублик» — «трубочка», «воздушный поцелуй», беззвучнчая
артикуляция звуков А, У;
для языка: самомассаж языка (покусывание — дядядя, расслабление — тя
тятя).
7.
— Упражнение на автоматизацию нижнедиафраг
мального дыхания (постановка нижнедиафрагмального дыхания производится
Работа по развитию дыхания и голоса.
в первый годобучения из положения лежа).
III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте
1.
Сегодня мы побываем в гостях у осенних листоч
Объявление темы.
Акустикоартикуляционный образ звуков.
ков и научимся различать звуки А, У.
2.
Изолированное произношение звуков А, У хороми индивидуально. Анализ
артикуляции звуков с подключением орального, тактильновибрационного и
акустического контроля. Сравнительная характеристика:
звук А рот широко открыт; звук У губы трубочкой;язык у нижних зубов;
воздух проходит свободно;голосовые связки работают.
Звуки А, У гласные (воздух выходит свободно, не встречая преграды),
Развитие фонематического слуха.
обозначаются фишками красного цвета.
3.
Игра «Поменяй звук».
На звук А логопед предлагает детям хлопать, а на звук У — топать. Логопед
произносит ряд изолированных звуков.
Апапап — упупуп
Упупуп — апапап
Акакак — укукук
Укукук — акакак и т.д.Соотнесение звуков с буквами.
4.
Логопед демонстрирует детям буквы А, У и предлагает выложить их из
счетных палочек. Детям предлагается подумать и сказать, на что похожи
буквыА, У.
5.
Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
— Звуковой анализ слогов: АП, УП. Логопед предлагает детям назвать
первый звук слога, затем — второй звук. После этого дети выкладывают
слоги из цветных фишек.
— Звуковой анализ слов: бук, бак. Определение количества слогов, запись
графической схемы слов.
— Определение места звуков А, У в этих словах (звук в начале, середине
или в конце слова).
— Составление предложений со словами бук, бак. Анализ предложений с
графической записью.
— Выделение звуков А, У из текста.
Ах, какой арбузна грядка!
Постучим ему, друзья!
Тук1 Тук) Тук1 Ко мне нельзя!
Я еще еа сладкий!
Физкультминутка. См. занятна 2.
Упражнений по развитию лексико – грамматической стороны речи
Логопед говорит о том, что будет называть одно дерево, а дети должны
назвать много деревьев (с опорой на картинки). И наоборот.
дуб дубы сосна сосны
ель ели
каштан каштаны
клен клены
осина осины
береза березы
рябина рябины
Среди этих деревьев два дерева не похожи на другие. Что это за деревья?
(Сосна, ель.) Почему? Дуб, каштан, клан, барам, осина, рябина осеньюжелтеют и роняют ЛИСТЬЯ это лиственные деревья. А сосна и ель всегда
зеленые это хвойные деревья.
VI. Итог занятия и оценка работы детей.
Какие звуки мы научились различать?
Как называются деревья, у которых листья осенью желтеют и опадают? Как
называются деревья, которые круглый год остаются зелеными?
VI/. Домашнее задание.