Коррекционно-образовательные пели. Активизация и актуали¬зация словаря по теме «Пресноводные рыбы». Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок. Совершенствование навыка составления рассказа по серии кар¬тинок. Совершенствование грамматического строя речи (обра¬зование притяжательных прилагательных). Совершенствование навыка слогового анализа. Профилактика нарушений письмен¬ной речи. Совершенствование навыка ориентировки на плос¬кости.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, мыш¬ления, зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопо¬нимания, доброжелательности, самостоятельности, инициатив¬ности, ответственности, навыков сотрудничества. Воспитание бе¬режного отношения к природе.
Занятие 4 Аквариумные и пресноводные рыбы (март 3 неделя)
Коррекционнообразовательные пели.
Активизация и актуализация
словаря по теме «Пресноводные рыбы». Формирование целостного
впечатления об изображенном на серии картинок. Совершенствование навыка
составления рассказа по серии картинок.
Совершенствование
грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных).
Совершенствование навыка слогового анализа. Профилактика нарушений
письменной речи. Совершенствование навыка ориентировки на плоскости.
Коррекционноразвивающие цели. Развитие связной речи, мышления,
зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики.
Коррекционновоспитательные цели. Формирование взаимопонимания,
доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности,
навыков сотрудничества. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование. Магнитная доска, серия картинок «Воришка» (Серии
картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 1,— СПб.,
ДЕТСТВОПРЕСС, 2007.)
, предметные картинки с изображениями
пресноводных рыб, игра «Рыбка» (НищеваН. В. Играйка7. Собирайка.
СПб.,ДЕТСТВОПРЕСС, 2007.), карточкишифровки, бумажные рыбки с
написанными на них словами.
Предварительная работа. Разучивание стихотворения «Рыбка», развитие
общих речевых навыков, автоматизация произношения звука [р] на
индивидуальных занятиях с логопедом.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Развитие фонематических представлений.
Объявление темы занятия.]
Логопед встречает детей, организует приветствие, приглашает их к
столу.Логопед. Сядет тот, кто вспомнит название пресноводной рыбы,
начинающееся со звука [с]. 1й ре бе но к. Сом.
2й ребенок. Судак.
Логопед. Теперь сядет тот, кто вспомнит название рыбы, начинающееся
со звука [о].
3й ребенок. Окунь.
Логопед. А ты, Диана, вспомни название рыбы, начинающееся со звука
[п].
4й ребенок. Плотва.
2. Игра «Шифровки». [Совершенствование навыка звукобуквенного
анализа слов.]
Логопед раздает карточкишифровки с буквами и кружками синего
цвета (рис. 54), ставит на доску картинки с изображениями рыб.
Логопед. Посмотрите каждый на свою карточку, попробуйте отгадать,
какое название рыбы на ней зашифровано. Если догадаетесь, подойдите к
доске и выберите картинку с изображением этой рыбы.
Дети выполняют задание. Логопед предлагает им объяснить, как они
расшифровали записи.
1й ребенок. В слове сом всего три звука, в начале и в конце твердые
согласные, а в середине — гласный звук [о].
Аналогичные объяснения дают все остальные дети. Логопед оце
нивает их ответы и убирает карточки и картинки.3. Рассматривание серии картинок «Воришка» и беседа по ней. [Развитие
диалогической речи.]
Логопед раскладывает картинки на столе и предлагает детям
расставить их по порядку на доске. Дети выполняют задание.
Логопед. Кого вы видите на первой картинке? Что они делают?
1 й р е б е н о к. Мы видим мальчика. Он ловит рыбу на реке. Ему
попалась большая плотвичка.
2й ребенок. Изза куста на мальчика смотрит хитрый кот. Он хочет
рыбы.
Логопед. Что вы видите на второй картинке?
3й ребенок. Мальчик кладет плотвичку в ведерко.
4й ребенок. А кот прячется за кустами.
Логопед. Что нарисовано на третьей картинке?
1й р е б е н о к . Мальчик забрасывает удочку.
2й р е б е н о к . А кот достает плотвичку из ведра.
Л о г о п е д . Что художник нарисовал на следующей картинке?
3й р е б е н о к . Мальчик тащит большого окуня.
4й р е б е н о к . А кот ест плотвичку.
Л о г о п е д. Он не просто ест, он с аппетитом уплетает плотвичку.
Ну, и чем же заканчивается история?
1й р е б е н о к. Мальчик подходит к ведерку с окунем в руках и видит,
что ведерко пустое.
2й р е б е н о к . А кот сидит вдалеке и облизывается.
Л о г о п е д . Правильно. Сытый и довольный кот облизывается.
4. Пальчиковая гимнастика «Рыбка» (повторение. См.: Занятие 1. Тема
«Пресноводные рыбы»).
Логопед предлагает детям пройти на ковер и сделать знакомую
гимнастику.5. Упражнение «Стайка». [Совершенствование навыка составления и
чтения предложений.]
Логопед предлагает детям сесть на ковер и раскладывает перед ними
бумажных рыбок с написанными на них словами (жаба, дубом, под,
сидит).
Л о г о п е д . Прочитайте слова на рыбках и составьте из рыбок стайку
так, чтобы получилось предложение.
Дети выполняют задание, составляют и читают предложение.
6. Подготовка детей к рассказыванию.
Логопед вновь приглашает детей за стол, предлагает им подгото
виться к рассказыванию, придумать имя для мальчика и кличку для кота.
Он напоминает, что рассказ можно начать со слова однажды.
7. Рассказ по серии картинок «Воришка». [Развитие связной речи.]
Дети по очереди составляют рассказ. Если им трудно начать
рассказ, это может сделать логопед.
На рыбалке
Однажды Саша пошел на рыбалку. Кот Василий пошел за Сашей. Ему
тоже хотелось рыбки. Саша поставил ведерко для рыбы под куст и забросил
удочку. Ему сразу же попалась плотвичка. Он опустил плотвичку в ведерко и
снова забросил удочку. Тем временем Василий подкрался кведерку и вытащил
плотвичку. Пока Саша тащил окуня, кот с аппетитом уплетал рыбку. Саша
подошел к ведерку, чтобы положить туда окуня, и увидел, что ведерко
пустое. Он очень удивился. А хитрый Василий сидел в стороне и облизывался.
Логопед предлагает детям выбрать лучшего рассказчика.
8.
Игра с мячом «Чей? чья? чьё? чьи?» [Совершенствование
грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных).]
Логопед вновь приглашает детей на ковер и берет в руки мяч.Л о г о п е д . А теперь немного отдохнем и поиграем в игру «Чей? чья?
чьё? чьи?» Хвост щуки чей?
1 й р е б е н о к . Щучий.
Л о г о п е д . Усы сома чьи?
2й р е б е н о к . Сомовьи.
Л о г о п е д . Голова судака чья?
3й р е б е н о к . Судачья.
Л о г о п е д . Туловище окуня чье?
4й р е б е н о к . Окуневое.
Л о г о п е д . Отлично!
9. Игра «Рыбка». [Обогащение словаря, активизация в речи слов —
названий частей рыбы (туловище, голова, хвост, плавники, чешуя).
Совершенствование навыка
Развитие мышления (анализ,
ориентировки на плоскости.]
синтез).
Логопед помещает на. магнитную доску маленькую картинку и
предлагает детям рассказать стихотворение «Рыбка».
Л о г о п е д . Расскажите стихотворение, которое мы выучили вчера.
Следите за произношением звука [р]. Говорите четко, выразительно.
Дети по очереди рассказывают стихотворение.
Рыбка
Рыбка, словно мотылек,
Над водой взлетела.
Глазик — черный уголек
И как льдинка тело.
Плавники дрожат, трепещут,
Спинка выгнулась дугой.
Чешуинки так и блещут
У красавицы такой.Я собрался на рыбалку.
Только вот рыбешку жалко.
Н. Нищева
Л о г о п е д . Как называется эта рыба?
Д е т и . Это форель.
Л о г о п е д . Помните, где она обитает?
Д е т и . Форель живет в быстрых чистых каменистых реках.
Л о г о п е д . Покажите и назовите части рыбы.
Дети по очереди
подходят к доске, показывают и называют части рыбы.
Л о г о п е д . А теперь по очереди соберите изображение рыбки из частей.
Логопед раскладывает на столе части изображения рыбки с
подклеенными к ним магнитами. Дети выполняют задание. Они коммен
тируют свои действия, актуализируют словарь. Можно провести эту игру
как соревнование, на скорость. Тогда логопед будет засекать время
выполнения задания по секундомеру. 10. Окончание занятия. [Опенка работы
детей.] Логопед предлагает детям высказать свои впечатления от заня
тия, подводит итог изучения темы и оценивает деятельность каждого
ребенка.