Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Комнатные растения». Совер¬шенствование грамматического строя речи (согласование сущест¬вительных с числительными два и пять). Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчиненных предложений со словами для того чтобы. Совершенствование на¬выка слогового анализа слов. Автоматизация звука [р] в предло¬жении.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, развитие фонематических представлений (подбор слов на задан¬ный звук), зрительного внимания, восприятия, мышления, тон¬кой и артикуляционной моторики, координации речи с движе¬нием.
Занятие 4 комнатные растения. Автоматизация звука [р]
Коррекционнообразовательные цели.
в предложении (март 2 неделя)
Уточнение,
активизация и
актуализация словаря по теме «Комнатные растения». Совершенствование
грамматического строя речи (согласование существительных с числительными
два и пять). Совершенствование синтаксической стороны речи, составление
сложноподчиненных предложений со словами для того чтобы.
Совершенствование навыка слогового анализа слов. Автоматизация звука [р] в
предложении.
Коррекционноразвивающие цели.
Развитие связной речи, развитие
фонематических представлений (подбор слов на заданный звук), зрительного
внимания, восприятия, мышления, тонкой и артикуляционной моторики,
координации речи с движением.
Коррекционновоспитательные цели.
Воспитание навыков со
трудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности,
ответственности.
Оборудование. Магнитная доска, предметные картинки с изображениями
комнатных растений, контейнеры с фишками для слогового анализа и анализа
предложений, плоскостное изображение девочки, сюжетная картинка,
коврограф, плоскостные изображения растений, состоящие из частей.
Предварительная работа. Рассматривание комнатных растений в зимнем
саду, составление словосочетаний: две пальмы, пять кактусов, три
бегонии и т. п. Работа над сложноподчиненным предложением со словами
для того чтобы на индивидуальных занятиях с логопедом.
Ход занятия
1. Организационный момент.
[Совершенствование грамматического
строя речи (согласование существительных с числительными два и пять).
Объявление темы занятия.]Логопед встречает детей, предлагает им пройти за стол, на ко
тором лежат предметные картинки с изображениями комнатных
растений), организует приветствие.
Л о г о п е д . Посмотрите на картинки. На них нарисованы комнатные
растения. Сначала сядет тот, кто сможет представить, что у него на картинке
не одно, а два и пять растений, и расскажет об этом.
1й р е б е н о к . У меня два кактуса и пять кактусов.
2й р е б е н о к . У меня два фикуса и пять фикусов.
3й р е б е н о к . У меня две пальмы и пять пальм.
4й р е б е н о к . У меня две бегонии и пять бегоний.
Л о г о п е д . Молодцы. Вы отлично выполнили первое задание.
2. Соревнование «Кто скорее?» [Совершенствование навыка слогового
анализа слов.]
Логопед ставит на стол контейнеры с фишками для слогового
анализа слов.
Л о г о п е д . Проведем соревнование. Разделите название растений на
своей картинке на слоги и положите под картинку столько фишек, сколько в
слове слогов. Кто скорее? Раз, два, три. Начали!
Дети выполняют задание, логопед оценивает их работу и опре
деляет победителя.
3.
Упражнение «Закончи предложение».
[Совершенствование
синтаксической стороны речи, составление сложноподчиненных предложений
со словами для того чтобы.]
Логопед убирает картинки и фишки со стола.
Логопед. А теперь — игра «Закончи предложение». Я начинаю
предложение, а вы сочиняете вторую его часть, начинающуюся со слов для
того чтобы, а потом повторяете предложение целиком.
Комнатные растения необходимо поливать...1 й р е б е н о к... .для того, чтобы они не завяли. Затем ребенок
повторяет предложение целиком.
Логопед. Листья на комнатных растениях нужно протирать...
2й ребенок. ...для того, чтобы они могли дышать. Затем ребенок
повторяет предложение целиком.
Логопед. Комнатным растениям нужен солнечный свет...
3й ребенок. ...для того, чтобы они могли хорошо расти. Затем
ребенок повторяет предложение целиком.
Логопед. Комнатные растения нужны человеку...
4й ребенок. ...для того, чтобы украшать его дом. Затем ребенок
повторяет предложение целиком.
Логопед. Чудесно. Это было трудное задание. Вы просто молодцы.
4. Упражнение «Составь схему предложения». [Развитие речевого слуха.
Совершенствование навыка анализа предложений.]
Логопед помещает на магнитную доску картинку, ставит на стол
фишки для анализа предложения.
Логопед. Посмотрите на картинку и составьте простое предложение.
Дети. Девочка поливает фиалки.
Логопед. Возьмите фишки и составьте схему предложения. Лети
выполняют задание. Логопед проверяет выполнение задания и задает
детям несколько контрольных вопросов.
Логопед. Сколько слов в этом предложении?
Д е т и. В этом предложении три слова.
Логопед. Произнесите второе по счету слово.
Дети. Поливает.
Логопед. Какой знак вы поставили в конце предложения?
Дети. Точку.
Логопед убирает картинку и фишки.5. Игра «Что растет в зимнем саду у Иры». [Автоматизация про
изношения звука [р] в предложении.]
Логопед помещает на магнитную доску плоскостное изображение
девочки с лейкой и картинку с изображением гортензии.
Логопед. Что растет в зимнем саду у Иры, Кирилл?
1й ребенок. У Иры растет гортензия.
Логопед помещает на доску картинку с изображением традес
канции.
Логопед. Что растет в зимнем саду у Иры, Саша?
2й ребенок. У Иры растут гортензия и традесканция. Логопед
помещает на доску картинку с изображением монстеры.
Логопед. Что растет в зимнем саду у Иры, Настя?
3й ребенок. У Иры растут гортензия, традесканция и монстера.
Логопед помещает на доску картинку е изображением герани.
Логопед. Что растет в зимнем саду у Иры, Диана?
4йребенок. У Иры растут гортензия, традесканция, монстера и герань.
Логопед. Давайте все вместе повторим последнее предложение.
Д е т и. У Иры растут гортензия, традесканция, монстера и герань.
Логопед убирает картинки с магнитной доски.
6. Подвижное упражнение «Вот такие!» [Развитие обшей моторики,
творческого воображения.]
Логопед приглашает детей выйти на ковер.
Логопед. А сейчас я проверю, умеете ли вы фантазировать. Я
предлагаю вам поиграть в игру «Вот такие!» Я буду спрашивать вас о том,
как выглядят разные части комнатных растений или сами комнатные
растения. Вы будете изображать их и говорить: «Вот такие!»
Логопед. Какие у кактусов иголки?
Дети показывают растопыренные пальцы.Дети. Вот такие!
Логопед. Какие у нас в зимнем саду пальмы?
Дети встают на носочки, поднимают руки, тянутся вверх.
Д е т и . Вот такие!
Л о г о п е д . Какие цветы у глоксинии? Дети изображают руками
«фонарики».
Д е т и . Вот такие!
Л о г о п е д . Какие стебли у традесканции? Дети наклоняются,
опускают расслабленные руки.
Д е т и . Вот такие!
Логопед предлагает детям сесть на ковер потурецки.
7.
Игра «Исправь ошибки».
[Развитие зрительного внимания и
восприятия.]
Логопед помещает перед детьми коврограф, на котором закреп
лены плоскостные изображения растений, состоящие из частей.
Части растений перепутаны.
Л о г о п е д . Посмотрите на растения. Правильно ли я собрал а их?
1 й р е б е н о к. Нет. У герани один лист монстеры.
Л о г о п е д . Исправь мою ошибку.
Ребенок исправляет ошибку.
2й р е б е н о к . У фикуса цветы герани.
Л о г о п е д . Исправь мою ошибку.
Ребенок исправляет ошибку.
3й р е б е н о к . У монстеры листья фикуса.
Л о г о п е д . Исправь мою ошибку.
Ребенок исправляет ошибку.
4й р е б е н о к . У фиалки листья герани.
Л о г о п е д . Исправь мою ошибку.Ребенок исправляет ошибку.
Л о г о п е д. Вы исправили все ошибки. Молодцы.
8. Упражнение «Чего не стало?» [Развитие зрительного внимания и
восприятия. Совершенствование грамматического строя речи.]
Логопед предлагает детям продолжить игру.
Л о г о п е д . Теперь вы будете закрывать глаза по моей команде, а я —
убирать одно растение. А вы будете рассказывать, чего не стало.
По команде логопеда дети закрывают глаза. Логопед убирает
фиалку.
Л о г о п е д . Чего не стало?
1й р е б е н о к . На стало фиалки.
Игра проводится до тех пор, пока не ответит каждый ребенок.
Логопед оценивает работу детей и убирает пособия.
9.
Упражнение «Расставь цветы».
(Развитие фонематических
представлений.]
Логопед приглашает детей за стол, помещает на магнитную
доску перед ними карточки с буквами, а на столе раскладывает кар
точки с изображениями цветов (бегония, бальзамин, кактус, колеус,
фиалка, фикус, глоксиния, гортензия).
Л о г о п е д . Какие буквы вы видите на доске?
Д е т и . Б, К, Ф, Г.
Л о г о п е д . Расставьте карточки с изображениями комнатных растений
под те буквы, с которых начинаются их названия.
Дети выходят к доске и все вместе выполняют работу. Логопед
оценивает ее.
10. Окончание занятия. (Оценка работы детей.]Логопед подводит итог изучения лексической темы и оценивает
работу каждого ребенка.