Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуали¬зация словаря по теме «Наш город». Совершенствование навыка составления описательного рассказа по заранее составленному плану. Совершенствование грамматического строя речи. Совер¬шенствование навыка анализа предложений. Совершенствование навыка чтения.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фо-нематического восприятия (подбор слов на заданный звук), арти-куляционной, тонкой и обшей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопо¬нимания, доброжелательности, самостоятельности, инициатив¬ности, ответственности.
Оборудование. Магнитная доска и буквы для нее, книжка-рас¬краска «Санкт-Петербург» и «Мой букварь» по числу детей, кон¬тейнер с карандашами, контейнер с фишками и полосками для анализа предложений, контейнер с фишками-призами, карточки для чтения.
Занятие 4 Наш город.
Совершенствование грамматического строя речи (март 4 неделя)
Коррекционнообразовательные цели.
Активизация и актуализация
словаря по теме «Наш город». Совершенствование навыка составления
описательного рассказа по заранее составленному плану. Совершенствование
Совершенствование навыка анализа
грамматического строя речи.
предложений. Совершенствование навыка чтения.
Коррекционноразвивающие цели.
Развитие связной речи,
фо
нематического восприятия (подбор слов на заданный звук), артикуляционной,
тонкой и обшей моторики.
Коррекционновоспитательные цели. Формирование взаимопонимания,
доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Магнитная доска и буквы для нее, книжкараскраска
«СанктПетербург» и «Мой букварь» по числу детей, контейнер с
карандашами, контейнер с фишками и полосками для анализа предложений,
контейнер с фишкамипризами, карточки для чтения.
Предварительная работа.
Составление плана рассказа о Санкт
Петербурге на занятии по развитию речи. Разучивание стихотворения А.
Кушнера о Неве, работа над общими речевыми навыками.
Ход занятия
1, Организационный момент.
строя речи.]
[Совершенствование грамматического
Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие,
предлагает детям рассмотреть картинки, лежащие на столе, (рис.
57)
Л о г о п е д . Скажите, где сидит голубь на вашей картинке, и занимайте
места за столом.
1 й р е б е н о к. Голубь сидит на шпиле Адмиралтейства.2й р е б е н о к . Голубь сидит между колоннами Казанского собора.
3й р е б е н о к. Голубь сидит около фонтана у Казанского собора.
4й р е б е н о к . Голубь сидит под деревом возле памятника Пушкину.
Дети садятся. Логопед убирает картинки.
2. Работа в книжкераскраске «СанктПетербург».
[Активизация и
актуализация словаря по теме «Наш город». Развитие тонкой моторики.]
Логопед раздает детям книжки, ставит на стол контейнер с
карандашами.
Л о г о п е д . Откройте тетради там, где лежат закладки. Что вы видите?
Д е т и . Это Зимний дворец.
Л о г о п е д . Сейчас вы будете обводить по точкам и раскрашивать
парадный вход в Зимний дворец. Не спешите. Правильно выбирайте карандаш.
Дети выполняют задание. Логопед оказывает им помощь, а по
том оценивает их работу.
3. Упражнение «Составь предложение».
[Развитие синтаксической
стороны речи (составление простых распространенных предложений).
Совершенствование навыка анализа предложений.]
Логопед убирает контейнер с карандашами.
Л о г о п е д . Составьте предложение о Зимнем дворце.
1 й р е б е н о к. Зимний дворец очень красивый.
Л о г о п е д . Давайте составим схему этого предложения.
Дети выкладывают схему. Логопед проверяет выполнение зада
ния и предлагает детям прокомментировать схему.
1й р е б е н о к В этом предложении четыре слова.
2й р е б е н о к . Первое слово — Зимний.
3й р е б е н о к . Второе слово — дворец.
4й ребенок. Третье слово — очень.
1й ребенок. Четвертое слово — красивый.2й ребенок. Первое слово пишется с большой, заглавной буквы.
3й ребенок. В конце предложения ставится точка.
Логопед. Молодцы. Разберите схемы.
Рис. 3
4. Подвижное упражнение «Летний сад» (повторение. См.: Занятие 1.
Тема «Наш город»).
Логопед предлагает детям пройти на ковер и сделать знакомое
упражнение.
5. Рассказывание стихотворения о Неве. [Работа над общими речевыми
навыками. Автоматизация произношения звука [р].]Логопед предлагает детям вспомнить и рассказать стихотворе
ние о Неве, а потом выбрать лучшего рассказчика.
Логопед. Старайтесь говорить четко, правильно произносите звуки,
помните о выразительности.
Дети по очереди рассказывают стихотворение, а потом опреде
ляют победителя.
Тихо скользят
По Неве корабли.
Шпиль Петропавловки
Блещет вдали.
Всю бы я ночь
Не ложился в кровать.
Был бы я взрослым —
Пошел бы гулять.
А. Кушнер
6. Рассказ о Петербурге. [Развитие связной речи.]
Логопед предлагает детям сесть на ковер и рассказать о родном
городе по заранее составленному плану.
Логопед. Давайте расскажем о нашем городе по такому плану. Сначала
вы скажете, как называется наш город. Потом расскажете о том, где он стоит,
кто его основал, сколько ему лет. В конце вы расскажете, какой Санкт
Петербург, почему мы должны гордиться им.
Дети по очереди составляют рассказ, а потом выбирают лучшего
рассказчика.
СанктПетербург
Мы живем в СанктПетербурге. Он стоит на Неве, там, где Нева впадает
в Финский залив. Город основан Петром 1. СанктПетербургу более трехсотлет. Это один из самых красивых городов мира. Мы гордимся родным
городом.
7. Чтение предложений. [Совершенствование навыка чтения.] Логопед
раздает детям карточки для чтения.
Логопед. Прочитайте предложения на карточках.
1й ребенок. У Саши сушки.
2й ребенок. Под кустом ужи.
3й ребенок. У Зои мимоза.
4й ребенок. Оксана носит бусы.
Л о г о п е д. Вы очень хорошо читаете. Я горжусь вами.
Логопед убирает карточки.
8.
Упражнение «Буква потерялась».
[Совершенствование навыков
звукобуквенного анализа.]
Логопед составляет на доске слова с пропущенными буквами:
ж...к, н...ж, ш...г, д...м, а на столе раскладывает гласные буквы.
Логопед. Выберите по одному слову, вставьте пропущенную букву,
прочитайте слово.
Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу.
9.
Работа по книге «Мой букварь».
[Профилактика нарушений
письменной речи. Развитие фонематического восприятия (подбор слов на
заданный звук).]
Логопед раздает детям буквари.
Логопед. Откройте буквари, найдите на левой странице и назовите
заштрихованные буквы. Дети. В, 3, Ш, Ж, У, К.
Логопед. Подберите слова, в начале которых пишутся эти буквы. За
каждое слово вы будете получать по фишке. Посмотрим, кто победит.
Дети подбирают слова. Логопед выдает им фишки. Лотом все
вместе определяют победителя.10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
Логопед предлагает детям высказать свои впечатления от заня
тия, подводит итог изучения темы и оценивает деятельность каж
дого ребенка.