Цели:
коррекционно-образовательные:
— дать понятие о механизме образования звуков Ц — С с опорой на различные виды контроля;
— формировать и расширять словарный запас.
коррекционно-развивающие:
— учить дифференцировать звуки в слогах, сло¬вах, предложениях;
— развивать навыки звуко-буквенного анализа;
— выполнять упражнения по предупреждению дисграфических ошибок;
— учить координировать речь с движениями;
— развивать дыхание и голос;
коррекционно-воспитательная:
— воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине.
Оборудование: тетради, карандаши, разрезные азбуки, карта России, предметные картинки, в названии которых есть звуки Ц, С.
Занятие 51. Звуки Ц — С
Цели:
коррекционнообразовательные:
— дать понятие о механизме образования звуков Ц — С с опорой на
различные виды контроля;
— формировать и расширять словарный запас.
коррекционноразвивающие:
— учить дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях;
— развивать навыки звукобуквенного анализа;
— выполнять упражнения по предупреждению дисграфических ошибок;
— учить координировать речь с движениями;
— развивать дыхание и голос;
коррекционновоспитательная:
— воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине.
Оборудование: тетради, карандаши, разрезные азбуки, карта России,
предметные картинки, в названии которых есть звуки Ц, С.
/. Организационный момент.
Ход занятия
Сядет тот, кто подберет родственные слова к слову «цветок».
рики. Работа по
Развитие общей моторики.
II. Развитие общей.мелкой и артикуляционной мото
развитию дыхания и голоса.
Общее расслабление. Движения по тексту.
1.
Мы прекрасно загораем! Выше ноги поднимаем!
Держим... Держим... Напрягаем... Загорели! Опускаем!
Ноги не напряжены И расслаблены.
2.
Поезжай за моряокеаны,
Надо всею Землей пролети:
Есть на свете
различные страны,
Но такой, как у нас,
не найти.
Глубоки наши светлые воды,
Широка и привольна земля,
И гремят, не смолкая,
заводы,
И шумят, расцветая поля...
(М. Исаковский)
«Едут».
«Летят».
Разводят руки в стороны.
3.
Развитие мелкой моторики.
Отрицательно качают головой.
Приседают.
Встают. Руки в стороны.
«Стучат» руками перед собой.
Плавные
разведенными в стороны.
взмахи
руками,Небо синее в России, Реки синие в
России. Васильки и незабудки Не растут
нигде красивей.
Есть и клены, и дубы,
А какие есть грибы!
А еще пекут в печи
Вот такие калачи.
4. Массаж лица.
По общим правилам.
Загибают по одному пальчику на
обеих руках.
Пальцы на обеих руках изображают
«ветки» — сходятся, расходятся.
«Гриб» — кулачок одной руки
прикрывается сверху изогнутой
ладонью второй (шляпка гриба).
Хлопают. То одна рука сверху, то
другая.
«Калачи».
5. Развитие мимических мышц. Опосредованная гимнастика.
6. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:
— для челюсти: движение челюстью вправо влево; резко опустить челюсть
вниз;
— для губ: покусать нижнюю губу; покусать верхнюю губу; «улыбка» (зубы
обнажены);
— для языка: «лопаточка»; сильно подуть на «лопаточку», чтобы язык
завибрировал.
7. Работа по развитию дыхания и голоса.
См. предыдущее занятие.
. Развитие произношения и упражнения по обучению грамоте.
III
1. Объявление темы. Игра «Найди общий звук».
Столица, Россия, Москва. — С. Центр, цыпленок, абзац, циркуль. — Ц.
Эти два звука мы будем учиться различать и следить за их правильным
произношением.
2. Акустикоартикуляционный образ звуков. Дается в сравнительном
аспекте (см. предыдущие занятия).
3. Развитие фонематического слуха.
Дети делятся на две команды. Одна отбирает картинки со звуком Ц,
вторая со звуком — С. Выигрывает та команда, которая допустит меньше
ошибок.
4. Связь звуков и букв.
Отыскать буквы в разрезных азбуках (без образца). Напечатать в тетрадях.
5. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
—
—
составить из них слова:
Повторить цепочки слогов:сацасаца; цасасаца и т.д.
Выделить последнюю букву в словах (слова напечатаны на доске) иОгурец, муха, сноп, укол, вишня. (Цапля.) Покос, паста, дуб, сокол,
Аня. (Сабля.) Напечатать их в тетрадях.
Поделить слова на слоги и выделить ударный слог. Написать на карточке
—
цифру, которой соответствует номер ударного слога.
—
предложений. Графические схемы.
Составить предложения со словами: страна, столица. Анализ
~ Произносить чистоговорки.
Сасаса — вот летит оса. Сусусу — не боюсь осу. Ца
цаца — вот идет овца. Цуцуцу — прогоню овцу.
IV.
Физкультминутка.
Мы
теперь
канатоходцы,
Сколько
можем
простоять? 1, 2, 3, 4,
5.
Ну, а если силы
взвесить, Можно
дольше продержаться,
6, 7, 8, 9, 10.
Это
без
пятнадцать.
Стойка «египетский
шаг». Исходная пози
ция: стоя, ноги на
одной линии,
носок
левой ноги упирается в
пятку правой.
пятиV. Упражнения по развитию лексикограмматической стороны речи.
На доске висит карта России. Логопед задает вопросы: «Как называется
наша страна? Назовите главный город нашей страны — столицу. Как
называется наш родной город (деревня, поселок)? Подберите слова
признаки, которые характеризуют нашу Родину. (Огромная, любимая,
прекрасная, единственная, богатая, могучая, бескрайняя.) Что нужно
делать для того, чтобы она оставалась такой? (Любить, беречь, охранять,
сохранять ее богатства.)»
— Игра «Скажи подругому». Страна — государство.
Родина — Отечество, Отчизна, Отчий дом.
Итог занятия и оценка работы детей.Какие звуки мы сегодня
VI.
учились различать?
Дайте характеристику этих звуков. Как называется наша Родина? Назовите
столицу нашей Родины.
VII.
Домашнее задание.