Занятие 53. Звук и буква Р

  • Разработки уроков
  • doc
  • 06.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: коррекционно-образовательная: — формировать и расширять знания о «семан¬тическом поле» слов-глаголов; о валентности слов; коррекционно-развивающая: — автоматизировать звук «Р» в слогах, словах и предложениях; — развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; — развивать голос, дыхание и мимические мышцы; — развивать фонематический слух и восприятие; — уточнять и расширять словарь через формиро¬вание «семантического поля» слов-глаголов по теме «Профессии»; коррекционно-воспитательная: — знакомить детей с различными профессиями и воспитывать у них уважение к труду взрос¬лых. Оборудование: предметные картинки с различными видами профессий, наборы для составления схем, фишки, тетради и карандаши.
Иконка файла материала Занятие 53.doc
Занятие 53. Звук и буква Р Цели: коррекционно­образовательная: — формировать и расширять знания о «семантическом поле» слов­глаголов; о валентности слов; коррекционно­развивающая: — автоматизировать звук «Р» в слогах, словах и предложениях; — развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; — развивать голос, дыхание и мимические мышцы; — развивать фонематический слух и восприятие; — уточнять   и   расширять   словарь   через   формирование   «семантического поля» слов­глаголов по теме «Профессии»; коррекционно­воспитательная:  — знакомить детей с различными профессиями и воспитывать у них уважение к труду взрослых. Оборудование:  предметные   картинки   с   различными   видами   профессий, наборы для составления схем, фишки, тетради и карандаши. Ход занятия /. Организационный момент. Чтение стихотворения: «Чем пахнут ремесла». У каждого дела есть запах особый: В булочной пахнет тестом и сдобой. Пахнет маляр скипидаром и краской. Пахнет стекольщик оконной замазкой. Пахнет кондитер орехом мускатным. Доктор в халате — лекарством приятным. Рыхлой землею, полем и лугом Пахнет крестьянин, идущий за плугом. Рыбой и морем пахнет рыбак. Только бездельник не пахнет никак. (Д. Родари) Выделение названий профессий из текста. II. Развитие обшей.мелкой и артикуляционной моторики. Работа  над развитием дыхания и голоса.  1. Общее расслабление. Раз, два — выше голова. Три, четыре — плечи шире. Пять, шесть — тихо сесть. 2.Развитие общей моторики. Снега прошли не малые, А все идут,  идут ... Дворники усталые Метут, метут,  метут... Шаги на месте. Имитация взмахов метлой.Гремят они лопатами Под тучами лохматыми, Метелками шуршат. На улицах, на улках, В дворах и  закоулках Управиться спешат. 3. Развитие мелкой моторики. «Маляры». Маляры известку носят, Хлопки ладонями. Взмахи руками над головой. Имитация взмахов метлой. Взмахи   руками   вправо,   влево   (2 раза). Садятся на места. руками     изображают Дети «ковшики». Поглаживающие   движения   правой рукой по ладони левой руки. На   ладони   правой   руки   круговые движения указательным пальцем левой руки и наоборот. Стены кистью купоросят. Не спеша сумел. 4.Массаж лица. По общим правилам. разводят   мел...   Я   бы   тоже   так 5.Развитие мимических мышц. Мы   умеем   улыбаться.   Мы   умеем   огорчаться.   Мы умеем улыбаться. Мы умеем восхищаться. 6.Артикуляционная гимнастика. Логопед: Сейчас мы с вами превратимся в маляров. Для этого: улыбнитесь; откройте рот; поднимите язык к бугорочку; водите кончиком   языка,   как   кисточкой,   по   нёбу   вперед   и   назад.  Следите,   чтобы кончик языка не высовывался изо рта, а губы и нижняя челюсть не двигались. Красить потолок пора, Пригласим маляра. Челюсть ниже опускаем, Язык к нёбу поднимаем, Поведем вперед— назад — Наш маляр работе рад! А теперь мы «Лошадки» — поцокайте «копытца­ ми»­язычками. 7.Работа по развитию дыхания и голоса. — Руки   на   коленях:   развести   руки   в   стороны   на   вдох,   обнять   себя   и выпрямиться на выдох (4 раза). — Произносить:ммма; мммо; ммму; мммэ; мммы. III  1. Объявление темы занятия.  . Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте. Логопед: «Сегодня мы с вами будем говорить о разных профессиях и при этом будем следить за правильным произношением звука Р». 2. Акустико­артикуляционный образ звука. Логопед: Проверьте, правильно ли у вас работами губы, зубы, язык, когда вы произносите звук Р. Кончик языка поднят к бугоркам и дрожит — это ( ильная воздушная струя   заставляет   вибрировать   «то.   Средняя   часть   языка   —   спинка   —опускается. I боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Послушай свое горлышко! Оно вибрирует, звенит. Звук «Р» — согласный, твердый, звонкий. 3. Развитие фонематического слуха. Детям  раздаются  красные  и  синие  кружки.  Они должны  поднять  синие кружки, когда услышат правильное название того, кто изображен на картинке (маляр):маляк, баляр, каляр, маляр, лямак, каля р. 4. Соотношение звука с буквой. Как   запомнить   букву   «Р»?   Каждый   может,   например, Руку на бочок поставить, И друг другу «Р» представить! 5.Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах. — Воспроизведение слоговых рядов:ра­ро­ру­ры; ар­ор­ур­ыр. — Игра «Живые звуки». Звуковой анализ и синтез слогов, составление схем. — Проговаривание названий предметных картинок, выставленных на доске. Звуко­слоговой анализ и синтез слова. — Игра «Посели слово». Выставляются большие картины «Дом», «Замок», «Избушка» (в них в зависимости от количества слогов поселяются слова). Составление схем слов. — С данными словами  (ракета, помидор, рука)  составляются предложения. Распространение   предложений   глаголами   и   прилагательными.   Графическая запись предложений. IV. Физкультминутка. «Шофер». Качу, Качу Во   весь   опор.   Я   сам   мотор.   Я   сам шофер. Нажимаю На педаль, И машина Мчится вдаль. Бегут   по   кругу,   крутят   вооб­ ражаемый руль. Останавливаются,   нажимают   на воображаемую педаль правой ногой, бегут по кругу в противоположную сторону. V. Упражнения по развитию лексико­грамматической стороны  речи. Логопед:   «А   давайте   мы   узнаем,   кто   чем   управляет».   (Выставляются картинки с изображением различных видов транспорта.) Логопед показывает картинку и задает вопрос: «Кто управляет автобусом, самолетом ...?» Дети должны ответить полным предложением. Автобусом управляет  водитель. Грузовиком управляет шофер. Поездом управляет машинист. Вертолетом управляет  вертолетчик. Самолетом управляет летчик. Кораблем  управляет капитан. Мотоциклом управляет мотоциклист.Велосипедом управляет велосипедист. Ракетой управляет  космонавт. Логопед:   «А   теперь   игра   наоборот   «Почему   так   называется?»   (по картинкам). Пчеловод — пчел разводит. Рыболов — рыбу ловит.  Землекоп — землю копает. Лесоруб — лес рубит.  Итог занятия и оценка работы детей.О каком звуке мы сегодня  VI.   говорили? Какие профессии вы запомнили? Почему они так называются?        Домашнее задание. VII.

Посмотрите также