Цели: закрепить навык различения звуков [д], [д'] в речи; научить выполнять синтез звуков в слова; печатать слова и предложения с буквой д; научить правильно употреблять слова с противоположным значением.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Назови последний звук».
Логопед произносит слова без последнего звука. Дети должны догадаться и назвать его: молото — к, шка — ф, дива — к, сто — л, буке — тя т.д.
Занятие 62. Звуки [д], [д']; буква д
Цели: закрепить навык различения звуков [д], [д'] в речи; научить
выполнять синтез звуков в слова; печатать слова и предложения с буквой д;
научить правильно употреблять слова с противоположным значением.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Назови последний звук».
Логопед произносит слова без последнего звука. Дети должны догадаться
и назвать его: молото — к, шка — ф, дива — к, сто — л, буке — т я т.д.
2. Знакомство со звуками
Логопед дает сравнительную характеристику звуков [д], [д']: звук [д] —
согласный, звонкий, твердый; звук [д'] — согласный, звонкий, мягкий.
• «Синий — зеленый».
Дети должны показать синий или зеленый кружок если звук [д] — к
синему кружку, если звук [д’] — к зеленому: дом, день, дым, дети, диван,
дыня, дверь, девочка, джинсы, дерево.
• «Твердо — мягко».
Логопед произносит слоги со звуком [д], а дети называют со звуком [д'],
затем наоборот: дадя, дыди, додё, дэде, дудю.
• «Подушка — камень».
На доске «подушка» и «камень». Дети расставляют к ним картинки со
звуками [д] и [д']: дельфин, посуда, дерево, домик, ведро, диван, карандаш.
Дети учатся синтезу слов из звуков: [д], [о], [м] — дом; [д], [у], [б] —
дуб; [с], [а], [д], [ы] — сады; [Д], [и], [м], [а] — Дима.
• «Составь предложение»
Дети составляют предложения по опорным словам:
— дятел, сидеть, дереве, на (Дятел сидит на дереве.);
— Даши, у, карандаш, красный (УДаши красный карандаш.);
— дедушка, лежать, на, диван (Дедушка лежит на диване.);
— ягоды, поспеть, саду, в ( В саду поспели ягоды.).
3. Физкультминутка
«Имена» (см. занятие 22).
4. Повторение буквы д
Дети повторяют написание буквы д, вспоминают стихотворение.
• «Составь имя».
Дети составляют из слогов имена и печатают их в тетради: Даша, Лида,
Дима.
Из букв дети составляют и записывают предложение: У дома дубок.
5. Игра «Сравни»
Дети сравнивают предметы мебели:
— Тумбочка низкая, а шкаф ... высокий.
— Диван узкий, а кровать ... широкая.
— Стул жесткий, а кресло ... мягкое.— Полка висит высоко, а зеркало ... низко.