Цели: уметь различать и называть звук [ж] среди других согласных, находить его в словах (в начале, в середине); на¬учить согласованию числительных с существительными; раз¬вивать фонематический слух.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Один много» (грач - много грачей, дятел — много дятлов, скворец — ...) .
2. Артикуляционная гимнастика
3. Знакомство со звуком
Занятие 63. Звук [Ж]
Цели: уметь различать и называть звук [ж] среди других согласных,
находить его в словах (в начале, в середине); научить согласованию
числительных с существительными; развивать фонематический слух.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Один много» (грач много грачей, дятел — много
дятлов, скворец — ...) .
2. Артикуляционная гимнастика
3. Знакомство со звуком
Логопед объясняет:
— Звук [ж] ( т а к жужжит жук) согласный, звонкий При
произношении звука [ж] губы округлены, язык у верх них зубов
«чашечкой», голосок работает.
• «Слушай внимательно».
Дети показывают жука, услышав звук [ж]: м'Э*сгпждбж . . . ; жуки
жамытужи.. жарко, лук, ежонок, лопата журнал, Женя, пожар,
сорока...
• «Доскажи словечко».
Дети добавляют слоги: жираф, жаба, жуки, Жара, жу* равль, Же
ня...
• «Да нет».
Логопед выставляет картинки, а дети говорят «да», если в слове есть
звук [ж], и «нет», если звука [ж] нет:
ножи, стул, жаба, пила, собака, одежда, ягода, жук, желуди,
ведро, лыжи...
• «Звуковая решетка».
Дети должны определить место звука [ж] в слове (в начале, в середине, в
конце), соответственно положить в окошко синий кружок.• «Закончи предложение».
С помощью картинок на доске дети добавляют по смыслу слово в
предложение:
— Дима в лесу собирал ... желуди.
— Женя в шкаф положил ... одежду.
— У мамы на столе лежат ... ножи.
• «Послушай стихотворение».
Дети слушают «жужжал очку» и хлопают в ладоши, когда слышат звук
[ж]:
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
В. Фетисов
4. Физкультминутка
«Как живешь?» (см. занятие 25).
5. «Посчитаем?!»
На доске расставлены картинки с изображением птиц. Логопед
предлагает детям посчитать, сколько и каких птиц прилетело с юга: 5
журавлей, 3 скворца, 4 цапли и т.д.
6. Работа в тетради
Логопед называет птицу, дети соотносят первый звук слова с первым
звуком названия цветного карандаша и рисуют кружок этим цветом: синица
— синий карандаш и т.д.
Синица — аист — зяблик — кукушка — журавль — грач —
жаворонок чиж клест.