Занятие 65. Мягкие и твердые согласные (подготовительная группа)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 06.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: коррекционно-образовательные: — учить детей различать согласные звуки по при¬знаку твердости—мягкости; — формировать словарь; коррекционно-развивающие: — закрепить у детей понятие «твердые—мягкие согласные»; — развивать звонкость голоса; — развивать координацию речи с движениями; — уточнять и расширять словарь; — развивать мимические мышцы; коррекционно-воспитательные: — воспитывать у детей трудолюбие и самостоя¬тельность при выполнении заданий. Оборудование: картинки с твердыми и мягкими соглас¬ными в названии, наборы для составления схем, тетради, карандаши, сюжетные картины «Лето», «Весна», разрезные азбуки, текст песни о лете.
Иконка файла материала Занятие 65.doc
Занятие 65. Мягкие и твердые согласные Цели: коррекционно­образовательные: —учить детей различать согласные звуки по признаку твердости—мягкости; —формировать словарь;  коррекционно­развивающие: —закрепить у детей понятие «твердые—мягкие согласные»; — развивать звонкость голоса; — развивать координацию речи с движениями; — уточнять и расширять словарь; — развивать мимические мышцы;  коррекционно­воспитательные: — воспитывать у детей трудолюбие и самостоятельность при выполнении  заданий. Оборудование: картинки с твердыми и мягкими согласными в названии,  наборы для составления схем, тетради, карандаши, сюжетные картины  «Лето», «Весна», разрезные азбуки, текст песни о лете. Ход занятия I. Организационный момент.Сядет тот, кто назовет слова со звуками  II. Щ, Ч, Сь, Ть.  Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по  развитию дыхания и голоса.  1. Общее расслабление. Напряженье улетело... И расслаблено все тело...Хорошо нам отдыхать... Но пора уже вставать! Веселы, бодры мы снова И к занятиям готовы! Говорим   всегда   красиво,   Смело   и   неторопливо!   Для   всех   кругом понятно, А самим приятно! 2. Развитие общей моторики. Возле речки детский сад, На лугу ромашки... Сорок маленьких ребят Бегают в пятнашки. Мы приехали сюда, Ходим за цветами. Солнце, воздух и вода На прогулке с  нами. 3. Развитие мелкой моторики. На ромашке — две букашки, А на лютике — жучок, В колокольчике — кузнечик, На гвоздике паучока. А на маке никого. Дети стоят в кругу. Идут к центру круга. Расходятся. Бегут друг за другом. «Едут». Ходят. Останавливаются   и   «подставляют»   лицо солнцу. Загибают пальчики и подсчитывают.Развитие артикуляционной моторики. Упражнения: Сколько было их всего? 4.Массаж лица.По общим правилам. 5.Развитие мимических мышц. Опосредованная гимнастика. 6. —для челюсти: имитация жевания; —для губ: губы — «художники» (а­о­у­э­ы­и); —для языка: самомассаж языка. 9.. Работа по развитию дыхания и голоса. —Дифференциация носового и ротового выдоха. — Голосовые упражнения: спеть песню о лете звуком Н. III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте. 1. Объявление   темы.Ребята!   Мы   познакомились   со   всеми   согласными звуками. Сегодня мы будем различать твердых и мягких «братцев». 2.Акустико­артикуляционный   образ   звуков.  Основной   отличительный признак твердых и мягких звуков — это наличие или отсутствие подъема спинки   языка.   При   произнесении   твердых   звуков   спинка   языка   не поднимается, а при произнесении мягких — наблюдается дополнительный подъем спинки языка. Почти все согласные звуки живут в паре (имеют «братца»). Но вот звуки  Ч, Щ, Й — всегда только мягкие, а звуки Ш, Ж, Ц — всегда твердые. У этих звуков нет пары по твердости—мягкости (нет «братцев»). 3. Развитие фонематического слуха. Игра «Цепочка».Ведущий называет  слово (например, автобус). Следующий участник игры определяет  последний звук в слове и подбирает слово, начинающееся с этого звука.  Остальные участники игры делают то же самое, составляя цепочку слов. В данном случае слова должны заканчиваться на твердые и мягкие  согласные. Примерная цепочка: автобус — сахар — рысь — сироп — портфель — лебедь — декабрь—рисунок — короб. 4.Связь звуков и букв.Логопед называет любые звуки (парные и непарные), а дети записывают соответствующие буквы. 5.Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах. 6.Игра «скажи наоборот». Ка­ка — кя­кя Мю­мю — му­му и т.д. — Звуковой анализ слов­паронимов. Лук — люк, мишка — мышка, Мила — мыла и т.д. Составление графической схемы. Вспомнить, перед какими гласными согласные становятся мягкими: Е, И, Ё, Я, Ю. деление слов на слоги с выделением ударного слога. —Логопед предлагает проанализировать предложения: На грядке лук, а в подвале люк. В лесу живет мишка, а в доме  мышка.Выделение из состава предложений слов­паро­ мимов. Уточнение значений  слов. IV.    Физкультминутка. Игра «Кузнечики». Выполнение действий по  тексту. Поднимайте   плечики,   Прыгайте,   кузнечики,   Прыг­скок,   прыг­скок. Сели,   травушку   покушали,   Тишину   послушали.   Выше,  выше,   высоко, Прыгай на носках легко. V.     Упражнения по развитию лексико­грамматической стороны  речи.Какое время года наступает вслед за весной? Назовите летние  месяцы. Сравните весну и лето.Весной солнце светит ярко, а летом еще...  (ярче). Весной птицы поют звонко, а летом еще... (звонче). Весной цветов  много, а летом еще ... (больше). Весной воздух теплый, а летом еще...  (теплее). Весной детям весело, а летом еще... (веселее). Весной деревья  зеленые, а летом еще... (зеленее). Весной день длинный, а летом еще...  (длиннее). VI.    Итог занятия и оценка работы детей. VII. Домашнее задание.

Посмотрите также