Цели:
коррекционно-образовательные:
— учить детей различать согласные звуки по при¬знаку твердости—мягкости;
— формировать словарь;
коррекционно-развивающие:
— закрепить у детей понятие «твердые—мягкие согласные»;
— развивать звонкость голоса;
— развивать координацию речи с движениями;
— уточнять и расширять словарь;
— развивать мимические мышцы;
коррекционно-воспитательные:
— воспитывать у детей трудолюбие и самостоя¬тельность при выполнении заданий.
Оборудование: картинки с твердыми и мягкими соглас¬ными в названии, наборы для составления схем, тетради, карандаши, сюжетные картины «Лето», «Весна», разрезные азбуки, текст песни о лете.
Занятие 65. Мягкие и твердые согласные
Цели:
коррекционнообразовательные:
—учить детей различать согласные звуки по признаку твердости—мягкости;
—формировать словарь;
коррекционноразвивающие:
—закрепить у детей понятие «твердые—мягкие согласные»;
— развивать звонкость голоса;
— развивать координацию речи с движениями;
— уточнять и расширять словарь;
— развивать мимические мышцы;
коррекционновоспитательные:
— воспитывать у детей трудолюбие и самостоятельность при выполнении
заданий.
Оборудование: картинки с твердыми и мягкими согласными в названии,
наборы для составления схем, тетради, карандаши, сюжетные картины
«Лето», «Весна», разрезные азбуки, текст песни о лете.
Ход занятия
I. Организационный момент.Сядет тот, кто назовет слова со звуками
II.
Щ, Ч, Сь, Ть.
Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по
развитию дыхания и голоса.
1. Общее расслабление.
Напряженье улетело... И расслаблено все тело...Хорошо нам отдыхать...
Но пора уже вставать! Веселы, бодры мы снова И к занятиям готовы!
Говорим всегда красиво, Смело и неторопливо! Для всех кругом
понятно, А самим приятно!
2. Развитие общей моторики.
Возле речки детский сад,
На лугу ромашки...
Сорок маленьких ребят
Бегают в пятнашки.
Мы приехали сюда,
Ходим за цветами.
Солнце, воздух и вода На прогулке с
нами.
3. Развитие мелкой моторики.
На ромашке — две букашки,
А на лютике — жучок,
В колокольчике — кузнечик,
На гвоздике паучока.
А на маке никого.
Дети стоят в кругу.
Идут к центру круга.
Расходятся.
Бегут друг за другом.
«Едут».
Ходят.
Останавливаются и «подставляют» лицо
солнцу.
Загибают пальчики и
подсчитывают.Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:
Сколько было их всего?
4.Массаж лица.По общим правилам.
5.Развитие мимических мышц. Опосредованная гимнастика.
6.
—для челюсти: имитация жевания;
—для губ: губы — «художники» (аоуэыи);
—для языка: самомассаж языка.
9.. Работа по развитию дыхания и голоса.
—Дифференциация носового и ротового выдоха.
— Голосовые упражнения: спеть песню о лете звуком Н.
III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1. Объявление темы.Ребята! Мы познакомились со всеми согласными
звуками. Сегодня мы будем различать твердых и мягких «братцев».
2.Акустикоартикуляционный образ звуков. Основной отличительный
признак твердых и мягких звуков — это наличие или отсутствие подъема
спинки языка. При произнесении твердых звуков спинка языка не
поднимается, а при произнесении мягких — наблюдается дополнительный
подъем спинки языка.
Почти все согласные звуки живут в паре (имеют «братца»). Но вот звуки
Ч, Щ, Й — всегда только мягкие, а звуки Ш, Ж, Ц — всегда твердые.
У этих звуков нет пары по твердости—мягкости (нет «братцев»).
3. Развитие фонематического слуха. Игра «Цепочка».Ведущий называет
слово (например, автобус). Следующий участник игры определяет
последний звук в слове и подбирает слово, начинающееся с этого звука.
Остальные участники игры делают то же самое, составляя цепочку слов.
В данном случае слова должны заканчиваться на твердые и мягкие
согласные.
Примерная цепочка: автобус — сахар — рысь — сироп — портфель —
лебедь — декабрь—рисунок — короб.
4.Связь звуков и букв.Логопед называет любые звуки (парные и непарные), а
дети записывают соответствующие буквы.
5.Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
6.Игра «скажи наоборот».
Кака — кякя Мюмю — муму и т.д.
— Звуковой анализ словпаронимов. Лук — люк, мишка — мышка, Мила
— мыла и т.д. Составление графической схемы. Вспомнить, перед какими
гласными согласные становятся мягкими: Е, И, Ё, Я, Ю. деление слов на
слоги с выделением ударного слога.
—Логопед предлагает проанализировать предложения:
На грядке лук, а в подвале люк. В лесу живет мишка, а в доме
мышка.Выделение из состава предложений словпаро мимов. Уточнение значений
слов.
IV. Физкультминутка. Игра «Кузнечики». Выполнение действий по
тексту.
Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики, Прыгскок, прыгскок.
Сели, травушку покушали, Тишину послушали. Выше, выше, высоко,
Прыгай на носках легко.
V. Упражнения по развитию лексикограмматической стороны
речи.Какое время года наступает вслед за весной? Назовите летние
месяцы. Сравните весну и лето.Весной солнце светит ярко, а летом еще...
(ярче). Весной птицы поют звонко, а летом еще... (звонче). Весной цветов
много, а летом еще ... (больше). Весной воздух теплый, а летом еще...
(теплее). Весной детям весело, а летом еще... (веселее). Весной деревья
зеленые, а летом еще... (зеленее). Весной день длинный, а летом еще...
(длиннее).
VI. Итог занятия и оценка работы детей.
VII. Домашнее задание.