Цели:
коррекционно-образовательные:
— учить детей различать согласные звуки по признаку звонкости—глухости с опорой на тактильно-вибрационный и акустический контроль;
— формировать словарь;
коррекционно-развивающие:
— уточнять и расширять словарь детей;
— выполнять расслабляющие упражнения;
— учить координировать речь с движениями;
— развивать дыхание и голос;
— развивать навыки звукобуквенного анализа;
коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей навыки самоконтроля речи и наблюдательность при изучении изменений в природе.
Оборудование: карточки, предметные картинки, сюжетная картина «Лето», зеркала.
Занятие 66. Глухие и звонкие согласные
Цели:
коррекционнообразовательные:
учить детей различать согласные звуки по признаку звонкости—
—
глухости с опорой на тактильновибрационный и акустический контроль;
—
формировать словарь;
коррекционноразвивающие:
—
уточнять и расширять словарь детей;
— выполнять расслабляющие упражнения;
—учить координировать речь с движениями;
— развивать дыхание и голос;
— развивать навыки звукобуквенного анализа;
коррекционновоспитательная:
— воспитывать у детей навыки самоконтроля речи и наблюдательность при
изучении изменений в природе.
Оборудование: карточки, предметные картинки, сюжетная картина «Лето»,
зеркала.
I. Организационный момент.
Логопед: «Сядет тот, кто превратит твердые согласные в мягкие: па —
Ход занятия
Работа над развитием дыхания и голоса (см. занятие 65).
пяса — сяко — кёзу — зю и т.д.
II. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по
развитию дыхания и голоса.
1. Общее расслабление (см. занятие 65).
2.Развитие общей моторики (см. занятие 65).
3.Развитие мелкой моторики (см. занятие 65).
4.Массаж лица (см. занятие 65).
5.Развитие мимических мышц (см. занятие 65).
6. Развитие артикуляционной моторики (см. занятие 65).
7.
III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1. Объявление темы.Приложите руку к горлышку и произнесите звук Б, а
затем звук П. В каком случае горлышко дрожит? Как называются звуки,
которые мы произносим с голосом? А без голоса? Звонкие и глухие
согласные будут гостями на нашем занятии.
2.Акустикоартикуляционный образ звуков. Характеристика звуков
производится с опоройна тактильновибрационный контроль. Для сравнения
берется несколько пар звуков.
3. Развитие фонематического слуха.
На звонкий звук дети поднимают карточку с колокольчиком, а на глухой —
без колокольчика.4. Связь звуков и букв.Логопед произносит звуки парами: П — Б, Д — Т,
Г — К, С — 3, Ш — Жи т.д. Дети печатают соответствующие буквы.
5.Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
фа — ва
и/а — жа
— Игра «Скажи наоборот». Замени согласный звук на глухой. Замени
согласный звук на звонкий.
Ба — па
За — са
Да — та га — ка Зи — си ги — ки
— Игра «Замени звук». Замени в каждом слове парные согласные звуки.
вены — фены
Лука — луга
код — год
Бочка — почка
Ворс — форс
быль — пыль
Галька — калька вата — фата
Бить — пить
Враки — фраки
Шар — жар
Шест — жест
Шаль — жаль
Лужа — Луша
— Игра «Слово заблудилось». Закончить двустишия словами,
подходящими по смыслу.
кости — гости
бабочка — папочка
коза — коса
роза — роса
Лиза — лиса
зуб — суп
Распустились утром росы, На цветках сверкают розы.
Зреет красная Галина, Соберет ее калина.
На крючке нашивка, На рукаве наживка.
На березе распустилась бочка, А в подвале стоит почка.
По реке плывут плоды, Зреют на ветвях плоты.
Я в тетрадях ставлю дочку, Мама любит свою точку.
IV. Физкультминутка.
Мы сено косили,
Косили, косили,
Мы сено носили,
Носили, носили.
Мы сено собрали,
Собрали, собрали.
Мы сильно устали, устали, устали.
Отдохнуло наше тело,
Что же, примемся за дело.
V. Упражнения по развитию лексикограмматической стороны
речи.
Придумывание слов, отвечающих на вопросы «Что делает? Что делают?»
по теме «Лето».
Солнце (что делает?) — ... Цветы — ... Небо ...Фрукты, овощи — ...
143
Облака — ...
Птицы — ...
Трава — ...
Дети — ...
Листья — ...
Крестьяне, фермеры — ...
VI. Итог занятия и оценка работы детей.
Как определить, глухой или звонкий согласный?
Назовите признаки лета.
VII. Домашнее задание.
К занятию 66 (альбом 3, с. 32).
VIII. Материал для закрепления вне занятий
(тетрадь 3, с. 26; май, 4 неделя).
1. Фонетические игры.
— Игра «Хлопай, не зевай». Произносится ряд звуков — на звонкие
хлопаем, на глухие топаем (аналогично с мягкими и твердыми).
— Игра «Чудесный мешочек». Ребенок берет из мешочка картинку,
называет ее, определяет место заданного звука и дает этому звуку полную
характеристику.
— Игра «Телевизор». На экране телевизора появляется картинка. Дети
называют ее, а затем составляют схему слова. Слова типа бочка, почка,
тень, день.
Игра «Скажи наоборот». Подбираются слова, в которых один звук
заменяется на другой, и называется новое слово. Например, Б на П
2.Лексикограмматические игры.
— Игра «Назови признак». Лето (какое?) — теплое, яркое, разноцветное,
радостное и т.д. (Солнце, трава, вода, дождь, дети).
— Игра «Подбери действие». Солнце (что делает?) — ... , небо, облака,
трава, листья, цветы, фрукты, овощи, птицы, дети.
—Составление описательных рассказов о лете.