Занятие № 2 по теме: «Основные этапы исследовательской деятельности»

  • Исследовательские работы
  • doc
  • 04.07.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На занятии говорилось о том, как правильно организовать исследовательскую деятельность. Ребята должны знать, что такое исследовательская деятельность. На это занятии они должны узнать об основных этапах исследовательской деятельности. Они узнают, что такое тема исследования, актуальность, проблема, объект исследования, предмет исследования, цель исследования, задачи исследования, гипотеза.Это разработка занятия по исследовательской работе. Знакомство с научными понятиями. Если на первом занятии знакомились, что такое наука, то на этом занятии даны основные этапы исследовательской деятельности.
Иконка файла материала по теме исследования..doc
Тема: «Основные этапы исследовательской деятельности» Задачи: Занятие № 2  Дать учащимся представление о технологии исследовательской работы.  Активизировать интерес к исследовательской деятельности.  Объяснить основные этапы исследовательской деятельности.                                                   Ход  занятия Учитель.    Ребята,   сегодня   на   уроке   мы   поговорим   о   том,     как   правильно организовать исследовательскую деятельность.  Во­первых, мы должны понимать, что такое исследовательская деятельность. Как вы думаете, ребята, что это такое? (Ответы детей). Итак, исследование – это Исследование   невозможно   провести   без   понимания  что,   зачем,   с   помощью чего, где, когда и кем.   Поэтому целесообразно продумать возможные ответы на эти вопросы, представить, как может разворачиваться исследование, а потом его начинать.   Сегодня мы с вами на примере одной темы постараемся понять основные этапы исследовательской деятельности. Этой теме посвятим несколько уроков. Итак,   любое   исследование   начинается   с   формулировки   проблемы,   которая вытекает из выбранной темы исследования. Также важно определить объект и предмет   исследования.   Необходимо   формулировать   цель   исследования.   Для достижения цели определяются задачи исследования, которые могут являться «пошаговым»   достижением   цели.   А   сейчас   рассмотрим   всё   подробнее. Положите перед собой карточку № 1, на которой даны определения. 1.Тема исследования. На одном из уроков каждый из вас выберет свою тему исследования, а сегодня мы   возьмём   интересную   тему   «Представление   о   запретах   на   деятельность человека в природной среде» В нашей жизни существует много запретов. А что такое запрет?     (Ответы детей, обобщение учителем).   Эта тема сейчас очень актуальна. Что такое актуальность? 2.Актуальность  –   важность,   значимость   для   настоящего   момента. Актуальность   важно   формировать   чётко   и   конкретно,   привязать   к   теме исследования.   Необходимо   отразить   актуальность   конкретной   обсуждаемой темы.   Прочтите   в   карточке   про   актуальность.     (Дети   зачитывают   ).   Да, актуальность темы исследовательской работы достаточно выразить в понимании «почему же мне это стало интересно» или «я это  не знаю и хочу знать». Значит актуальность исследования – это то, зачем и почему мы изучаем эту тему.  Как   вы   думаете,  в   чём   актуальность   нашей   данной   темы?   Попробуйте определить.   (Ответы детей).  (Обобщение учителем)  Актуальность. Люди по­разному понимают, что можно, а что нельзя или опасно делать на природе. Интересно узнать,какие представления о запретах на деятельность человека в природе существуют  у взрослых, а какие у ребят, сравнить их. Ведь именно, от представлений о запретах во многом зависит то, что будут делать люди с природой. 3.  Проблема.  А   сейчас   поговорим   о   проблеме.   Проблема   –   это   то,   что   мы изучаем, какой вопрос нам необходимо разрешить. Это сложный теоретический и практический  вопрос, требующий изучения.       Проблема исследования – это конкретный вопрос, на который планируется ответить в процессе работы над исследованием. Это то, что неизвестно, а мы хотим знать. Проблема рассматриваемой нами темы заключена в следующем: «Какие существуют различия между взрослыми и детьми, а также между мальчиками   и   девочками   в   осознании   системы   запретов   на   действия человека в природной среде. 4.Объект исследования.   Определяя объект исследования, мы проясняем: что именно в этом мире мы исследуем?   Конкретное поле поиска.  Что будет объектом по нашей теме исследования? Объектом  нашего исследования  является «Система представлений людей». 5.Предмет исследования.   Предметом исследования – это отдельные стороны свойства   объекта.     Предмет,   более   узкое   понятие   по   сравнению   с   объектом исследования.   Например,   если   объектом   будут   являться   геометрические фигуры, которые существуют, то предметом могут быть треугольники.  Что может быть предметом нашей темы?  Предмет исследования «Представления людей о своей деятельности в природе, на которые налагаются запреты». 6. Цель исследования. Цель исследования – это то, что  мы в исследовании хотим разъяснить, ответить на   вопрос   о   том,  зачем   мы   его   проводим.    Цель   нашей   темы   – «Выявление возрастных   различий   в   представлении   о   запретах   на   действия   человека   в природе». 7. Задачи исследования  ­ уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги. Мы должны понять, что нужно сделать, чтобы достигнуть цели. Формируя задачи, следует помнить, что, решая их, создаётся программа исследования или иначе, алгоритм.   Дать описание, изучить литературу по проблеме, дать характеристику,  разработать программу, собрать сведения и т.д. А теперь рассмотрим наши задачи. 1. Выяснить представления о запретах на действия человека в природе, опасные для:  самого человека;  природы;  природы, а вследствие этого и для самого человека. 2.Сопоставить различные представления в зависимости от:  возраста;  пола.3. Выявить представления о запретах на действия человека в природе, общие для всех и особенные для каждого возраста и пола. 8. Гипотеза   ­ это наш предполагаемый ответ на заданный вопрос (проблему). Это предположение, требующее проверки. Это самый сложный и важный этап в исследовании. Гипотез может быть несколько. Обычно гипотезы начинаются со слов   «предположим»,   «допустим»,   «возможно».   Какую   гипотезу   можно выделить по нашей теме?     «Представления взрослых о запретах на деятельность человека в природе имеет более рациональный характер, в отличии от детей, у которых более эмоциональный. У мальчиков, в отличии от девочек, данные представления будут иметь более обобщённые формулировки». Итог   занятия:    Сегодня   мы   с   вами   постарались   понять   основные   этапы исследовательской   деятельности.   На   следующих   занятиях   будем   конкретно рассматривать каждый этап, проводить тренировочные упражнения.