Занятие по физической культуре на тему "Игровой стретчинг на занятиях по адаптивной"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Игровой стретчинг - это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Профессия педагога предполагает активное ведение коррекционной работы с детьми. Большую роль в коррекционной работе играют занятия адаптивной физической культурой. Наряду с решением основных задач – укреплением здоровья, обеспечением правильного физического развития, уроки физической культуры в специальной школе решают и коррекционные задачи путем преодоления недостатков физического развития и нарушений моторики умственно отсталых детей. Как показывает статистика, из всех нарушений здоровья, нарушение интеллекта является самым распространенным. Многочисленные исследования показали, что у детей с нарушениями интеллекта недостаточно развиты психофизические качества: мышление, речь, память, зрительное восприятие, пространственная ориентирование, фонематический слух, моторика пальцев рук и т. д. Все это сопряжено с аномальным развитием двигательной сферы.
Иконка файла материала Игровой стренчинг для детей с ОВЗ.docx
Игровой стретчинг на занятиях по адаптивной физической культуре для детей с ОВЗ Адаптивная физическая культура (далее – АФК) представляет собой подсистему  общей физической культуры, спецификой которой является работа с детьми с  ограниченными возможностями, с теми, у кого имеются серьезные отклонения в  состоянии здоровья, а так­ же с детьми, которые недостаточно физически и умственно развиты. С научной  точки зрения АФК – это комплекс мер спортивно­оздоровительного характера,  направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде  людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих  ощущению полноценной жизни, а также осознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. Магистральным направлением адаптивной физической культуры является  формирование двигательной активности как биологического и социального  факторов воздействия на организм и личность ребенка. Познание сущности этого  явления – методологический фундамент АФК. Безусловно, методика АФК будет существенно отличаться от обычной, что  обусловлено её спецификой, в том числе и аномальным физическим и  психическим развитием детей. Необходимо сказать о задачах АФК, её значении. У ребенка с отклонениями в  физическом или психологическом здоровье АФК формирует: ­ способность преодолевать физические и психологические барьеры; ­ потребность чувствовать себя здоровым, вести активный и здоровый образ  жизни; ­ осознанное отношение к своим силам; ­ способность преодолевать физические нагрузки, необходимые для дальнейшего  полноценного функционирования в обществе; ­ желание улучшать свои личностные качества; ­ стремление повысить умственную и физическую работоспособность; ­ компенсаторные навыки: т. е. возможность использовать функции разных органов и систем организма вместо отсутствующих или  нарушенных. Профессия педагога дополнительного образования предполагает активное  ведение коррекционной работы с детьми. Большую роль в коррекционной работе  играют занятия адаптивной физической культурой. Наряду с решением основных задач – укреплением здоровья, обеспечением  правильного физического развития, уроки физической культуры в специальной  школе решают и коррекционные задачи путем преодоления недостатков  физического развития и нарушений моторики умственно отсталых детей. Как  показывает статистика, из всех нарушений здоровья, нарушение интеллекта  является самым распространенным. Многочисленные исследования показали, чтоу детей с нарушениями интеллекта недостаточно развиты психофизические  качества: мышление, речь, память, зрительное восприятие, пространственная  ориентирование, фонематический слух, моторика пальцев рук и т. д. Все это сопряжено с аномальным развитием двигательной сферы. Важнейшим направлением в учебно­воспитательной работе с такими детьми  является коррекция нарушений психофизического развития средствами  физической культуры. Это и обусловливает актуальность темы исследования. Наши занятия АФК с детьми направлены на достижение следующих основных  задач: ­ укрепление здоровья; ­ повышение работоспособности; ­ коррекционная работа по развитию и совершенствованию ­двигательных навыков, умений, физических качеств; ­ профилактическая работа; ­ развитие чувства ритма, темпа, координация движений; ­ развитие эмоциональной сферы; ­ социализация. В своей работе мы делаем акцент на то, что процесс занятий АФК связан не  только с коррекционной, профилактической и компенсаторной работой, важной  составляющей также является и формирование самооценки детей, их  социализация для дальнейшего успешного взаимодействия с обществом. Занятия АФК строим так, что специальные упражнения и игры помогают  учащимся компенсировать недостатки их физического и психического развития,  развить двигательные качества, улучшить их физическое и психоэмоциональное  состояние. Для достижения наилучших результатов, в планирование мное включены не  только коррекционно­развивающие занятия и упражнения, но и игровой  стретчинг. Таким образом, условно можем выделить следующие основополагающие  принципы организации занятий АФК: ­ комплексность: сочетание различных упражнений, методик, применение  игрового стретчинга; ­коррекционную gwMzA1Mнаправленность; ­ индивидуализацию: к каждому ребенку необходим свой подход, исходя из  особенностей его физического, умственного, эмоционального состояния,  возраста, характера и ряда других факторов; ­ дифференциацию процесса обучения и др. Исходя из особенностей уроков АФК в коррекционной школе, необходимо  выделить следующие этапы занятия АФК: 1 – вводная часть (5–7 мин). Включает в себя организацию класса, настрой детей  на занятие, ознакомление с предстоящим уроком (что будем делать и т. п.),  строевые упражнения;2 – подготовительная часть (10–20 мин). Включает в себя различные физические  упражнения развивающего характера; 3 – основная часть (20–30 мин); 4 – заключительная часть (5–7 мин). Включает в себя, например, упражнения на  координацию, дыхательные упражнения. Игра – одно из любимейших занятий детей.  С помощью игры детей можно увлечь практически в любой вид занятий. В связи с этим игровая форма деятельности прослеживается буквально во всех сферах  обучения и развития детей, в том числе и в коррекционной работе с детьми с  ограниченными возможностями. На наш взгляд, игровая форма проведения занятий – наиболее ценная методика,  направленная на борьбу и работу с различными детскими недугами, а также и их  профилактику. Что же такое игровой стретчинг? Игровой стретчинг ­ это специально подобранные упражнения на  растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.   Значение игрового стретчинга ­ увеличивается подвижность суставов ­ мышцы становятся более эластичными и гибкими ­ повышается общая двигательная активность ­ упражнения направлены на формирование правильной осанки ­ воспитываются выносливость и старательность Методика игрового стретчинга: основана на статичных растяжках мышц тела  суставно­связочного аппарата рук, ног, позвоночника, оказывающих глубокое  оздоровительное воздействие на организм в целом. Основной целью игрового стретчинга является:   развитие двигательной активности детей, их коммуникативных качеств. Можно выделить следующие задачи игрового стретчинга: ­ преодоление у детей комплексов, связанных с физическим или умственным  несовершенством;­ профилактика различного рода деформаций позвоночника, укрепление его  связочного аппарата; ­ формирование правильной осанки; ­ повышение эластичности мышц, улучшение координации движений; ­ повышение выносливости, работоспособности, старательности; ­ развитие творческого потенциала, способности работать в команде; ­ совершенствование двигательной памяти, быстроты реакции, ориентирования в  пространстве и др. Каждое занятие игровым стретчингом проходит под  ритмичную музыку, что позволяет наилучшим образом достигнуть поставленных  задач. Также ритмичная музыка позволяет развить у детей чувство темпа и ритма. Положительным аспектом использования игрового стретчинга в коррекционной работе является: перевоплощение детей в различные образы.  Это помогает детям раскрепоститься, преодолеть стеснение в общении,  примерить на себя образ различных персонажей и героев. Безусловно, это  повышает интерес детей к занятию, их общее настроение и способствует  развитию коммуникативных навыков и качеств, которые пригодятся им при  взаимодействии со сверстниками и обществом в целом. Само занятие игровым стретчингом можно поделить на несколько этапов: 1. Вводный – музыкальная разминка, позволяющая подготовить и «разогреть»  организм для дальнейших интенсивных упражнений. 2. Основной – закрепление ранее изученных упражнений, знакомство с новыми  упражнениями, их выполнение и разучивание. 3. Завершающий – восстановление. Подчеркнем, что все занятия и упражнения игрового стретчинга проходят в  игровой форме, с использованием музыкально­ритмических упражнений. Это  заинтересовывает детей в выполнении необходимых движений. Поэтому игровой  стретчинг можно назвать творческой деятельностью, при которой дети находятся в мире образов. Эффективность подражательных движений заключается еще в  том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной  деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием  видов движений, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. Приведем пример нескольких упражнений игрового стретчинга: 1) «КОШКА» (избавляет от скованности позвоночника, его деформации): ­ исходное положение – встать на четвереньки, спина прямая; ­ на счет «Раз!» – поднять голову, максимально прогнуть спину; ­ на счет «Два!» – опустить голову, максимально выгнуть спину. 2) «ЗМЕЯ» (повышает внутриполостное давление, прямые мышцы брюшного  пресса растягиваются): ­ исходное положение – лечь на живот, ноги вместе, руки в упоре возле груди на  полу; ­ выполнение: медленно поднимаясь на руках, поднять сначала голову, затем  грудь; прогнуться, насколько возможно, не очень сильно запрокидывая головуназад; живот лежит на полу; задержаться нужное время; медленно вернуться в  исходное положение. 3) «ВЕЛОСИПЕД» (оказывает воздействие на поджелудочную железу,  восстанавливает и очищает органы пищеварения): исходное положение – лечь на спину, носки оттянуть; выполнение: попеременно сгибать и разгибать ноги не касаясь пола. Следует также рассказать об основных принципах выполнения упражнений  игрового стретчинга: ­ наглядность: показ упражнения, подробный образный рассказ; ­ доступность: обучение «от простого к сложному», «от известного к  неизвестному»; ­ систематичность: регулярность занятий, постепенное увеличение количества  упражнений, поэтапное увеличение нагрузки; ­ индивидуальный подход: учет особенностей конкретного ребенка, его возраста,  характера, физического и психоэмоционального состояния, состояния здоровья; ­ закрепление навыков: многократное выполнение упражнений, повторение. В своих занятиях игровым стретчингом мы выработали следующие  основные правила: 1) обязательный «разогрев» перед основными упражнениями; 2) использование ритмичной музыки; 3) перевоплощение в различные образы; 4) спокойное дыхание и ровная осанка; 5) плавное выполнение упражнений; Занятия игровым стретчингом с детьми демонстрируют, что понятные и знакомые образы сказочного мира помогают легко выполнять непростые, а для детей –  зачастую и скучные, физические упражнения. Отметим, что укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями,  физическими или умственными отклонениями –это, прежде всего, движение.  Именно движение позволяет производить коррекционную работу наиболее  эффективно, оно активизирует функции всего организма, усиливает и улучшает  дыхание, кровообращение. Большую роль в коррекционной работе играют занятия адаптивной физической  культурой.  Основными ее задачами являются: укрепление здоровья детей, обеспечение их правильного физического развития,  обучение двигательным умениям и навыкам. Для достижения наилучших результатов в планирование намвключены не только  коррекционно­развивающие занятия и упражнения, но и игровой стретчинг.  Игровой стретчинг – это комплекс специально подобранных упражнений на  растяжку мышц, проводимых с детьми в игровой форме. Основной цельюигрового стретчинга является развитие двигательной активности детей, их  коммуникативных качеств. Основными принципами АФК и игрового стретчинга являются: комплексность;  индивидуализация;  систематичность;  доступность; коррекционная направленность. Развитие детей с помощью средств и методов АФ, поддержание оптимального  психофизического состояния представляет каждому ребенку возможность  достичь выдающихся результатов, адаптироваться в обществе, повысить  самооценку.