Игровой стретчинг - это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.
Профессия педагога предполагает активное ведение коррекционной работы с детьми. Большую роль в коррекционной работе играют занятия адаптивной физической культурой.
Наряду с решением основных задач – укреплением здоровья, обеспечением правильного физического развития, уроки физической культуры в специальной школе решают и коррекционные задачи путем преодоления недостатков физического развития и нарушений моторики умственно отсталых детей. Как показывает статистика, из всех нарушений здоровья, нарушение интеллекта является самым распространенным. Многочисленные исследования показали, что у детей с нарушениями интеллекта недостаточно развиты психофизические качества: мышление, речь, память, зрительное восприятие, пространственная ориентирование, фонематический слух, моторика пальцев рук и т. д.
Все это сопряжено с аномальным развитием двигательной сферы.
Игровой стретчинг на занятиях по адаптивной
физической культуре для детей с ОВЗ
Адаптивная физическая культура (далее – АФК) представляет собой подсистему
общей физической культуры, спецификой которой является работа с детьми с
ограниченными возможностями, с теми, у кого имеются серьезные отклонения в
состоянии здоровья, а так
же с детьми, которые недостаточно физически и умственно развиты. С научной
точки зрения АФК – это комплекс мер спортивнооздоровительного характера,
направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде
людей с ограниченными
возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих
ощущению полноценной жизни, а также осознанию необходимости своего личного
вклада в социальное развитие общества.
Магистральным направлением адаптивной физической культуры является
формирование двигательной активности как биологического и социального
факторов воздействия на организм и личность ребенка. Познание сущности этого
явления – методологический фундамент АФК.
Безусловно, методика АФК будет существенно отличаться от обычной, что
обусловлено её спецификой, в том числе и аномальным физическим и
психическим развитием детей.
Необходимо сказать о задачах АФК, её значении. У ребенка с отклонениями в
физическом или психологическом здоровье АФК формирует:
способность преодолевать физические и психологические барьеры;
потребность чувствовать себя здоровым, вести активный и здоровый образ
жизни;
осознанное отношение к своим силам;
способность преодолевать физические нагрузки, необходимые для дальнейшего
полноценного функционирования в обществе;
желание улучшать свои личностные качества;
стремление повысить умственную и физическую работоспособность;
компенсаторные навыки: т. е. возможность использовать
функции разных органов и систем организма вместо отсутствующих или
нарушенных.
Профессия педагога дополнительного образования предполагает активное
ведение коррекционной работы с детьми. Большую роль в коррекционной работе
играют занятия адаптивной физической культурой.
Наряду с решением основных задач – укреплением здоровья, обеспечением
правильного физического развития, уроки физической культуры в специальной
школе решают и коррекционные задачи путем преодоления недостатков
физического развития и нарушений моторики умственно отсталых детей. Как
показывает статистика, из всех нарушений здоровья, нарушение интеллекта
является самым распространенным. Многочисленные исследования показали, чтоу детей с нарушениями интеллекта недостаточно развиты психофизические
качества: мышление, речь, память, зрительное восприятие, пространственная
ориентирование, фонематический слух, моторика пальцев рук и т. д.
Все это сопряжено с аномальным развитием двигательной сферы.
Важнейшим направлением в учебновоспитательной работе с такими детьми
является коррекция нарушений психофизического развития средствами
физической культуры. Это и обусловливает актуальность темы исследования.
Наши занятия АФК с детьми направлены на достижение следующих основных
задач:
укрепление здоровья;
повышение работоспособности;
коррекционная работа по развитию и совершенствованию
двигательных навыков, умений, физических качеств;
профилактическая работа;
развитие чувства ритма, темпа, координация движений;
развитие эмоциональной сферы;
социализация.
В своей работе мы делаем акцент на то, что процесс занятий АФК связан не
только с коррекционной, профилактической и компенсаторной работой, важной
составляющей также является и формирование самооценки детей, их
социализация для дальнейшего успешного взаимодействия с обществом.
Занятия АФК строим так, что специальные упражнения и игры помогают
учащимся компенсировать недостатки их физического и психического развития,
развить двигательные качества, улучшить их физическое и психоэмоциональное
состояние.
Для достижения наилучших результатов, в планирование мное включены не
только коррекционноразвивающие занятия и упражнения, но и игровой
стретчинг.
Таким образом, условно можем выделить следующие основополагающие
принципы организации занятий АФК:
комплексность: сочетание различных упражнений, методик, применение
игрового стретчинга;
коррекционную gwMzA1Mнаправленность;
индивидуализацию: к каждому ребенку необходим свой подход, исходя из
особенностей его физического, умственного, эмоционального состояния,
возраста, характера и ряда других факторов;
дифференциацию процесса обучения и др.
Исходя из особенностей уроков АФК в коррекционной школе, необходимо
выделить следующие этапы занятия АФК:
1 – вводная часть (5–7 мин). Включает в себя организацию класса, настрой детей
на занятие, ознакомление с предстоящим уроком (что будем делать и т. п.),
строевые упражнения;2 – подготовительная часть (10–20 мин). Включает в себя различные физические
упражнения развивающего характера;
3 – основная часть (20–30 мин);
4 – заключительная часть (5–7 мин). Включает в себя, например, упражнения на
координацию, дыхательные упражнения.
Игра – одно из любимейших занятий детей.
С помощью игры детей можно увлечь практически в любой вид занятий. В связи с
этим игровая форма деятельности прослеживается буквально во всех сферах
обучения и развития детей, в том числе и в коррекционной работе с детьми с
ограниченными возможностями.
На наш взгляд, игровая форма проведения занятий – наиболее ценная методика,
направленная на борьбу и работу с различными детскими недугами, а также и их
профилактику.
Что же такое игровой стретчинг?
Игровой стретчинг это специально подобранные упражнения на
растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.
Значение игрового стретчинга
увеличивается подвижность суставов
мышцы становятся более эластичными и гибкими
повышается общая двигательная активность
упражнения направлены на формирование правильной осанки
воспитываются выносливость и старательность
Методика игрового стретчинга: основана на статичных растяжках мышц тела
суставносвязочного аппарата рук, ног, позвоночника, оказывающих глубокое
оздоровительное воздействие на организм в целом.
Основной целью игрового стретчинга является:
развитие двигательной активности детей, их коммуникативных качеств.
Можно выделить следующие задачи игрового стретчинга:
преодоление у детей комплексов, связанных с физическим или умственным
несовершенством; профилактика различного рода деформаций позвоночника, укрепление его
связочного аппарата;
формирование правильной осанки;
повышение эластичности мышц, улучшение координации движений;
повышение выносливости, работоспособности, старательности;
развитие творческого потенциала, способности работать в команде;
совершенствование двигательной памяти, быстроты реакции, ориентирования в
пространстве и др. Каждое занятие игровым стретчингом проходит под
ритмичную музыку, что позволяет наилучшим образом достигнуть поставленных
задач. Также ритмичная музыка позволяет развить у детей чувство темпа и ритма.
Положительным аспектом использования игрового стретчинга в
коррекционной работе является: перевоплощение детей в различные образы.
Это помогает детям раскрепоститься, преодолеть стеснение в общении,
примерить на себя образ различных персонажей и героев. Безусловно, это
повышает интерес детей к занятию, их общее настроение и способствует
развитию коммуникативных навыков и качеств, которые пригодятся им при
взаимодействии со сверстниками и обществом в целом.
Само занятие игровым стретчингом можно поделить на несколько этапов:
1. Вводный – музыкальная разминка, позволяющая подготовить и «разогреть»
организм для дальнейших интенсивных упражнений.
2. Основной – закрепление ранее изученных упражнений, знакомство с новыми
упражнениями, их выполнение и разучивание.
3. Завершающий – восстановление.
Подчеркнем, что все занятия и упражнения игрового стретчинга проходят в
игровой форме, с использованием музыкальноритмических упражнений. Это
заинтересовывает детей в выполнении необходимых движений. Поэтому игровой
стретчинг можно назвать творческой деятельностью, при которой дети находятся
в мире образов. Эффективность подражательных движений заключается еще в
том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной
деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием
видов движений, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц.
Приведем пример нескольких упражнений игрового стретчинга:
1) «КОШКА» (избавляет от скованности позвоночника, его деформации):
исходное положение – встать на четвереньки, спина прямая;
на счет «Раз!» – поднять голову, максимально прогнуть спину;
на счет «Два!» – опустить голову, максимально выгнуть спину.
2) «ЗМЕЯ» (повышает внутриполостное давление, прямые мышцы брюшного
пресса растягиваются):
исходное положение – лечь на живот, ноги вместе, руки в упоре возле груди на
полу;
выполнение: медленно поднимаясь на руках, поднять сначала голову, затем
грудь; прогнуться, насколько возможно, не очень сильно запрокидывая головуназад; живот лежит на полу; задержаться нужное время; медленно вернуться в
исходное положение.
3) «ВЕЛОСИПЕД» (оказывает воздействие на поджелудочную железу,
восстанавливает и очищает органы пищеварения):
исходное положение – лечь на спину, носки оттянуть;
выполнение: попеременно сгибать и разгибать ноги не касаясь пола.
Следует также рассказать об основных принципах выполнения упражнений
игрового стретчинга:
наглядность: показ упражнения, подробный образный рассказ;
доступность: обучение «от простого к сложному», «от известного к
неизвестному»;
систематичность: регулярность занятий, постепенное увеличение количества
упражнений, поэтапное увеличение нагрузки;
индивидуальный подход: учет особенностей конкретного ребенка, его возраста,
характера, физического и психоэмоционального состояния, состояния здоровья;
закрепление навыков: многократное выполнение упражнений, повторение.
В своих занятиях игровым стретчингом мы выработали следующие
основные правила:
1) обязательный «разогрев» перед основными упражнениями;
2) использование ритмичной музыки;
3) перевоплощение в различные образы;
4) спокойное дыхание и ровная осанка;
5) плавное выполнение упражнений;
Занятия игровым стретчингом с детьми демонстрируют, что понятные и знакомые
образы сказочного мира помогают легко выполнять непростые, а для детей –
зачастую и скучные, физические упражнения.
Отметим, что укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями,
физическими или умственными отклонениями –это, прежде всего, движение.
Именно движение позволяет производить коррекционную работу наиболее
эффективно, оно активизирует функции всего организма, усиливает и улучшает
дыхание,
кровообращение.
Большую роль в коррекционной работе играют занятия адаптивной физической
культурой.
Основными ее задачами являются:
укрепление здоровья детей, обеспечение их правильного физического развития,
обучение двигательным умениям и навыкам.
Для достижения наилучших результатов в планирование намвключены не только
коррекционноразвивающие занятия и упражнения, но и игровой стретчинг.
Игровой стретчинг – это комплекс специально подобранных упражнений на
растяжку мышц, проводимых с детьми в игровой форме. Основной цельюигрового стретчинга является развитие двигательной активности детей, их
коммуникативных качеств.
Основными принципами АФК и игрового стретчинга являются:
комплексность;
индивидуализация;
систематичность;
доступность;
коррекционная направленность.
Развитие детей с помощью средств и методов АФ, поддержание оптимального
психофизического состояния представляет каждому ребенку возможность
достичь выдающихся результатов, адаптироваться в обществе, повысить
самооценку.