Цели и задачи: познакомить с выразительными средствами художественной деятельности для передачи настроения в природе; научить изображать разное по настроению море; совершенствовать навыки работы гуашевыми красками; развивать чувство цвета; воспитывать интерес к природе, желание отражать впечатления в изобразительной деятельности.
Оборудование:
для учителя – аудиозаписи шума моря, музыкальные произведения И.С. Баха, Н. Римского-Корсакова, репродукции картин художников-маринистов, методическая таблица, бумага формата А-3, гуашь, кисти, палитра;
для уч-ся – бумага формата А-3, гуашь, кисти, палитра.Занятие по изобразительному искусству
Тема: «Море»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 17 им В. С. Завойко»
ПетропавловскКамчатского городского округа
г. ПетропавловскКамчатский ул. Петра Ильичева д. 80 т/факс 8(4152) 210370
Занятие по изобразительному искусству
Тема: «Море»
Цели и задачи: познакомить с выразительными средствами
художественной деятельности для передачи настроения в природе; научить
изображать разное по настроению море; совершенствовать навыки работы
гуашевыми красками; развивать чувство цвета; воспитывать интерес к
природе, желание отражать впечатления в изобразительной деятельности.
Оборудование:
для учителя – аудиозаписи шума моря, музыкальные произведения И.С.
Баха, Н. РимскогоКорсакова, репродукции картин художниковмаринистов,
методическая таблица, бумага формата А3, гуашь, кисти, палитра;
для учся – бумага формата А3, гуашь, кисти, палитра.
Ход занятия:
1.Организационный момент
2. Беседа по теме занятия
Беседу начинаю с вопросов. Какое сегодня у кого настроение? Почему?
Как вы думаете, от чего зависит настроение? Что может повлиять на
изменение настроения? Дети приводят примеры.
Настроение есть у каждого человека, это его состояние, отношение к
окружающим людям, событиям, явлениям природы. Предлагаю детям
прослушать стихотворение А. Ахундова:
День сегодня хмурый.
Ветер морщит воду…
Мама нарисуй мне
Хорошую погоду!
Что ж я нарисую?
Какое время года?
Осень ли? Весну ли?
Ведь она, погода,
И зимой и летом
Хороша бывает…
Нарисуй такую,
1Дочка отвечает,
Чтобы было жарко,
Чтобы загорали…
Чтобы дети в парке
Листья собирали.
Речку голубую,
Чтоб в реке купаться,
Горку ледяную,
Чтоб с горы кататься,
И еще зеленую
Травку – поваляться!
Нарисуй мне розу,
Лимонад и пряник,
Дедушку Мороза,
Солнышко и праздник.
И меня, пригожую,
В трусиках с горшками,
В валенках с калошками…
Нарисуй погоду мне,
Нарисуй хорошую!
Вопросы по содержанию стихотворения: Что девочка просила
нарисовать? (Хорошую погоду.) Какая погода для девочки хорошая? (Когда
ей весело, когда светит солнышко.) Какое настроение у природы, когда светит
солнце? (Радостное.) Оказывается, настроение природы и человека может
совпадать. Какое у вас и природы настроение, когда идет дождь? (Грустное.)
И так, художник, изображая природу, всегда стремиться увидеть,
понять. Выразить ее настроение, характер.
Далее включаю аудиозапись шума моря.
Знакомы вам эти звуки? Что это за звуки? (Море – отвечают дети)
Морская стихия… Море… Оно всегда волновало человека, влекло к себе
своей таинственной силой и красотой, бескрайностью пространства. И так мы
отправляемся к лазурным берегам моря.
Демонстрирую презентацию со слайдами репродукций картин
художников: К. Моне «Скалы в Этрета», К. Моне «Скалы Бель Иль», И.
Айвазовский «Девятый вал», фотоизображения моря. Разбираем и
анализируем картины художников: Какое море изобразил художник?
(спокойное, беспокойное) При помощи чего художник передал настроение и
характер моря? (цвет, форма мазков) Как превратить цвет в нежный,
тревожный, тихий?(смешиваем цвет с белой, серой или черной)
Показываю наглядное пособие: «Типы живописных мазков».
2Теперь вы поняли, ребята, что художники не просто изображают море,
но и передают его настроение. Каждый из художников выразил свои чувства и
переживания, свое отношение к изображаемому. Глядя на их картины мы
испытали те же состояния.
Перед началом работы провожу физ.минутку.
3.Творческая практическая деятельность учащихся.
Давайте вспомним, как вы раньше изображали море. Вам достаточно
было провести синюю полоску снизу, и это было уже морем.
Ну, а сегодня мы будем работать как настоящие художники. Будем не
только изображать, но и выражать свои чувства. Помните, что в изображении
моря должно присутствовать цветовое богатство. Не отдельным цветом
передаем настроение моря, а цветовыми сочетаниями, насыщенными цветом
мазками.
Помним, что цвет моря зависит от цвета неба. Небо, как в зеркале отражается
в воде. Но, несмотря, на то, что вода повторяет цвет неба – вода на тон темнее
Работаю вместе с детьми на доске. Звучат музыкальные произведения
неба, т.к. вода гораздо плотнее.
И.С. Баха, Н. РимскогоКорсакова.
4. Итог занятия.
Выставка и анализ работ.
Прошу найти из всех выставленных работ самое спокойное море, самое
взволнованное, самое неукротимое.
Обобщение темы занятия.
3На снятие локального напряжения (Дети качаются влево вправо. По команде
«замри» показывают фигуру, учитель выбирает наиболее интересную.)
Физ.минутка:
Море волнуется раз!
Море волнуется два!
Море волнуется три!
Морская фигура, замри!
4